B — Байдербекке

B. Нота, или звуковысотный класс, то же, что си бемоль. В английской номенклатуре буква B соответствует ноте си (си бемоль обозначается как B flat). См. Алфавит музыкальный.

Баарен (Baaren), Кес ван (22.10.1906, Энсхеде, — 2.9.1970, Угстгест). Нидерландский композитор. Учился в Берлине; занимался также у Пейпера. С 1953 возглавлял Утрехтскую, с 1958 — Гаагскую консерваторию. В 1947, после 10 лет творческого молчания, под влиянием знакомства с музыкой Веберна обратился к серийной технике. Автор немногочисленных, главным образом, инструментальных произведений.

Бабби (Babbi). Семья итальянских музыкантов. Грегорио Б. (1708—1768) — оперный певец (тенор), выступал в Неаполе и др. городах. Его сын Кристофоро (1745—1814) — скрипач и композитор, автор опер, оркестровых и камерных произведений, работал вначале в Болонье, а с 1781 — в Дрездене. Дрезденский придворный оркестр п/у Кристофоро Б. славился своей сыгранностью и ярким, насыщенным звучанием. Сын К. Б. Джорджо (ок. 1770 — ок. 1815) — певец, композитор и органист, работал в Дрездене и Болонье.

Баббитт — см. Бэббитт.

«Бабий Яр». Название, под которым известна 13-я симфония Шостаковича для баса соло, хора басов и оркестра соч. 113 b-moll (1962). «Б. Я.» — заглавие стихотворения Евгения Евтушенко, послужившего основой 1-й части симфонии. Остальные 4 части также написаны на стихи этого поэта.

Бабин (Babin), Виктор (13.12.1908, Москва, — 1.3.1972, Кливленд). Американский пианист и композитор русского происхождения. Учился в Риге и Берлине, в т. ч. у Шрекера и Шнабеля. В 1937 эмигрировал в США. С середины 1930-х выступал в фортепианном дуэте со своей женой В. Вронской (Vitya Vronsky, 1909—1992). Преподавал в различных учебных заведениях США; в 1961—72 был директором Кливлендского института музыки.

«Бабочки» (Papillons). Произведение Шумана соч. 2, интродукция и 12 коротких пьес для фп. (1831).

Баварского радио, симфонический оркестр (Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks). Основан в Мюнхене в 1949. Среди главных дирижеров — Йохум (1949—60), Кубелик (1961—79), К. Дэвис (1983—92), Маазель (с 1992).

Багатель (франц. bagatelle — «безделка», «пустяк»). Короткая, легкая для исполнения пьеса. Название впервые было использовано Ф. Купереном («Безделки» для клавесина, 1717). Наиболее известные образцы: фортепианные Б. Бетховена (соч. 33, 119, 126, всего 24 пьесы), Листа («Б. без тональности» [Bagatelles sans tonalité]), Бартока, Шесть Б. для струнного квартета соч. 9 Веберна.

«Багдадский цирюльник» (Der Barbier von Bagdad). Опера в 2 актах Корнелиуса на собственное либретто (1858, Веймар).

Бадиа (Badia), Карло Агостино (ок. 1672, Венеция[?], — 23.9.1738, Вена). Итальянский композитор. В юности работал в Инсбруке; с 1694 — придворный композитор в Вене. Пользовался благосклонностью австрийских императоров Леопольда I и Иосифа I. К 1711 был автором свыше 30 ораторий и 20 светских сценических произведений, среди которых выделяется опера «Геракл, победитель Гериона» (Ercole, vincitore di Gerione, 1708). Одна из опер Б. ставилась в 1709 в Дрездене. Сочинил также свыше 50 камерных кантат и дуэтов; 12 его кантат были опубликованы ок. 1699. Во многом благодаря влиянию Б. позднебарочный итальянский стиль привился при консервативном венском дворе. Музыка Б., созданная до начала 1710-х, примечательна своим лиризмом и оригинальным инструментальным письмом; его оратории и оперы весьма богаты ансамблями, особенно трио.

Бадиа (д’Агусти) (Badía [d’Agustí]), Кончита (14.11.1897, Барселона, — 2.5.1975, там же). Испанская певица (сопрано). Среди ее педагогов — Гранадос, Касальс, де Фалья. Основу репертуара Б. составляла испанская камерно-вокальная музыка. Преподавала в Барселонской консерватории (у нее училась Кабалье).

Бадинаж (бадинри, франц. badinage, badinerie — «шутка»). Название быстрых частей в некоторых сюитах XVIII в. Самый известный пример — финал 2-й сюиты для оркестра h-moll BWV 1067 Баха (с солирующей флейтой).

Бадингс (Badings), Хенк (17.1.1907, Бандунг, Индонезия, — 26.6.1987, Мархезе). Нидерландский композитор. Учился в Делфтском техническом университете, параллельно занимался композицией у Пейпера, по совету которого написал симфонию, с успехом исполненную в 1930 оркестром Консертгебау. В 1934, вскоре после создания 2-й симфонии, стал преподавателем Роттердамской консерватории; впоследствии преподавал в различных учебных заведениях Нидерландов и Германии (среди учеников — Кокс, де Леу). Его произведения 1930 — начала 1940-х выдержаны в суровом полифоническом стиле, родственном стилю Пейпера, а также Хиндемита; в дальнейшем письмо Б. стало прозрачнее, а в его музыке появился своеобразный юмор. В начале 1950-х впервые обратился к электронным средствам (примечательны радиоопера «Орест» [Orestes], 1954, и полностью электронный балет «Каин» [Cain], 1956). Среди произведений — 6 опер, 8 балетов, 15 симфоний, оратории, концерты, хоры (в т. ч. церковные), камерно-инструментальные ансамбли, обработки народных песен.

Бадура-Скода (Badura-Skoda), Пауль (р. 6.10.1927, Вена). Австрийский пианист. Учился в Венской консерватории, занимался у Э. Фишера. Всемирно известен как солист и ансамблист (среди его партнеров — Д. Ойстрах, Демус). Основу репертуара Б.-С. составляет музыка венских классиков и Шуберта, которую он часто исполняет на аутентичных инструментах из собственной богатой коллекции. Автор каденций к фортепианным концертам Моцарта. В соавторстве со своей женой Евой Б.-С. написал книгу Mozart-Interpretation («Интерпретация Моцарта», 1957).

Базеви (Basevi), Абрамо (29.11.1818, Ливорно, — 25.11.1885, Флоренция). Итальянский музыкальный критик. Был одной из самых заметных фигур в культурной жизни Флоренции; основал 2 музыкальных журнала и организовал несколько циклов концертов. Одним из первых в Италии выступил в поддержку творчества Вагнера; проявил себя как весьма проницательный и глубокий критик Верди.

Базельский камерный оркестр (Baseler Kammerorchester). Швейцарский коллектив, основан в 1926 Захером для пропаганды доклассической и современной музыки. Для Б. к. о. писали Р. Штраус, Барток, Стравинский, Онеггер, Лютославский, Бриттен, Типпетт и др.

Базен (Bazin), Франсуа (Эмманюэль-Жозеф) (4.9.1816, Марсель, — 2.7.1878, Париж). Французский композитор и педагог. Учился в Парижской консерватории (лауреат Римской премии 1840), впоследствии преподавал там же (среди учеников — Лавиньяк, Лекок). Проявил себя как убежденный традиционалист. Автор комических опер, среди которых выделяется «Путешествие в Китай» (Le voyage en Chine, 1865). Слава Б. как театрального композитора померкла с появлением опер Массне.

Базиле (Basile), Адриана (ок. 1580, Позиллипо, — ок. 1640, Рим). Итальянская певица. С юных лет славилась как обладательница великолепного контральто и как исполнительница на лире да браччо, арфе и гитаре. В 1610—24 была придворной певицей герцогов Гонзага (Мантуя); все это время много путешествовала, демонстрируя свое искусство в различных городах. Монтеверди считал ее лучшей из певиц, а итальянские поэты посвящали ей стихи. Последние годы жизни провела в Неаполе и Риме.

Ее дочь Леонора также была певицей, а ее брат Лелио (ок. 1580 — после 1623) сочинил сборник мадригалов.

Базили (Basili), Франческо (31.1.1767, Лорето, — 25.3.1850, Рим). Итальянский композитор и дирижер. Долгие годы работал дирижером в Фолиньо, Мачерате и Лорето; за это время сочинил и поставил 13 опер, среди которых выделяются «Эллины» (L’Illinesi, 1819). В 1827 возглавил Миланскую консерваторию, а в 1837 — капеллу собора св. Петра в Риме. Автор церковных произведений, стилистически родственных музыке Спонтини.

Базирон (Basiron), Филипп (начало XV в. — до 6.2.1497). Французский[?] композитор. От Б. сохранилось 3 мотета и 5 шансон. Возможно, Б. — то же лицо, что и Филиппон (Philippon), которому приписываются 2 мессы и еще 3 шансон. Месса, известная под названием Missa de Franza, в двух источниках приписывается Базирону, тогда как в третьем — Филиппону.

Баини (Baini), Джузеппе (Джакоббе Бальдассаре) (21.10.1755, Рим, — 21.5.1844, там же). Итальянский теоретик музыки и педагог, священник. С 1819 руководил Сикстинской капеллой в Ватикане; осуществил реорганизацию ее архивов. Автор основополагающей биографической и музыкально-аналитической работы о Палестрине (Memorie storico-critiche, 1828) и ряда др. трудов. У Б. учился Николаи.

Баиф (Baïf), Жан-Антуан де (19.2.1532, Венеция, — октябрь 1589, Париж). Французский поэт. Стремился возродить античное (квантитативное) стихосложение (см. Размеренный стих); пользуясь квантитативной системой метрики, переводил на французский язык библейские псалмы. Как один из основателей парижской Академии поэзии и музыки (Académie de Poésie et de Musique, существовала в 1570—84), стоял у истоков «размеренного пения», освободившего французскую вокальную музыку от метрических условностей жанра шансон. На стихи Б. писали музыку многие композиторы его времени, в т. ч. Костеле, Курвиль, Ле Жён, Модюи.

Бай (Baj), Томмазо (ок. 1650, Кревалькуоре, — 22.12.1714, Рим). Итальянский композитор. Был вначале певчим, а затем руководителем Капеллы Юлия при соборе св. Петра в Риме. Известен прежде всего как автор девятиголосного Miserere в стиле фальсобордоне, исполнявшегося папским хором на Страстной неделе.

Байдербекке (Beiderbecke), (Леон) Бикс (10.3.1903, Давенпорт, Айова, — 7.8.1931, Нью-Йорк). Американский джазовый корнетист, пианист и композитор. С 1925 играл вместе с саксофонистом Фрэнком Трамбауэром (Trumbauer). В 1927—29 был солистом оркестра Пола Уайтмена. Последние годы почти не выступал из-за алкоголизма. Его игра на корнете отличалась богатством тембровых красок и углубленно-сосредоточенным характером; она оказала влияние на искусство белых джазовых музыкантов. Среди его записей особенно знамениты сольные отрывки в Singin’ the Blues и I’m coming Virginia Трамбауэра (оба — 1927). Судя по немногим сохранившимся записям игры Б. на фп., ему были присущи элементы импрессионистского мышления (In a Mist, 1927).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011