Баллиф — Баранович

Баллиф (Ballif), Клод (р. 22.5.1924, Париж). Французский композитор. Учился в Парижской консерватории у Мессиана и в Берлине у Блахера и ученика Шёнберга Йозефа Руфера (Rufer); преподавал в Германии и во Франции (с 1971 — в Парижской консерватории). В своей музыке стремится преодолеть разрыв между тональностью и атональностью и обеспечить их диалектическое единство. Звуковысотная система в произведениях Б. (он обозначает ее термином «метатональность») основывается на 11-тоновых хроматических звукорядах с пропуском 7-й ступени, т. е. тона, функционально наиболее чуждого тонике. «Метатональные» звукоряды у Б. часто обогащены микрохроматическими интервалами.

Балло (итал. ballo — «танец»). В Италии XV в. — последовательность танцев, состоящая из следующих частей: бассаданца, сальтарелло, куадернариа и пива. Перед Б. непременно исполнялось нетанцевальное торжественное вступление — интрада. В XVI в. место бассаданцы и куадернарии заняли павана, паванилья и басса, а место пивы и сальтарелло — гальярда, каскарда, тордильоне и канари. Подобного рода серии танцев играли видную роль в театральных увеселениях XVII в.; известный пример — «Балло неблагодарных дам» (Il ballo delle ingrate) Монтеверди (1608, опубл. 1638).

Сборники Б., состоящие из модных танцев, начали появляться ок. 1520. Некоторые источники XVII в. (например, труд Лоренцо Аллегри [Allegri] Il primo libro di musiche, 1618) содержат музыку многочастных Б., исполнявшихся во время дворцовых увеселений. В XVIII в., по мере развития жанра инструментальной сюиты, составленной из стилизованных танцев, термин «Б.» в отмеченном значении терял свою актуальность и в конечном счете вышел из употребления.

«Бал-маскарад» (Un ballo in maschera). Опера в 3 актах Верди (1859, Рим). В основе либретто (автор — Антонио Сомма [Somma]) лежит текст Скриба к опере Обера «Густав III» (1833).

Балтиморский симфонический оркестр (Baltimore Symphony Orchestra). Американский оркестр, созданный в 1916. Его первым главным дирижером (до 1930) был Густав Штрубе (Strube). В 1959—68 оркестр возглавлял П. Г. Адлер, в 1968—84 — Комиссиона, в 1985—98 — Давид Цинман (Zinman), с 1999 — Темирканов. С 1982 оркестр выступает в зале Joseph Meyerhoff Symphony Hall; летние циклы концертов проводятся в зале Symphony Hall и в парке Oregon Ridge Park близ Балтимора.

Балф (Balfe), Майкл Уильям (15.5.1808, Дублин, — 20.10.1870, аббатство Рауни). Ирландский композитор и певец (баритон). Единственный британский оперный композитор XIX в., чье творчество приобрело известность в континентальной Европе. С 1828 пел в Париже (где познакомился с Керубини и Россини), а также в театрах различных городов Италии, сочинял итальянские оперы. В 1833 вернулся в Лондон, где продолжал выступать на оперной сцене до 1846, после чего сосредоточился на оперном дирижировании. Уже ранние английские оперы Б. «Осада Ла-Рошель» (The Siege of Rochelle, 1835) и «Барышня из Артуа» (The Maid of Artois, 1836) были восторженно встречены публикой, при том что в академических кругах его критиковали за «россиниевскую» плодовитость. Опера Б. «Кэтрин Грей» (Catherine Gray, 1837) — первая английская романтическая опера без разговорных диалогов. Лучшее произведение Б. — опера «Цыганочка» (The Bohemian Girl, 1843), шедшая во многих театрах Европы, Северной и Южной Америки. Не будучи мастером музыкальных характеристик, ансамблевого и оркестрового письма, Б. возмещал эти недостатки мелодическим даром; популярность его опер не в последнюю очередь объясняется характерным для викторианской эпохи пристрастием к простому балладному жанру.

Бальбатр (Balbastre), Клод-Бенинь (22.1.1727, Дижон, — 9.5.1799, Париж). Французский органист и композитор. С 1750-х жил в Париже, где прославился как органист-виртуоз; с 1760 служил в Соборе Парижской Богоматери. До 1782 часто выступал в Духовных концертах. Автор оперных транскрипций и оригинальных пьес для органа, пьес для клавесина, 6 сонат для клавира и струнных (Sonates en quatuor, 1779).

Бальби (Balbi), Лодовико (ок. 1545, Венеция, — до 15.12.1604, там же). Итальянский композитор, монах-францисканец. Учился в Падуе у К. Порты. Руководил капеллой св. Антония в Падуе (1585—91), служил капельмейстером в соборах г. Фельтре (1593—97) и Тревизо (1597—98). Автор месс, мотетов, псалмов, а также мадригалов.

Его племянник Луиджи Б. (творил в 1585—1621) — церковный музыкант в Венеции и Падуе.

Бальца (Бальтса, Baltsa), Агнес (р. 19.11.1944, Лефкас). Греческая певица (меццо-сопрано). Училась в Афинах и Мюнхене. До 1971 была солисткой Франкфуртской оперы. В 1970 дебютировала в Венской гос. опере (Октавиан), год спустя — в США (Кармен в Хьюстоне); с 1979 регулярно поет в Метрополитен-опера. Обладает голосом насыщенного, густого тембра, отшлифованным во всех регистрах, и блестящей вокальной техникой; ее репертуар включает партии в операх и ораториях от Глюка, Моцарта и Россини до Р. Штрауса. В 1970—80-х часто выступала и записывалась с Караяном (Донна Эльвира, Амнерис, Эболи, Кармен, Октавиан, сольные партии в 9-й симфонии Бетховена, реквиемах Моцарта и Верди и др.).

Бальцар (Baltzar), Томас (ок. 1630, Любек, — похоронен 27.7.1663, Лондон). Немецкий скрипач и композитор. До 1655 работал при шведском королевском дворе, затем — в Англии (с 1661 играл в приватном оркестре короля). Познакомил англичан с такими новинками скрипичной техники, как двойные ноты, фигурации в быстром темпе, игра в высоком регистре. Среди немногих сохранившихся произведений — пьесы, опубликованные в сборнике вариаций The Division Violin (1685).

Бамбергский симфонический оркестр (Bamberger Symphoniker). Оркестр г. Бамберг (Бавария). Сформирован в 1946 из музыкантов пражского Немецкого ФО (Deutsche Philharmonie), существовавшего в 1939—45. Среди дирижеров — Герберт Альберт (Albert), Кайльберт, Йохум, Лафран, Витольд Ровицкий (Rowicki), Хорст Штайн (Stein). Главный дирижер с 2000 — Джонатан Нотт (Nott).

Бамбри (Bumbry), Грейс (Мелция Энн) (р. 4.1.1937, Сент-Луис). Американская певица (меццо-сопрано, затем драматическое сопрано). Училась в Бостонском университете, занималась у Лотте Леман. В 1960 дебютировала в Парижской опере (Амнерис). Широкое признание пришло к Б. после ее дебюта в Байройте (1961), где она исполнила партию Венеры п/у Заваллиша. В течение ряда сезонов с успехом выступала на сценах Ковент-Гарден и Метрополитен-опера. Среди наиболее заметных ролей — Эболи, Кармен (Б. исполнила эту роль в экранизации оперы п/у Караяна), Тоска, Саломея.

Бамптон (Bampton), Роза (Элизабет) (р. 28.11.1909, Лейквуд, Огайо). Американская певица (меццо-сопрано, затем сопрано). Училась в Институте Кёртиса; на оперной сцене дебютировала в 1929 (Зибель). В 1932—50 — солистка Метрополитен-опера. С 1937 пела партии драматического сопрано (Донна Анна, Леонора в «Трубадуре» Верди, Зиглинда, Кундри и др.). Выступала также на др. сценах США, в Лондоне и Буэнос-Айресе. Самая известная запись Б. — Леонора в «Фиделио» Бетховена п/у Тосканини (1944).

Бан (Ban), Йоан Альберт (1597 или 1598, Харлем, — 27.7.1644, там же). Нидерландский теоретик и композитор. Разработал доктрину, устанавливающую связь между экспрессией слов и определенными интервалами, гармониями и ритмами. Свою систему назвал musica flexanima (лат. «музыка, трогающая душу»). Ее подтверждению был призван служить сборник Б. «Цветник песен» (Zangh-bloemzel, 1642); свое дальнейшее развитие она получила в «Кратком опыте о пении» (Kort sangh-bericht), однако после смерти Б. была забыта.

Банда (итал. banda, англ. band — бэнд). В широком смысле — инструментальный ансамбль. Термин «Б.» чаще всего указывает на военные духовые оркестры (само слово «Б.», по-видимому, происходит от лат. bandum — [войсковое] «знамя») и на большие джазовые и эстрадные ансамбли (джаз-бэнды или биг-бэнды).

Банджо (англ. banjo — искаженное исп. или португ. бандора или бандола). Струнный щипковый, преимущественно плекторный инструмент с длинной шейкой и круглым корпусом, обтянутым пергаментной или кожаной (в настоящее время чаще пластиковой) мембраной (см. рис. к статье Лютня). Современные Б., как правило, имеют лады (как у гитары) и 5 стальных струн. Распространены 2 варианта настройки: G—c—g—h—d΄ и G—d—g—h—d΄. Предшественник современного Б. — инструмент, бытовавший среди рабов, завезенных в Новый Свет из Западной Африки в XVII в. Начиная примерно с 1870-х Б. широко используется в быту и в развлекательной музыке США. В 1920—30-х была популярна теноровая разновидность Б. с настройкой c—g—d΄—a΄, однако после второй мировой войны ее вытеснил более ранний пятиструнный тип; это произошло не без влияния певца Пита Сигера, который культивировал исполнительский стиль, характерный для сельских местностей южных штатов.

Бандонеон. Разновидность кнопочного аккордеона или концертины, изобретенная в 1940-х Генрихом Бандом (Band) из Крефельда (Германия). Используется в танцевальных оркестрах Южной Америки и Западной Африки, а также в музыке некоторых серьезных композиторов, в т. ч. авангардного направления.

Бандора (пандора). Низкий щипковый инструмент с 6 (реже 7) металлическими струнами, изобретенный в Лондоне[?] ок. 1562. Обычная настройка: C—D—G—c—e—a. Для Б. был создан довольно обширный сольный репертуар; партия Б. фигурирует в некоторых ранних публикациях английских песен и музыки для классических смешанных консортов. Среди композиторов, писавших для Б., — Морли, У. Лейтон. Согласно многим источникам конца XVI и XVII в., Б. использовалась в театральных постановках и придворных увеселениях; в XVIII в. вышла из употребления.

Бандуррия (мандуррия). Щипковый плекторный инструмент, гибрид гитары и цитры (1), распространенный в Испании и некоторых странах Латинской Америки (в т. ч. под названием бандола). Старинные образцы (до XVI в.) имели 3 струны; у современных Б., как правило, 6 двойных струн, настроенных по квартам.

Банистер (Banister), Джон (ок. 1625, Лондон, — 3.10.1679, там же). Английский композитор, скрипач. С 1660 был придворным скрипачом. В 1672 учредил первые в Европе платные публичные концерты. Автор инструментальных пьес, в т. ч. граундов и танцев; писал также музыку к пьесам английских драматургов XVI—XVII вв., в т. ч. к постановке «Бури» Шекспира в обработке Давенанта и Дж. Драйдена (Dryden).

Его сын Джон (ум. 1725[?]) — преемник отца на посту придворного скрипача, выступал с концертами и сочинял небольшие пьесы.

«Банк бан» (Bánk bán). Опера в 3 актах Эркеля на либретто Эгрешши по исторической драме Й. Катоны (Katona) (1861, Будапешт).

Банкьери (Banchieri), Адриано (3.9.1568, Болонья, — 1634, там же). Итальянский композитор и теоретик, монах-бенедиктинец. Большую часть жизни служил органистом монастыря Сан-Микеле в Боско. Из его обширного наследия наибольший интерес представляют трактаты по вопросам исполнительской практики и юмористические трехголосные канцонетты, собранные в 6 книг. Внутри каждой из книг отдельные канцонетты связаны между собой по содержанию, образуя целое в жанре так наз. мадригальной комедии (наиболее известная — «Старческое сумасбродство» [La pazzia senile], 1598). В трактате L’organo suonarino (1605) описываются способы реализации basso continuo при сопровождении церковного пения; в книге Cartella musicale (1614) рассматриваются вопросы гармонии, ритма и вокальной орнаментики.

Бантинг (Bunting), Эдуард (февраль 1773, Армаг, — 21.12.1843, Дублин). Англо-ирландский органист и собиратель народной музыки. Работал главным образом в Белфасте, где приобрел широкую известность как исполнитель, педагог, организатор музыкальной жизни. Образцы ирландского музыкального фольклора, собранные Б. начиная с 1792, опубликованы в издании A General Collection of Ancient Irish Music (1796, 1809, 1840).

Банток (Bantock), сэр Гренвилл (7.8.1868, Лондон, — 16.10.1946, там же). Английский композитор. В 1889—93 учился у Кордера в КМК. Работал как педагог (в 1908—34 преподавал в Бирмингемском университете) и дирижер; активно пропагандировал современную английскую музыку. Автор многочисленных симфонических и хоровых произведений в крупных формах, а также 4 опер и 2 балетов. Стиль Б. складывался под влиянием музыки раннего Вагнера, английского и шотландского фольклора и увлечения экзотикой. В начале века музыка Б. исполнялась весьма часто. Лучшие из его произведений — такие, как оратория «Омар Хайям» (Omar Khayyám, 1906—09), хоровая симфония «Аталанта в Калидоне» (Atalanta in Calydon, 1912), «Гебридская симфония» (Hebridean Symphony, 1915), «Языческая симфония» (Pagan Symphony, 1928), — привлекают своим лиризмом.

Бар (нем. Bar, Barform). Трехчастная форма AAB или AA1B, где раздел B по объему примерно равен AA или AA1. Форма Б. восходит к античной трагедии, в которой хоровые песни строились по схеме «строфа—антистрофа—эпод». В настоящее время термин «Б.» ассоциируется прежде всего с искусством майстергезанга и с оперой Вагнера «Нюрнбергские майстерзингеры», изобилующей сольными вокальными эпизодами в форме Б. Разделы A и A1 (на один и тот же напев, но разные слова) именуются куплетами или столлами (нем. Stollen), раздел B — припевом (нем. Abgesang).

Барабан (итал. tamburo или cassa, англ. drum, франц. tambour или caisse, нем. Trommel). Ударный инструмент, обычно состоящий из полого цилиндрического корпуса (чаще всего деревянного или металлического), на который с двух сторон натянуты кожаные или пластиковые мембраны; встречаются и односторонние Б. Барабаны известны с незапамятных времен почти во всех регионах земного шара; существуют Б. различных форм и размеров, а также барабаны без мембран, в т. ч. изготовленные из глины, кости, бронзы и т. п. В архаических культурах Б. использовались и продолжают использоваться как сигнальные инструменты (таковы знаменитые африканские «говорящие Б.»), для сопровождения ритуалов, религиозных обрядов, военных шествий. Возможны три способа игры на Б.: удары руками, колотушкой, палкой и т. п. по мембране, трение палкой, веревкой и т. п. о мембрану, защипывание струны, натянутой снизу мембраны, таким образом чтобы ее вибрация передавалась мембране. Наиболее распространен первый способ.

В современном оркестре используются большой барабан, малый барабан, реже теноровый (цилиндрический) Б. и различные экзотические Б. Литавры представляют собой набор Б. с определенной высотой звука.

Баранович (Baranović), Крешимир (25.7.1894, Шибеник, — 17.9.1975, Белград). Хорватский композитор и дирижер. Учился в Загребе и Вене. Был дирижером Загребской оперы (1915—43) и Белградского ФО (1952—61), преподавал в Белградской академии музыки (1946—61). Автор первого хорватского балета «Пряничное сердце» (1924), комических опер, кантат и др.; в своей музыке широко использовал хорватский фольклор.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011