Байи — Баллетто

Байи (Baillie), дэйм Айсобел (9.3.1895, Хэуик, — 24.9.1983, Манчестер). Шотландская певица (сопрано). Училась в Манчестере и Милане; дебютировала в Лондоне в 1923. Выступала главным образом в камерном и ораториальном репертуаре (в т. ч. в «Мессии» Генделя и «Немецком реквиеме» Брамса).

«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». Одноактное «веселое представление с пением и музыкой» Стравинского для 2 теноров, 2 басов и инструментального ансамбля, либретто композитора по русским народным сказкам (1916, пост. 1922, Париж).

Байо (Baillot), Пьер (Мари Франсуа де Саль) (1.10.1771, Пасси, — 15.9.1842, Париж). Французский скрипач и композитор. Преподавал в Парижской консерватории (среди учеников — Хабенек, Тране, Арриага, Шарль Берио, Данкла). В 1805—08 — придворный солист в Санкт-Петербурге; в 1814 организовал первые в Париже публичные квартетные вечера; в 1820—30-х работал концертмейстером оркестров Парижской оперы и Королевской капеллы. Один из крупнейших представителей классической парижской скрипичной школы, славился благородным, сильным тоном, безупречной интонацией, взыскательным вкусом. Автор классического труда L’art du violon («Искусство игры на скрипке», 1834); вместе с Роде и Крейцером составил методическое пособие (1803).

Байройт (Bayreuth). Город в Баварии (Германия), место проведения ежегодного летнего фестиваля музыки Вагнера. Байройтский фестивальный театр (Festspielhaus) был построен по замыслу Вагнера и проекту архитектора Отто Брюквальда (Brückwald) специально для постановки вагнеровских опер. Зал театра (2000 мест) обладает выдающимися акустическими качествами; благодаря прикрытию над оркестровой ямой достигается необычайно однородное звучание оркестра. История Байройтского фестиваля началась летом 1876 премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга» п/у Г. Рихтера. В 1882 деятельность театра возобновилась премьерой «Парсифаля» п/у Леви (по завещанию Вагнера это произведение в течение 30 лет могло ставиться только в Б.). Во время мировых войн и в первые годы после них фестивали не проводились (были возобновлены в 1924 и 1951). До 1973 во главе фестиваля стояли члены семьи Вагнера (с 1951 — его внуки, оперные режиссеры Виланд [до 1966] и Вольфганг). Затем руководство фестивалем и вагнеровскими архивами на вилле Ванфрид (Wahnfried) перешло к Байройтскому фонду им. Вагнера (Richard-Wagner-Stiftung Bayreuth).

Байу (Baillou), собств. Бальони (Baglioni), Луиджи де (ок. 1735, Милан, — ок. 1809, там же). Итальянский композитор, скрипач. В 1762—74 был придворным скрипачом в Штутгарте, затем переехал в Милан, где в 1779 стал концертмейстером оркестра театра Ла Скала. Автор ок. 20 балетов, которые давались в антрактах оперных спектаклей; сочинял также инструментальную музыку.

Бак (Buck), Дадли (10.3.1839, Хартфорд, Коннектикут, — 6.10.1909, Уэст Ориндж, Нью-Джерси). Американский композитор и органист. Учился в Германии. Работал как органист и хормейстер в Хартфорде, Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке. Автор произведений для церкви (в т. ч. антемов), больших светских кантат (среди которых выделяется The Centennial Meditation of Columbia, 1879), произведений для органа и др.

Бак (Buck), Захария (10.9.1798, Норуич, — 5.8.1879, Ньюпорт, Эссекс). Английский органист. В 1819—77 служил в Норуичском соборе; славился как один из лучших хормейстеров и органистов-педагогов Англии.

Бакала (Bakala), Бржетислав (12.2.1897, Фриштак, — 1.4.1958, Брно). Чешский дирижер. Учился в Брно у Яначека (композиция) и Ф. Ноймана (дирижирование). В 1929—31 был дирижером оперного театра в Брно, где осуществил посмертную премьеру оперы Яначека «Из мертвого дома» (1930). Дирижировал также СО г. Брно.

Баккузи (Baccusi), Ипполито (ок. 1550, Мантуя, — 1609, Верона). Итальянский композитор. Учился в Равенне. Служил капельмейстером в Вероне и Мантуе; с 1592 — хормейстер Веронского собора. Автор месс, мотетов, псалмов и мадригалов, написанных с большим мастерством и обнаруживающих влияние венецианских мастеров (Вилларта, А. Габриэли). Одним из первых стал удваивать вокальные партии инструментами.

Бакла (Buchla), Доналд (Фредерик) (р. 17.4.1937, Саутгейт, Калифорния). Американский конструктор электронных музыкальных инструментов и студий (в т. ч. для парижского Института музыкальных и акустических исследований) и композитор. В 1975 при его участии был основан ансамбль, специализирующийся на исполнении музыки для электронных и обычных инструментов.

Бакс (Bax), сэр Арнолд (Эдуард Тревор) (8.11.1883, Стритхем, — 3.10.1953, Корк). Английский композитор. В 1900—05 учился в КАМ, в т. ч. у Кордера (композиция). Под влиянием поэзии У. Б. Йейтса (1865—1939) Б., не будучи ирландцем, избрал кельтскую культуру Ирландии в качестве главного источника вдохновения. Его симфонические поэмы 1910-х — «Фэндский сад» (The Garden of Fand, 1916), «Ноябрьский лес» (November Woods, 1917) и «Тинтажель» (Tintagel, 1919) — написаны в пышном позднеромантическом стиле, изобилуют мелодиями широкого дыхания и терпкими хроматическими гармониями; многое в них указывает на то, что Б. не остался равнодушен к гармоническим и оркестровым новациям Р. Штрауса, Дебюсси и Равеля. Среди др. значительных произведений того же периода — Первый струнный квартет (1918) и Вторая соната для фп. (1919). В 1920-х, отчасти под влиянием Сибелиуса, стиль Б. претерпел изменения: формы его произведений стали более ясными, фактура — прозрачной. Между 1922 и 1939 Б. написал 7 симфоний и ряд произведений почти во всех жанрах, за исключением театральных. В 1942 был удостоен титула Королевского магистра музыки; после этого почти не сочинял.

Бакфарк (Bakfark), Балинт (1507, Брашов, — 15 или 22.8.1576, Падуя). Венгерский лютнист и композитор. Был придворным музыкантом в Буде; в 1549—66 служил при польском королевском дворе в Вильно. Много путешествовал по Европе; некоторое время прожил в Вене, затем вернулся в Трансильванию, после чего обосновался в Падуе. Славился как один из величайших лютнистов-виртуозов своего времени. Перу Б. принадлежит ряд произведений для лютни: полифонические фантазии и ричеркары, обработки духовных и светских вокальных произведений, танцы.

Бакхауз (Backhaus), Вильгельм (26.3.1884, Лейпциг, — 5.7.1969, Виллах). Немецкий пианист, с 1931 жил в Швейцарии. До 1899 учился в Лейпцигской консерватории, затем занимался у д’Альбера. В 1905 победил на 4-м конкурсе им. Ант. Рубинштейна в Париже. В молодые годы прославился как несравненный виртуоз-«листианец»; в дальнейшем снискал известность как один из наиболее серьезных и авторитетных интерпретаторов музыки Бетховена и Брамса.

Бакье (Bacquier), Габриэль (р. 17.5.1924, Безье). Французский певец (баритон). Учился в Парижской консерватории. Свою оперную карьеру начал с выступлений в брюссельском оперном театре Ла Монне; в 1956 дебютировал в парижской Опера-комик, в 1958 — в Парижской опере. В молодые годы обратил на себя внимание как исполнитель партий Бокканегры, Фальстафа, Бориса Годунова. В 1962 спел моцартовского Графа в Глайндбёрне, в 1964 — Ричарда («Пуритане» Беллини) в Ковент-Гарден. Б. весьма эффектен в комических и характерных ролях (Бартоло, Дон Альфонсо, Дулькамара, 3 роли в «Сказках Гофмана» Оффенбаха); среди др. ролей — Дон Жуан, Голо.

«Балаганчик мастера Педро» (El retablo de maese Pedro). Одноактная опера де Фальи для кукольного театра, либретто композитора по одному из эпизодов романа Сервантеса «Дон Кихот» (1923, Севилья).

Балакирев, Милий Алексеевич (2.1.1837, Нижний Новгород, — 29.5.1910, Санкт-Петербург). Русский композитор. Учился в нижегородском Александровском дворянском институте. Музыкальными предметами занимался у Карла Эйзриха, благодаря которому познакомился с музыкой Шопена и Глинки и сблизился с известным нижегородским меценатом и меломаном, автором биографии Моцарта Александром Улыбышевым (1794—1858). В 1855 Улыбышев ввел Б. в музыкальные круги Санкт-Петербурга и познакомил его с Глинкой. Вскоре Б. стал известен в Санкт-Петербурге как пианист и педагог. Во 2-й половине 1850-х познакомился со Стасовым и музыкантами-любителями, молодыми офицерами Мусоргским и Кюи, которые отнеслись к Б. как к своему наставнику.

На рубеже 1850—60-х Б. сочинил Увертюру на темы трех русских песен, музыку к постановке «Короля Лира» и несколько романсов, однако его основные усилия были сосредоточены не столько на творчестве, сколько на работе с молодыми воспитанниками (в круг которых вошли также Римский-Корсаков и Бородин). Членов балакиревского кружка — Могучей кучки — объединяли прежде всего приверженность к программной музыке и русскому фольклору и пиетет по отношению к творчеству Глинки и Даргомыжского; среди европейских композиторов они особо выделяли Бетховена, Берлиоза, Листа. В этот период Б. заявлял о своем неприятии общепринятых форм академического музыкального образования и в 1862 совместно с Гавриилом Ломакиным (1812—1885) основал в Санкт-Петербурге Бесплатную музыкальную школу.

В 1860-х Б. начал активную деятельность по сбору и гармонизации русских народных песен и музыки народов Кавказа. Многие из собранных образцов впоследствии вошли в его произведения и были использованы др. русскими композиторами. В 1867—69 Б. дирижировал концертами РМО. В начале 1867 осуществил постановку оперы Глинки «Руслан и Людмила» в Праге (это был первый крупный международный успех русской музыки). В конце 1860-х сблизился с молодым Чайковским, оказал влияние на его творческое развитие. Тогда же в отношениях между Б. и членами его кружка начались трения; к тому же из-за своего деспотического характера он нажил себе влиятельных врагов. В начале 1870-х Б. демонстративно отошел от всякой деятельности в области музыки, некоторое время служил железнодорожным чиновником. На российской культурной сцене Б. вновь появился только в начале 1880-х; в 1883—94 он возглавлял Придворную певческую капеллу. Последние годы жил затворником, продолжал сочинять, редактировал произведения прежних лет.

Для театра: «Король Лир», муз. к спектаклю (1861, 2-я ред. 1905).

Для орк.: 2 симфонии, C и d (1897, 1908); Увертюра на темы трех русских песен (1858, 2-я ред. 1881); муз. картина «1000 лет» (1864, 2-я ред. — симф. поэма «Русь», 1887); «Чешская увертюра» (1867, 2-я ред. — симф. поэма «В Чехии», 1905); симф. поэма «Тамара» (по груз. легенде, 1882); 2 фп. концерта (1855, 1910 — не окончен).

Вок. муз.: хоры (преимущественно духовные), кантата, свыше 40 романсов.

Для фп.: 2 сонаты (1856, 1905); «Исламей», восточная фантазия (1869); 7 мазурок; 7 вальсов; ок. 30 др. пьес (скерцо, ноктюрны и т. д.).

Балалайка. Русский народный трехструнный инструмент типа лютни с длинным грифом и треугольным корпусом. Струны, как правило, металлические. Наиболее обычные типы: пикколо (с настройкой h΄—e΄΄—a΄΄), прима (e΄—e΄—a΄), басовая (E—A—d). Используется для сопровождения песен и танцев. Существуют балалаечные ансамбли и даже оркестры. Примеры использования Б. как характерного оркестрового тембра — оперы Шостаковича «Нос» (две Б.) и «Игроки» (басовая Б.).

Баланчивадзе, Андрей Мелитонович (1.6.1906, Санкт-Петербург, — 28.4.1992, Тбилиси). Грузинский композитор. Сын одного из основоположников новой грузинской профессиональной музыки, ученика Римского-Корсакова Мелитона Антоновича Б. (1863—1937), брат знаменитого американского балетмейстера Джорджа Баланчина (Balanchine, 1904—1983). Учился в Тбилисской и Ленинградской консерваториях, в т. ч. у Ипполитова-Иванова и Штейнберга. С 1935 преподавал в Тбилисской консерватории. Автор опер, балетов (в т. ч. первого грузинского балета «Сердце гор» [1936, Тбилиси; 1938, Ленинград]), 4 симфоний (1944—84), 4 фортепианных концертов (1934—68) и др.

Балашша (Balassa), Шандор (р. 20.1.1935, Будапешт). Венгерский композитор. Учился в Будапештской академии музыки (среди учителей — Сервански). Музыка Б. отличается богатством и изысканностью инструментальных красок («Ирида» [Iris] для оркестра, 1971); иногда ей не чужд открытый экспрессионизм (опера «Человек по ту сторону», 1978).

Балет — см. Танец.

Баллада (франц. ballade, англ. ballad, нем. Ballade, от позднелатинского ballo — «танцую», итал. ballare — «танцевать»; ср. Баллата). (1) Одна из трех наряду с рондо (1) и виреле устойчивых форм французской поэзии и музыки XIV—XV вв. Возникла как танцевальная песня. Б. на зрелой стадии развития — стихотворение из 3 строф в одинаковом размере, с одним и тем же порядком рифм и рефреном (как правило, однострочным). Музыка для каждой из строф строится по схеме I—I—II. Своей вершины жанр многоголосной Б. достиг в творчестве Гийома де Машо.

(2) В народном искусстве Англии, Шотландии, Ирландии — строфическая песня повествовательного (часто — легендарно-исторического или фантастического) содержания, как правило, без мелодических повторов внутри отдельных строф. Собрание Ф. Дж. Чайлда (Child) «Английские и шотландские народные баллады» (English and Scottish Popular Ballads, 1882—98) содержит 305 Б. Аналогичный жанр бытовал и в др. странах Европы, например в Дании. Английские Б., завезенные в Америку, долгое время оставались частью популярного развлекательного репертуара.

(3) В Германии 2-й половины XVIII — XIX в. — песня для голоса и фп. на повествовательный текст. Одним из первых значительных композиторов, работавших в жанре Б., был Цумштег; его произведения послужили образцом для Шуберта и Лёве, чьи Б., в свою очередь, оказали влияние на Шумана, Брамса, Вольфа и др. Жанровыми признаками Б. наделены и некоторые сольные эпизоды в немецких романтических операх (Б. Сенты из оперы Вагнера «Летучий голландец»). Под немецким влиянием жанр профессиональной вокальной Б. распространился и в др. странах. В викторианской Англии термином «Б.» обозначались любые песни сентиментального характера, в т. ч. отрывки из опер (популярный образец — Home, sweet home Бишопа).

(4) Термин, впервые использованный Шопеном для обозначения крупной фортепианной пьесы, композиционный план которой указывает на наличие скрытой литературной программы. После Шопена фортепианные Б. писали Лист, Брамс, Григ и др.

Балладная опера (ballad opera). Жанр английского театра XVIII в., родственный ранним формам континентальной комической оперы. Разговорные диалоги в Б. о. перемежались с песнями, обычно на популярные традиционные или народные мелодии. Первый образец жанра — «Опера нищего» на либретто Гея с музыкой Пепуша (1728). Определенную роль в истории европейского музыкального театра сыграла Б. о. Чарлза Коффи (Coffey) «Быть беде!» (The Devil to Pay, 1731); ее немецкая версия с музыкой Штандфуса (1752) явилась фактической родоначальницей зингшпиля. В традициях Б. о. выдержаны опера «Хью-гуртовщик» (Hugh the Drover) Воан-Уильямса на либретто Г. Чайлда (Child) (1924, Лондон) и «Трехгрошовая опера» Вайля на либретто Брехта (1928).

Баллар (Ballard). Семья французских музыкальных издателей. В 1551 Робер Б. (i) (между 1525 и 1530 — 1588) совместно со своим кузеном Ле Руа основал фирму Le Roy & Ballard; в 1553 ему был пожалован титул королевского музыкального печатника. К концу XVI в. фирма фактически монополизировала нотопечатное дело во Франции; ее основной продукцией были сборники шансон, а также мотеты, мессы и сборники инструментальных пьес. После смерти Ле Руа (1598) дело перешло в руки Пьера Б. (между 1575 и 1580 — 1639), чей брат Робер (ii) (ок. 1575 — ок. 1650) стал лютнистом и композитором. Сын Пьера Б., Робер (iii) (ок. 1610—1673[?]), первым начал печатать оркестровые партитуры и песенные сборники. Наибольших успехов фирма достигла при его сыне Кристофе (1641—1715[?]), публиковавшем произведения Люлли, Кампра, М.-А. Шарпантье, Куперенов, Оттерра и Маре. Сын Кристофа, Жан-Батист-Кристоф (ок. 1663 — 1750), выпустил в свет «Трактат по гармонии» Рамо. В середине XVIII в., из-за возрастающей конкуренции др. издателей, использовавших более совершенные технологические методы, фирма пришла в упадок и к началу XIX в. прекратила существование.

Баллата (итал. ballata, от ballare — «танцевать»). Музыкально-поэтический жанр, распространенный в Италии в XIV—XV вв. и близкий к французскому жанру виреле. Схематически форма Б. выражается как ABBA1A, где A — рефрен (ripresa), BB — 2 «колена» (piedi), A1 — рефрен с новыми словами (volta). Крупнейший мастер жанра — Ландини.

Ballet de cour — см. Придворный балет.

Баллетто (итал. balletto, от ballare — «танцевать», мн. balletti). (1) Итальянский танец XVI—XVII вв. Инструментальные Б. — двухчастные пьесы типа аллеманды — появлялись в 1560—90-х (для лютни) и между 1616 и 1700 (для камерных ансамблей). Первые вокальные Б. — пятиголосные Balletti a cinque voci Гастольди (1591) — предназначались, по-видимому, для костюмированного танцевального представления; они написаны в основном на строфические тексты, часто с рефреном fa-la-la, и выполнены в гомофонном складе. В жанре вокального Б. работали также Банкьери и Векки. По образцу пьес Гастольди создавались Б. немецких (Г. Л. Хаслер, И. Штаден) и английских (Морли, Уилкс) композиторов.

(2) То же, что балло.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011