Барбайя — Барлоу

Барбайя (Barbaia), Доменико (1778[?], Милан, — 19.10.1841, Позиллипо). Итальянский оперный антрепренер. Был фактическим руководителем всех королевских оперных театров Неаполя, двух оперных театров Вены и миланского театра Ла Скала. Одним из первых по достоинству оценил гений Россини; способствовал продвижению на сцену ранних опер Дж. Пачини, Беллини и Доницетти.

Барбарино (Barbarino), Бартоломео (?, Фабриано, близ Анконы, — после 1640, Венеция[?]). Итальянский композитор. С 1605 служил у епископа Падуи. Один из ранних представителей нового монодического стиля; в своих духовных и светских композициях использовал разработанные Каччини принципы выразительного вокального письма и вокальной орнаментики. Всего сочинил ок. 120 монодий; некоторые из них записаны как в простом, так и в орнаментированном виде. В 1617 опубликовал сборник трехголосных мадригалов с цифр. басом.

Барбелла (Barbella), Эмануэле (14.4.1718, Неаполь, — 1.1.1777, там же). Итальянский скрипач и композитор. Играл в оперных театрах и в капелле неаполитанского короля. Автор скрипичных сонат, дуэтов и трио-сонат в стиле Тартини, часто с необычными заглавиями и темповыми указаниями.

Барбер (Barber), Сэмюэл (9.3.1910, Уэст Честер, Массачусетс, — 23.1.1981, Нью-Йорк). Американский композитор. В 1924—32 учился вокалу и композиции в Институте Кёртиса, где его соучеником был Менотти. Первым крупным успехом Б. на композиторском поприще стало «Дуврское взморье» (1931), написанное в расчете на собственные исполнительские возможности. Приподнятый, несколько высокопарный романтизм ранних произведений Б. пришелся по вкусу широкой публике, и в 1930-х его музыка вошла в моду. Большой популярностью во многих странах пользовались увертюра к пьесе Р. Б. Шеридана «Школа злословия» (1933), 1-я симфония (1936), 1-е эссе для оркестра (1937) и особенно Адажио для струнных (оркестровка 2-й части Струнного квартета, 1936), которое доныне исполняется весьма часто. Б. до конца жизни сохранил верность тональному языку, однако с 1940-х в его гармонии и инструментовке стали проявляться отдельные «модернистские» черты. Перу Б. принадлежат 2 большие оперы — «Ванесса» (1957) и «Антоний и Клеопатра» (1966; премьерой этой оперы открылось новое здание Метрополитен-опера). Особенно примечательна первая из них, несущая мощный эмоциональный заряд.

Муз. театр: одноактные балеты «Медея» (Medea, 1947) и «Воспоминания» (Souvenirs, 1953); оперы «Ванесса» (Vanessa, 1957) и «Антоний и Клеопатра» (Antony and Cleopatra, 1966, 2-я ред. 1975); кам. мини-опера «Партия в бридж» (A Hand of Bridge, 1959).

Для орк.: увертюра «Школа злословия» (The School of Scandal, 1933); Адажио для струнных (обр. 2-й части стр. квартета, 1936); 2 симфонии (1936, 1944); 3 эссе (1937, 1942, 1978); концерты для скр. (1940), влч. (1945), фп. (1962) с орк.; Capricorn Concerto, фл., гоб., труба, стр. орк. (1944).

Вок. муз.: «Молитвы Кьеркегора» (Prayers of Kierkegaard), сопр., хор, орк. (1954); 6 др. произв. с участием хора; «Дуврское взморье» (Dover Beach), бар. или м.-сопр. и стр. квартет (1931); «Ноксвилл, лето 1915» (Knoxville: Summer of 1915), сопр. и орк. (1947); «Песни отшельника» (Hermit Songs), гол. и фп. (1952—53); 9 др. произв. для гол. с сопровождением.

Кам.-инстр. муз.: 11 произв., в т. ч. сонаты для скр. (1931) и влч. (1932) с фп., Стр. квартет (1936), Соната для фп. (1949).

Барбериис (Barberiis), Мелькиоре де (творил ок. 1545—50 в Падуе). Итальянский композитор и лютнист. Автор 5 сборников для лютни или гитары (1546, 1549), включающих ричеркары, фантазии, канцоны, обработки вокальных произведений Февена и Жоскена Депре и танцевальные пьесы, часть которых объединена в сюиты.

Барберини (Barberini). Итальянский род, давший в XVII в. несколько видных покровителей искусств. Из рода Б. происходил папа Урбан VIII (1623—44), поощрявший развитие церковной музыки. В родовом дворце Б. на улице Четырех Фонтанов (Via di Quattro Fontane) в 1631 или 1632 открылся первый в Риме большой оперный театр; это событие существенно повлияло на развитие оперного жанра. На открытии театра исполнялась опера Ланди «Святой Алексей».

Барбикен-центр (Barbican Arts and Conference Centre). Комплекс в Лондоне. Включает концертный зал (Barbican Concert Hall) на 2025 мест (открыт в 1981). В Б.-ц. базируются Лондонский СО и Гилдхоллская школа музыки и драмы.

Барбиролли (Barbirolli), сэр Джон, наст. имя Джованни Баттиста (2.12.1899, Лондон, — 29.7.1970, там же). Английский дирижер. В КАМ учился игре на виолончели; с 1917 выступал как солист. В 1924 основал струнный оркестр. В 1929—33 и 1951—54 дирижировал в Ковент-Гарден. В 1937 стал преемником Тосканини на посту руководителя Нью-Йоркского ФО. В 1943—68 возглавлял манчестерский Халле-оркестр (основанный в 1858 Чарлзом Халле); под руководством Б. этот коллектив занял место в ряду ведущих оркестров Великобритании. В 1961—67 был также главным дирижером Хьюстонского СО. В обширном симфоническом и оперном репертуаре Б. особенно заметное место занимала музыка Малера, Сибелиуса, Пуччини, Верди, Элгара, Воан-Уильямса.

Барбитон (барбитос, греч.). Греческий музыкальный инструмент VI—V вв. до н. э., род лиры с длинными плечами и ярмом.

Барбьери (Barbieri), Федора (р. 4.6.1920, Триест). Итальянская певица (меццо-сопрано). Училась в Триесте и во Флоренции. В 1946 дебютировала в Ла Скала, в 1950 — в Метрополитен-опера (Эболи). Выступала и записывалась с Тосканини, Караяном, др. видными дирижерами. Обладала обширным репертуаром (свыше 100 ролей); ее сильный голос с богатым грудным регистром особенно выразительно звучал в произведениях Верди.

Барбьери (Barbieri), Франсиско Асенхо (3.8.1823, Мадрид, — 17.2.1894, там же). Испанский композитор и музыковед. С 1850-х работал преимущественно в музыкально-сценическом жанре сарсуэлы, фактически возродив его после нескольких десятилетий упадка. Музыка сарсуэл Б. насыщена испанскими фольклорными интонациями. Некоторые из его его 77 произведений этого жанра до сих пор пользуются популярностью («Хлеб и быки» [Pan y toros, 1864], «Цирюльник из Лавапьеса» [El barberillo de Lavapiés, 1874], «Игра с огнем» [Jugar con fuego, 1851]). Собрал крупнейшую в Испании музыкальную библиотеку и опубликовал обширное собрание испанских песен XV—XVI вв.

Барвинский, Василий Александрович (20.2.1888, Тарнополь, — 9.6.1963, Львов). Украинский композитор, пианист, музыковед, педагог. Учился во Львове и в Праге (в т. ч. у В. Новака). С 1915 возглавлял Высший музыкальный институт им. Лысенко во Львове. Автор первых камерно-инструментальных произведений в музыке Западной Украины.

Баргиль (Bargiel), Вольдемар (3.10.1828, Берлин, — 23.2.1897, там же). Немецкий композитор и педагог. Учился в Лейпцигской консерватории у Мошелеса (фп.), Гауптмана, Ритца и Гаде. Преподавал в Кёльнской консерватории и Берлинской ВМШ (среди учеников — Годовский, Юон). Сочинял преимущественно камерно-инструментальную музыку в манере Шумана, с которым находился в родстве (был единоутробным братом Клары Шуман).

Бардзелетта (итал. barzelletta — «шутка», «острота») — то же, что фроттола.

Барди (Bardi), Джованни, граф Вернио (5.2.1534, Флоренция, — сентябрь 1612, ?). Итальянский аристократ, покровитель искусств. Долгие годы служил при дворе флорентийских герцогов Медичи; сочинял музыкальные интермедии (1) для дворцовых увеселений. Инициатор создания Камераты, собрания которой проводились в его доме. Покровитель и единомышленник Галилеи и Каччини, стоял у истоков драматической монодии (1). Сохранилось несколько принадлежащих Б. стихотворений, театральных пьес и музыкальных композиций.

Бардош (Bárdos), Лайош (1.10.1899, Будапешт, — 18.11.1986, там же). Венгерский композитор, дирижер, музыковед. Учился у Кодая в Будапештской академии музыки; в 1928—67 преподавал там же. Приобрел международную известность как хоровой дирижер. Автор многочисленных произведений для хора, а также трудов о творчестве Бартока, Кодая, Стравинского и др.

Баренбойм (Barenboim), Даниэль (р. 15.11.1942, Буэнос-Айрес). Израильский пианист и дирижер. Игре на фп. обучался у своих родителей; в возрасте 7 лет дебютировал в Буэнос-Айресе, а 3 года спустя — в Вене и Риме. Продолжил учебу в Европе, в т. ч. у Э. Фишера (фп.), Буланже (композиция), Маркевича и Крипса (дирижирование). С начала 1960-х выступает в качестве солиста, ансамблиста и дирижера. Руководил Парижским оркестром (1975—89), Парижской оперой (Opéra-Bastille) (1987—89), Чикагским СО (с 1991), Немецкой гос. оперой (с 1992). Дирижировал Английским камерным оркестром, Берлинским ФО, Нью-Йоркским ФО, Израильским ФО и др. Как оперный дирижер дебютировал в 1973 («Дон Жуан» Моцарта на Эдинбургском фестивале); с 1981 регулярно дирижирует в Байройте. Среди ансамблевых партнеров Б. — его жена Дю Пре, Пятигорский, Перлман, Цукерман, Дж. Бейкер, Людвиг, Норман, Фишер-Дискау. В своих трактовках классико-романтического репертуара Б. обнаруживает склонность к сдержанным темпам, детализированной фразировке, иногда — к густой, насыщенной звучности. Исполняет и новую музыку, в т. ч. Лютославского, Булеза, Денисова. Написал автобиографию A Life in Music («Жизнь в музыке», 1991).

Барзанти (Barsanti), Франческо (1690, Лукка, — конец 1772, Эдинбург). Итальянский композитор. В 1714 обосновался в Лондоне, где играл в различных оркестрах. В 1735—43 работал в Эдинбурге. Среди произведений — 6 сонат для продольной флейты (1724, 1727), 9 увертюр для струнных (ок. 1743) и 10 concerti grossi, музыка которых весьма богата полифонией (что для данного жанра скорее необычно).

Бариолаж (франц. bariolage — «раскрашивание в пестрые цвета»). Прием игры на смычковых инструментах: исполнение одного и того же звука в быстром темпе поочередно на открытой и прижатой струне.

Баритон (от греч. «низко звучащий»). (1) Мужской голос, средний между басом и тенором (диапазон — A—f΄). Как особый тип голоса, отличный от баса, Б. выделился во 2-й половине XVIII в. (Дон Жуан, Граф, Гульельмо, Папагено в поздних операх Моцарта), при том что само слово «Б.» в то время еще не вошло в широкий обиход и любой мужской голос ниже тенора обычно именовался «басом» (еще раньше, в эпоху барокко, был употребителен термин «низкий тенор», франц. basse-taille). В операх Верди представлен широкий спектр баритоновых партий: от комических (Фальстаф) и лирических (Жермон) до героико-драматических (Риголетто, ди Луна, Дон Карлос в «Эрнани» и «Силе судьбы», Поза, Амонасро) и отрицательно-характерных (Яго). Другие значительные баритоновые партии в популярных операх — Эскамильо, Скарпиа, Вольфрам; что касается таких вагнеровских партий, как Вотан или Ганс Закс, то они предназначены скорее для бас-баритона. Особый тип Б. — так наз. баритон-мартен: высокий лирический Б. с диапазоном до a΄ (именно для такого голоса написана партия Пеллеаса).

(2) Обозначение низких разновидностей в семействах духовых инструментов. Примеры: баритоновый гобой (геккельфон) с диапазоном на октаву ниже, чем у обычного гобоя; саксофон-Б. in Es, звучащий на октаву и большую сексту ниже записанного.

(3) Медный мундштучный инструмент in B с диапазоном E—b΄, используемый в духовых бандах; теноровая разновидность саксгорна.

(4) Струнный инструмент (другое название — viola di bordone), немногочисленные сохранившиеся экземпляры которого датируются 1647—1799 и различаются как по размерам, так и по числу струн. Струны Б. расположены в 2 ряда; на струнах верхнего ряда играют смычком, тогда как на струнах нижнего ряда — щипком (большим пальцем левой руки). Верхних струн обычно 6 (с настройкой D—G—c—e—a—d΄), нижних — от 10 до 15. Гайдн написал для Б. ок. 200 произведений.

Барифон — см. Генрих Барифон.

Баркарола (франц. barcarolle, итал. barcarola, от barca — «лодка»). Первоначально — песня венецианских гондольеров. В XIX в. — лирическая пьеса в размере 6/8 с сопровождением, имитирующим покачивание лодки на волнах. Знаменитые примеры: песня Шуберта «Для пения на воде» (Auf dem Wasser zu singen), слова Ф. Л. цу Штольберг-Штольберга (D 774, 1823), фортепианная Б. Шопена Fis-dur (соч. 60, 1846), Б. из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», «Июнь» из «Времен года» Чайковского.

Баркин (Barkin), Элейн (Радофф) (р. 15.12.1932, Бронкс, шт. Нью-Йорк). Американский композитор и музыковед. Среди ее учителей — Ратгауз, Файн, А. Бергер (в США), Блахер (в Берлине). Преподавала в различных учебных заведениях США (с 1974 — в Лос-Анджелесском университете). Произведения Б. в большинстве своем написаны для камерных составов (в т. ч. для гамелана) и основаны на серийной технике; во многих из них живое звучание совмещается с электронным. Теоретические работы Б. посвящены в основном вопросам музыки XX в.

Барлоу (Barlow), Дэвид (Фредерик) (20.5.1927, Ротуэлл, — 9.6.1975, Ньюкасл-апон-Тайн). Английский композитор и педагог. Учился в Кембриджском университете и у Джейкоба в КМК; занимался также у Буланже. Преподавал в университете Ньюкасла. Начинал как ярко выраженный лирик, последователь английского романтизма (2-я симфония, 1959); позднее, оставаясь в рамках романтической эстетики, обратился к серийной технике. Среди произведений — церковные оперы, Струнный квартет (1969).

Барлоу (Barlow), Сэмюэл Л. М. (1.6.1892, Нью-Йорк, — 19.9.1982, Уиндмур, Пенсильвания). Американский композитор и пианист. Учился в Гарварде, Нью-Йорке, Париже, Риме (у Респиги, 1923). Сочинял в консервативном стиле, избегая каких бы то ни было новаций. Среди произведений — фортепианный концерт (1931) и опера «Мой друг Пьеро» (Mon ami Pierrot, 1935: первая опера американского композитора, поставленная на сцене парижской Опера-комик).

Барлоу (Barlow), Уэйн (Брюстер) (6.9.1912, Илайрия, Огайо, — 17.12.1996, Рочестер, Нью-Йорк). Американский композитор и педагог. Учился у Хансона в Истменской школе музыки, где впоследствии (с 1937) преподавал, а в 1968—78 возглавлял студию электронной музыки. Работал преимущественно в свободной 12-тоновой технике; среди произведений — концерт для саксофона (1970), Soundscapes для оркестра и магнитофона (1972), 2 балета, пьесы для различных камерных составов, для органа и др.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011