Бэнкс — Бюстрём

Бэнкс (Бенкс, Banks), Дон(алд Оскар) (25.10.1923, Мельбурн, — 5.9.1980, Сидней). Австралийский композитор. Учился в Мельбурне; после 1950 продолжил образование в Европе, где среди его учителей были Сейбер, Бэббитт, Даллапиккола и Ноно. В 1950-х Б. сочинял мало; в произведениях этого периода сложился его динамичный стиль, основанный на серийной технике. Среди произведений 1960-х выделяются концерты для валторны (1965) и скрипки (1968) с оркестром. В 1972 Б. вернулся в Австралию; преподавал в Канберре; в 1978 возглавил Школу композиции Сиднейской консерватории. Среди поздних произведений примечателен Струнный квартет (1975). В ряде опусов 1960—70-х использованы элементы джаза (Assemblies для оркестра, 1966; Equations I, II, III для джазового и камерного ансамблей, 1969—72; Nexus для оркестра, 1971; Benedictus для голосов, джазовых и электронных инструментов и магнитофона, 1976 и др.).

Бэрд — см. Берд.

Бэттен (Беттен, Batten), Адриан (крещен 1.3.1591, Солсбери, — 1637, Лондон). Английский композитор. Был певчим Уинчестерского собора, псаломщиком Вестминстерского аббатства (1614—26), хормейстером лондонского собора св. Павла. Вся сохранившаяся музыка Б. предназначена для церкви. Возможно, Б. был переписчиком так наз. «Органной книги Бэттена» (Batten Organbook), которая представляет собой важный источник по английской церковной музыке.

Бэттисхилл (Баттисхилл, Battishill), Джонатан (май 1738, Лондон, — 10.12.1801, Айслинтон). Английский композитор. В детстве был певчим в соборе св. Павла, затем — концертирующим певцом-тенором и органистом. Начиная с 1750-х дирижировал в Ковент-Гарден и сочинял песни для театра Друри-Лейн. Написал также оперу «Альмена» (Almena, 1765, в соавторстве с Майклом Арном), ряд др. песен и множество популярных антемов, в т. ч. Call to Remembrance (1797).

Бэттл (Баттл, Battle), Кэтлин (р. 13.8.1948, Портсмут, Огайо). Американская певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась в консерватории г. Цинциннати у Франклина Бенса (Bens). Профессиональный дебют Б. состоялся в 1972 на фестивале в Сполето (партия сопрано в «Немецком реквиеме» Брамса). Вскоре после этого Б. была приглашена Ливайном в Метрополитен-опера. Обладательница несильного, идеально выровненного во всех регистрах голоса и безупречной техники, Б. обычно выступает в партиях субреток и инженю (Блонда, Сюзанна, Церлина, Деспина, Памина, Адина, Цербинетта, Софи, Зденка и др.), а также в камерном репертуаре.

Бюллан (Булландт, Bullant, Bullandt), Антуан (ок. 1750, Амьен[?], — июнь[?] 1821, Санкт-Петербург). Французский композитор и фаготист чешского происхождения. В 1771 или 1772 обосновался в Париже, где опубликовал 4 симфонии (1773) и несколько камерно-инструментальных ансамблей. С 1780 жил в Санкт-Петербурге; с 1785 играл в оркестре Императорского театра. До 1799[?] сочинял сценические произведения на русские тексты; большой популярностью пользовалась, в частности, комическая опера Б. «Сбитенщик» на текст Я. Княжнина по мотивам комедии Мольера «Школа жён» (1783 или 1784).

Бюлов (Bülow), Ганс (Гвидо), барон фон (8.1.1830, Дрезден, — 12.2.1894, Каир). Немецкий пианист и дирижер. Учился у Вика, Эбервейна, Гауптмана. С юных лет был приверженцем новой немецкой школы. В 1849 в Веймаре познакомился с Листом, в 1850 в Швейцарии — с Вагнером. С 1851 брал уроки у Листа; в 1857 женился на его дочери Козиме (от этого брака родилось двое детей). С 1853 концертировал как пианист. В 1864—69 жил в Мюнхене, руководил Королевским оперным театром, где под его управлением прошли премьеры опер Вагнера «Тристан и Изольда» (1865) и «Нюрнбергские майстерзингеры» (1868). Начавшийся в 1864 роман Козимы с Вагнером не изменил отношения Б. к своему кумиру. С 1872 Б. гастролировал как пианист в Европе и Америке; в 1875 в Бостоне он впервые исполнил 1-й фортепианный концерт Чайковского (посвящен Б.). В 1877—79 возглавлял придворный оперный театр в Ганновере, в 1880—85 — придворный оркестр в Майнингене, который п/у Б. стал одним из лучших европейских коллективов; с этого времени значительное место в репертуаре Б. заняла музыка Брамса. В 1886—93 работал с Гамбургским ФО и Берлинским ФО. Для исполнительского искусства Б. была характерна прежде всего высокая интеллектуальная культура; по существу, Б. явился первым в истории выдающимся дирижером-интерпретатором, всецело посвятившим себя исполнению чужой музыки. Композиторское наследие Б. скромно (в настоящее время изредка звучат его оперные транскрипции для фп.), однако его редакции фортепианных произведений Баха, Бетховена, Шопена имеют непреходящую ценность.

Бюль (Buhl), Жозеф Давид (1781, близ Амбуаза, — после 1828, ?). Французский трубач. Играл в оркестрах Парижа. Автор школы игры на трубе (1825). В 1803—29 осуществил редакцию и кодификацию традиционных французских военных сигналов.

Бюнуа (Busnois), Антуан (ок. 1430, ?, — 6.11.1492, Брюгге). Французский (франко-фламандский) композитор, наиболее видный представитель бургундской школы третьей четверти XV в. Возможно, учился в Париже у Окегема. Пользовался широкой известностью как певец, служил в капелле герцога Карла Смелого, а затем его дочери Марии Бургундской, после смерти которой (1482) обосновался в Брюгге, где был связан с церковью Сен-Совёр. Наследие Б. состоит из 2 месс, Credo, Магнификата, 8 мотетов, 2 гимнов и 61 песни (в жанрах бержеретты, рондо и шансон) для 3 или 4 голосов, в т. ч. на собственные слова. В стилистическом отношении музыка Б. представляет собой связующее звено между творчеством Дюфаи и Жоскена Депре. Стиль Б. характеризуется преобладанием трезвучных вертикалей, смелыми гармоническими сдвигами, обильным использованием имитаций. Особенно оригинальны его песни, многие из которых основаны на народных мелодиях. Как в песнях, так и в мотетах Б. фигурирует богатый набор изысканных контрапунктических приемов. Обе мессы Б. четырехголосны и построены на cantus firmus. Ему приписывалась известная шансон «Вооруженный человек» (L’homme armé), использованная в качестве cantus firmus многими композиторами XV—XVII вв.

Духовная муз.: Месса на L’homme armé; месса на O crux lignum; Credo; Магнификат; 8 мотетов; 2 гимна.

Светская муз.: 30 рондо; 13 бержеретт; 18 шансон.

Бюри (Bury), Бернар де (20.8.1720, Версаль, — 19.11.1785, там же). Французский композитор. С 1741 — придворный клавесинист, с 1751 — королевский музыкальный суперинтендант. Автор произведений для музыкального театра, пьес для клавесина, кантат и др.

Бюс (Buus), Жак (ок. 1500, Гент[?], — 1565, Вена). Фламандский композитор. Возможно, до начала 1540-х работал во Франции. С 1541 служил вторым органистом венецианского собора св. Марка, с 1550 — при дворе Фердинанда I в Вене. Автор инструментальных ричеркаров (1547, 1549) в изощренном полифоническом стиле, характерном для нидерландской школы; некоторые из них однотемны и весьма велики по объему. Мотеты Б. (1549) обнаруживают влияние Гомберта. Некоторые из его шансон представляют собой пародии произведений французских композиторов.

Бюссер (Büsser), (Поль-)Анри (16.1.1872, Тулуза, — 30.12.1973, Париж). Французский композитор и дирижер. Учился в Парижской консерватории у Видора и Гильмана (1889—92), занимался у Гуно. С 1905 дирижировал спектаклями Парижской оперы. Преподавал композицию в Парижской консерватории (среди учеников — Икэнути, Эстрада, Дютийё, Дамаз). Автор 7 опер, балетов, произведений для церкви. В 1907 и 1912 по просьбе Дебюсси оркестровал его ранние произведения — «Маленькую сюиту» и сюиту «Весна».

Бюстрём (Byström), Оскар Фредрик Бернадотт (13.10.1821, Стокгольм, — 22.7.1909, там же). Шведский композитор. Педагог и церковный музыкант в Стокгольме, затем дирижер оркестра в Турку. Автор камерных произведений и Симфонии d-moll (1870—72), написанной под очевидным влиянием Бервальда (был другом Б.).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011