Бусманс — Бэнд

Бусманс (Boesmans), Филипп (р. 17.5.1936, Тонгерен). Бельгийский композитор. Окончил Льежскую королевскую консерваторию как пианист; занимался композицией у Пуссёра, посещал летние курсы новой музыки в Дармштадте. Стиль Б. складывался под влиянием додекафонии, однако уже с начала 1960-х в его музыке появляются консонансы и регулярные ритмы, позднее также обороты и приемы современной массовой музыки. Среди произведений — Sonance I и II для 2 и 3 фп. (1964—67), Explosives для арфы и 10 инструментов, Multiples для 2 фп. и оркестра, Attitudes (пьеса для музыкального театра, 1977), фортепианный (1978) и скрипичный (1979) концерты, оперы «Страсти Жиля» (La Passion de Gilles, 1983, Брюссель), «Хоровод» (Reigen) по А. Шницлеру (1993, там же), «Зимняя сказка» (Wintermärchen) по Шекспиру (1999, там же).

Буссани (Bussani), Франческо (1743, Рим, — после 1807, ?). Итальянский певец (бас). В 1783—94 выступал в Вене, в т. ч. в операх Моцарта; был первым исполнителем партий Бартоло и Антонио в «Свадьбе Фигаро» (1786) и партии Дона Альфонсо (1790).

Его жена Доротея, урожд. Сарди (Sardi) (1763 — после 1810), — австрийская певица (сопрано), первая исполнительница партий Керубино и Деспины. Позднее супруги пели в театрах Италии и в Лиссабоне.

Буссотти (Bussotti), Сильвано (р. 1.10.1931, Флоренция). Итальянский композитор, живописец, поэт, режиссер. Учился во Флорентийской консерватории (в т. ч. у Даллапикколы), однако не окончил ее из-за войны. В 1949—56 самостоятельно совершенствовался в композиции. Решающую роль в творческом становлении Б. сыграло пребывание в Париже (1956—58), где он занимался у М. Дойча и общался с Булезом и видным идеологом авангарда Хайнцем-Клаусом Метцгером (Metzger). Последний ввел его в круг дармштадтских адептов новой музыки и познакомил с Кейджем (1958). Вскоре Б. уверенно занял место на крайне левом фланге европейского авангарда.

Творчество Б. — своего рода критический этюд на тему об упадке современного западного искусства (эта же тема развивается и в его литературных трудах). Он проявляет незаурядную изобретательность, придумывая оригинальные способы графической нотации; многие его партитуры выглядят как произведения изобразительного искусства. Его опусы изобилуют перекрестными ссылками друг на друга и моментами явно автобиографического характера. Чувственность, граничащая с откровенным эротизмом, сочетается в них с изощренностью конструктивных решений. Основная область, в которой Б. реализует свой разносторонний и экстравагантный дар, — музыкальный театр. Перу Б. принадлежат оперы «Страсти по Саду» (La Passion selon Sade, 1965), «Лоренцаччо» (Lorenzaccio, 1972), «Ночью» (Nottetempo, 1976), Le Racine (1980), «Федра» (Fedra, 1988), «Вдохновение» (L’ispirazione, 1988), «Сицилийский эскиз» (Bozzetto siciliano, 1990), Furioso (1994), балеты «Горный хрусталь» (Bergkristall, 1974), «Федра/Гелиогабал» (Phaidra/Heliogabalus, 1981), Le Bal Mirò (1981), а также ряд др. произведений для театра, жанр которых не всегда поддается определению. Его произведения др. жанров почти всегда включают элемент театрализации; почти во всех используются нестандартные способы инструментального и вокального звукоизвлечения. Среди самых известных — «Пять пьес для Дэвида Тюдора» (Five Pieces for David Tudor) для фп. (1959), The Rara Requiem для голосов и камерного оркестра (1969), I semi di Gramsci для струнного квартета и оркестра (1972).

Бутми (Boutmy), Йоссе, собств. Шарль Жозеф (1.2.1697, Гент, — 27.11.1779, Брюссель). Нидерландский композитор. С 1736 состоял на службе у князя фон Турн унд Таксиса в Брюсселе; в 1744—77 — органист придворной капеллы там же. Автор произведений для клавира (3 сборника, 1738—50), в стилистике которых сочетаются французские, итальянские и немецкие влияния.

Трое из его сыновей стали исполнителями на клавишных инструментах и композиторами. Гийом (1723—1791), служивший при дворе князя фон Турн унд Таксиса, и Жан-Жозеф (1725—1782), работавший в Генте, Париже и Гааге, сочиняли клавирную музыку в итальянском стиле. Лоран-Франсуа (1756—1838) работал во Франции, в Нидерландах и в Лондоне, сочинял легкие фортепианные и камерные пьесы, песни и др.

Буттинг (Butting), Макс (6.10.1888, Берлин, — 13.7.1976, Восточный Берлин). Немецкий композитор. Учился в Мюнхене у Клозе и др. С 1919 — в Берлине. Уже в молодости придерживался социалистических взглядов; после войны занял видное положение в музыкальной жизни ГДР. Ранние опусы Б. созданы под сильным влиянием Регера; в 1920-х инвентарь выразительных средств Б. обновился, однако склонность к контрапункту и интенсивной мотивной работе осталась постоянной чертой его стиля. Среди произведений — 10 симфоний, 10 струнных квартетов, кантаты.

Буттштетт (Buttstett), Иоганн Генрих (25.4.1666, Биндерслебен, — 1.12.1727, Эрфурт). Немецкий композитор и теоретик. Ученик Пахельбеля. С 1684 служил органистом в Эрфурте. Сочинял духовную музыку и произведения для клавишных инструментов; в последних обнаруживается влияние Пахельбеля. В 1716 опубликовал книгу, направленную против прогрессивного трактата Маттезона Das neu-eröffnete Orchestre («Новооткрытый оркестр», 1713).

Его внук[?] Франц Фольрат Баттштедт (Battstedt, 1735—1814) — органист в Вайкерсхайме и Ротабурге и композитор, автор произведений для церкви.

Буффа — см. Опера-буффа.

«Буффоны» — см. Спор о «буффонах».

Бухнер (Buchner), Ганс (26.10.1483, Равенсбург, — 1538, Констанц[?]). Немецкий органист и композитор. Ученик Хофхаймера. С 1506 — органист Констанцского собора. В 1526, когда влияние Реформации распространилось на Констанц, Б. перебрался в Иберлинген. Автор трактата Fundamentum (ок. 1520), в котором рассматриваются вопросы нотации для клавишных инструментов, описывается техника переложения вокальных пьес для органа, а также — впервые в истории — методика контрапунктической обработки cantus firmus. Композиторское наследие Б. ограничивается включенными в этот трактат многочисленными нотными примерами.

Буценус (Bucenus), Паулус (р. в Гольштейне, творил в 1567—84, ум. в Риге[?]). Немецкий композитор. Ок. 1570 служил кантором в Торне (ныне Торунь), с 1576[?] — в Рижском соборе. Одаренный композитор церковной музыки, опубликовал 100 мотетов, 24 мессы и множество др. литургических композиций в сборнике (1583—84). Его «Страсти по Матфею» (1578) — одно из последних произведений для лютеранской церкви на латинский текст.

Буцина (bucina). Древнеримский духовой инструмент сильно изогнутой формы, с небольшим раструбом. Первоначально изготовлялся из рога, позднее из меди. Использовался как сигнальный инструмент.

Буцинами назывались также сигнальные инструменты в виде прямых конических медных труб длиной 1—1,5 м, изготовлявшиеся в период Великой французской революции (не сохранились).

Буццолла (Buzzolla), Антонио (2.3.1815, Адриа, — 20.3.1871, Венеция). Итальянский композитор и дирижер. Учился в Венеции, брал уроки у Доницетти и Меркаданте. Сочинил 5 опер, однако известности достиг прежде всего благодаря изящным ариеттам и канцонеттам на венецианском диалекте. С 1855 работал капельмейстером в венецианском соборе св. Марка.

Буш (Busch), Адольф (Георг Вильгельм) (8.8.1891, Зиген, — 9.6.1952, Гилфорд, Вермонт). Немецкий скрипач и композитор, брат Ф. Буша. Учился в Кёльнской консерватории. С 1907 выступал с Регером. В 1919 организовал струнный квартет (Busch Quartett), во главе которого гастролировал во многих странах, исполняя обширный репертуар, в т. ч. современную музыку. В 1933 покинул Германию. В 1930-х в Англии основал камерный оркестр Busch Chamber Players. С 1939 — в США, где выступал главным образом как ансамблист и руководитель камерного оркестра, а также в дуэте с пианистом Серкином, который был женат на дочери Б. В 1950 основал консерваторию (Marlboro School of Music) в шт. Вермонт. Среди его учеников — Менухин. Композиторское наследие Б. включает камерные ансамбли, песни, произведения для оркестра.

Буш (Bush), Алан (Дадли) (22.12.1900, Лондон, — 31.10.1995, Уотфорд). Английский композитор. Учился в КАМ у Ф. Кордера (1918—22) и частным образом у Айрленда; в 1929—31 изучал музыковедение и философию в Берлинском университете. С 1925 преподавал в КАМ (среди учеников — Найман). В 1935 вступил в Коммунистическую партию Великобритании; год спустя основал Рабочую музыкальную ассоциацию. Его ранние произведения («Диалектика» [Dialectics] для струнного квартета, 1929, Первая симфония in C, 1940) написаны оригинальным языком, с использованием своеобразного «тематического» метода, согласно которому каждая нота наделяется собственным тематическим значением. В послевоенном творчестве Б. центральное место занимают оперы на темы классовой борьбы, выдержанные в упрощенном стиле, характерном для искусства социалистического реализма («Уот Тайлер» [Wat Tyler, 1953], «Люди из Блэкмура» [Men of Blackmoor, 1956], «Сборщики сахарного тростника» [The Sugar Reapers, 1966], «Джо Хилл» [Joe Hill, 1970]). Премьеры всех опер Б. состоялись в ГДР.

Буш (Bush), Джеффри (23.3.1920, Лондон, — 24.2.1998, там же). Английский композитор и музыковед. Учился в Оксфорде. Автор опер, кантат, симфоний, песен и др. произведений в бодром тональном стиле, а также исследований по английской музыке XIX в.

Буш (Busch), Уильям (25.6.1901, Лондон, — 30.1.1945, Вулкомб). Английский композитор и пианист. Учился в США, Берлине, Лондоне, гастролировал во многих странах. Автор фортепианного концерта (1939), песен и др. произведений, в которых характерный английский пасторальный лиризм сочетается с влиянием континентальных композиторов, в т. ч. Стравинского.

Буш (Busch), Фриц (13.3.1890, Зиген, — 14.9.1951, Лондон). Немецкий дирижер и пианист, брат Адольфа Буша. Учился в Кёльнской консерватории. Работал в Риге (с 1909), Ахене (с 1912), руководил оперными театрами в Штутгарте (1918—22) и Дрездене (1922—33). Дрезденский период деятельности Б. отмечен премьерами опер Р. Штрауса, Бузони («Доктор Фауст»), Хиндемита («Кардильяк») и др. В 1933 покинул Германию; в 1930-х дирижировал Королевским СО Дании и Стокгольмским ФО, в 1940-х — американскими коллективами. В 1934—39 и 1950—51 руководил Фестивальной оперой в Глайндбёрне; огромным успехом пользовались постановки произведений Моцарта под его управлением.

Буше (Boucher), Александр-Жан (11.4.1778, Париж, — 29.12.1861, там же). Французский скрипач. Его виртуозной техникой восхищались многие выдающиеся музыканты, в т. ч. Боккерини, Шпор, Вебер; с другой стороны, его упрекали в склонности к безвкусному трюкачеству. Бетховен сочинил для Б. «Маленькую пьесу» (Petit mouvement) WoO 34 (1822).

«Бык на крыше» (Le boeuf sur le toit). Балет-пантомима Мийо на либретто Кокто (1920).

Бычков (Bychkov), Семен (р. 30.11.1952, Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Русский дирижер. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу Ильи Мусина. В 1975 эмигрировал на Запад. Руководил оркестром г. Гранд-Рапидс, Мичиган, США (1980—85), ФО Баффало (1985—89), Парижским оркестром (1989—98). Выступает со многими известными коллективами мира, в т. ч. с Берлинским ФО. С 1998 возглавляет СО Западногерманского радио (Кёльн), с 1999 — Дрезденскую гос. оперу.

Его брат Яков Крейцберг (Kreizberg, р. 24.10.1959) — дирижер, с 1995 возглавляет Борнмутский СО.

Бьёрлинг (Björling), Юсси, собств. Юхан (Юнатан) (5.2.1911, Стура-Туна, — 9.9.1960, Стокгольм). Шведский певец (тенор). Учился в Стокгольмской консерватории. С 1930 — солист Шведской королевской оперы; с 1938 пел в Метрополитен-опера и др. театрах Америки и Европы. Обладал звучным голосом с баритональным нижним регистром и блестящими высокими нотами, безупречно владел искусством бельканто и был вдумчивым актером; одним из первых среди скандинавских теноров завоевал мировую известность в итальянском репертуаре. Среди его лучших партий — Ричард, Манрико, Дон Карлос, Рудольф, Каварадосси, Де Гриё («Манон Леско» Пуччини).

Бьянки (Bianchi), Антонио (1758, Милан, — после 1817, ?). Итальянский певец и композитор. В 1792—97 пел в Берлине (в 1794 там же была поставлена одна из его опер), позднее — в др. немецких городах. Автор многочисленных песен, в т. ч., возможно, песни Vinqua Dorina bella, которую Вебер использовал в качестве темы для вариаций.

Другой композитор, носивший то же имя (ок. 1750 — после 1816), работал в Венеции и сочинял духовную музыку.

Бьянки (Bianchi), Франческо (ок. 1752, Кремона, — 27.11.1810, Хаммерсмит). Итальянский композитор. Учился в Неаполе у Йоммелли. В 1775—78 жил в Париже; приобрел известность как клавесинист и автор комических опер. Ок. 1782 стал вице-капельмейстером Миланского собора; в 1785—91 и 1793—97 работал вторым органистом венецианского собора св. Марка. В 1780-х писал оратории для венецианской консерватории Мендиканти. Между 1779 и 1784 сочинил ок. 60 опер, среди которых выделяются «Похищенная крестьянка» (La villanella rapita, 1783, Венеция) и «Французский дезертир» (Il disertore francese, 1784, там же); последняя примечательна сочетанием серьезности и юмора. С 1794 исполнял свои оперы в Лондоне (особым успехом пользовалась «Месть Нино» [La vendetta di Nino], созданная в 1790). В 1802—07 создал ряд французских комических опер для Парижа (в т. ч. «Корали, или Волшебный фонарь» [Corali, ou La lanterne magique], 1804). Написал также теоретический трактат. Оперы Б. (всего ок. 90) изобилуют легко запоминающимися мелодиями.

Бэббитт (Баббитт, Беббитт, Babbitt), Милтон (Байрон) (р. 10.5.1916, Филадельфия). Американский композитор, теоретик, педагог. Учился в Нью-Йоркском университете у Бауэр и Филипа Джеймса (James); брал частные уроки у Сешнса. С 1938 преподавал в Принстонском университете (с 1948 — на постоянной основе). Стоял у истоков так наз. Принстонской школы 12-тоновой композиции. Среди учеников Б. — Бэнкс, Л. Хиллер, Рэндалл, Сондхайм, Эпстейн, Мартино, Итон, Рзевски, Харви, Лердал, Либерсон. Перу Б. принадлежит ряд исследований по различным теоретическим проблемам современной музыки, в т. ч. по принципиальным вопросам анализа атональной и серийной музыки; значительная часть соответствующей англоязычной терминологии была впервые введена в научный обиход именно в его трудах.

Композиторский стиль Б. формировался под влиянием Веберна и, в еще большей степени, поздних серийных композиций Шёнберга, формы которых, согласно Б., определяются внутренними структурными особенностями лежащих в их основе додекафонных серий. В своих первых опубликованных произведениях (Три композиции для фп., 1947, Композиция для 12 инструментов, 1948) Б. попытался применить принцип серийной организации к ритму и тембру; наряду с Мессианом он явился одним из пионеров тотального сериализма. Более радикальные шаги в этом направлении были сделаны им позднее, когда в его распоряжении оказался такой идеальный инструмент для реализации идеи «тембрового сериализма», как синтезатор Американской радиокорпорации (RCA). Среди произведений Б., написанных с использованием последнего, — «Ансамбли для синтезатора» (1962—64) и «Филомела» (1964) для сопрано и магнитофона. Музыка Б., созданная до начала 1970-х, была тесно связана с его теоретическими взглядами, которые параллельно излагались в его статьях. Позднее он стал писать в более непринужденной манере, обнаруживая своеобразное чувство юмора (впрочем, остроумие было присуще ему всегда).

Для орк.: Relata I, II (1966, 1969); Ars combinatoria («Искусство сочетаний», 1981); фп. концерты № 1 (1985) и № 2 (1998).

Кам. муз.: Композиция для 4 инстр. (1948); Композиция для 12 инстр. (1948); 5 стр. квартетов (1948, 1954, 1970, 1970, 1982); All Set, джаз-бэнд (1957); Arie da capo, кам. анс. (1973—74); «Парафразы» (Paraphrases), 9 дух. и фп. (1979); Groupwise, кам. анс. (1983); Four Play, кам. анс. (1984).

Для фп.: Три композиции (1947); Partitions (1957); Post-partitions (1966); «Картины» (Tableaux, 1972); «Каноническая форма» (Canonical Form, 1983); «Эмблемы» (Emblems [Ars emblematica], 1989); Прелюдии, интерлюдии и постлюдия (1991); Tutte le corde (1994).

Для гол. и фп.: «Весенний плач вдовы» (The Widow’s Lament in Springtime, 1950); Du (1951); A Solo Requiem (1977); «Изголовье кровати» (The Head of the Bed, 1982).

Для магн.: Композиция для синтезатора (1961); «Ансамбли для синтезатора» (Ensembles for Synthesizer, 1964); Occasional Variations (1971).

Для магн. и гол.: «Видение и молитва» (Vision and Prayer, 1961); «Филомела» (Philomel, 1964); «Фонемены» (Phonemena, 1975).

Для магн. и инстр.: «Соответствия» (Correspondences, 1967); «Рефлексии» (Reflections, 1975); Concerti (1976); «Образы» (Images, 1979).

Бэкон (Бекон, Bacon), Эрнст (26.5.1898, Чикаго, — 16.3.1990, Оринда, Калифорния). Американский композитор, дирижер, педагог, пианист. Среди его учителей — Блох (композиция) и Ю. Гуссенс (дирижирование). Своей известностью обязан прежде всего песням (ок. 250), главным образом на стихи американских поэтов. Среди др. произведений — 4 симфонии (1932—63). У Б. учился Флойд.

Бэнд — см. Банда.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011