Бергсма — Бермудо

Бергсма (Bergsma), Уильям (Лоренс) (1.4.1921, Окленд, Калифорния, — 18.3.1994, Сиэтл, шт. Вашингтон). Американский композитор и педагог. В 1940—44 учился в Истменской школе музыки у Хансона и Роджерса. Преподавал в Джульярдской школе (1946—63) и в Университете шт. Вашингтон в Сиэтле. Среди учеников Б. — Райч. В музыке Б. прочная тональная основа сочетается с использованием отдельных приемов из арсенала послевоенного авангарда. Среди произведений — опера «Жена Мартина Герра» (The Wife of Martin Guerre, 1956), балеты, симфонии, скрипичный концерт (1965), квартеты и др.

Бёргхерш (Burghersh), лорд Джон Фэйн, 11-й граф Уэстморлендский (3.2.1784, Лондон, — 16.10.1859, Уэнсфорд). Английский аристократ, музыкант-любитель. Сделал политическую, военную и дипломатическую карьеру; свой досуг посвящал музыке, часто сотрудничая с профессиональными музыкантами тех городов, в которых находился по служебным обязанностям (Флоренции, Берлина, Вены). Сочинил 7 итальянских опер и 3 симфонии. Принял активное участие в создании КАМ (1822) и был ее первым президентом.

Берд (Бэрд, Baird), Тадеуш (26.7.1928, Гродзиск Мазовецки, — 2.9.1981, Варшава). Польский композитор. Учился в Варшавской консерватории у Петра Рытеля (Rytel) и Петра Перковского (Perkowski). До середины 1950-х писал тональную музыку в рамках эстетики социалистического реализма. В период «оттепели» получил возможность свободно пользоваться новыми методами организации музыкального материала; начав с серийной техники, с течением времени разработал глубоко индивидуальный стиль, сочетающий разнообразные современные и традиционные приемы письма в рамках эстетики, близкой экспрессионизму. Среди произведений — Струнный квартет (1957); «Четыре эссе» (Cztery eseje) для оркестра (1958); «Эротики» (Erotyki) для сопрано и оркестра (1961); «Вариации без темы» (Wariacje bez tematu) для оркестра (1962); «Музыка на Богоявление» (Muzyka epifaniczna) для оркестра (1963); «Четыре диалога» (Cztery dialogi) для гобоя и оркестра (1964); «Завтра» (Jutro), опера (1966); 3-я симфония (1968); Концерт для гобоя с оркестром (1973); «Психодрама» (Psychodrama) для оркестра (1975); Concerto lugubre для альта с оркестром (1976).

Бёрд (Byrd), Уильям (1543[?], Линкольн[?], — 4.7.1623, Стондон-Мэсси). Английский композитор. Воспитывался и получил образование в Лондоне; возможно, учился у Таллиса. В 1563—72[?] — органист и хормейстер собора в Линкольне. С 1570 — член Королевской капеллы в Лондоне; с 1575 — придворный органист (первое время делил этот пост с Таллисом). В том же году королева Елизавета I пожаловала Таллису и Б. патент на издание и распространение нот. В 1593 Б. с семьей обосновался в Эссексе. Прижизненная репутация Б. была необычайно высока; его называли «отцом английской музыки». Среди его учеников — Морли и Томкинс.

Большая часть обширного и многожанрового наследия Б. была опубликована при его жизни. Один из полюсов его духовной музыки составляют богато украшенные покаянные мотеты из сборников Cantiones sacrae, тогда как на другом полюсе находятся сжатые по форме и эмоционально сдержанные пьесы из сборников Gradualia. Светские песни Б. явились, по существу, первыми настоящими английскими мадригалами. В них широко используется изысканный, плавный контрапункт в духе более ранних английских мастеров (прежде всего Таллиса и Тавернера). Песни жалобного, даже трагического характера соседствуют в его сборниках с лирическими и шуточными. Высокими достоинствами обладает и инструментальная музыка Б. Его песни для голоса и консорта виол оказали существенное влияние на развитие жанра «лютневой арии» (lute ayre) в творчестве Дауленда и др., а его пьесы для вёрджинела не имеют себе равных по виртуозности и полифоническому мастерству. Во всех жанрах Б. проявил себя новатором и одновременно традиционалистом; будучи продолжателем исконных традиций английской музыки, он смело сочетал их с новейшими континентальными веяниями.

Духовная вок. муз.: Cantiones sacrae («Священные песнопения») для 5—8 гол. (совместно с Таллисом, 1575); Cantiones sacrae для 5—6 гол. (2 тома, 1589—91); 3 мессы для 3—5 гол. (ок. 1592—95); Gradualia для 3—6 гол. (2 тома, 1605—07); 4 цикла песнопений для англиканской службы, в т. ч. Great Service и Short Service; антемы; др. богослужебные песнопения.

Кам.-вок. муз.: «Псалмы, сонеты и песни» (Psalmes, Sonnets and Songs) для 5 гол. (1588); «Разные песни» (Songs of Sundrie Natures) для 3—6 гол. (1589); «Псалмы, песни и сонеты» (Psalmes, Songs and Sonnets) для 3—6 гол. (1611); ок. 50 песен для консорта.

Для консорта виол: 14 фантазий, граунды, танцы для 3—6 гол.; 7 In Nomine для 4—5 гол.; 10 обр. гимнов и Miserere для 3—4 гол.

Для клавишных инстр.: 11 фантазий; 14 вариаций; танцы, в т. ч. 20 паван и гальярд; граунды; программные пьесы. Пьесы Б. для вёрджинела публиковались в сб. «Парфения», «Книге миледи Невилл», «Фицуильямовой вёрджинельной книге».

Березовский, Максим Созонтович (27.10.1745, Глухов, — 2.4.1777, Санкт-Петербург). Русский композитор украинского происхождения. В 1766—74 жил в Италии, учился у Дж. Б. Мартини. В 1771 стал членом болонской Филармонической академии. В 1773 в Ливорно была поставлена его опера «Демофонт» (Demofoonte) на либретто Метастазио. Перу Б. принадлежат духовные концерты (в т. ч. один из шедевров жанра — «Не отвержи мене во время старости») и др. православные богослужебные песнопения для хора a cappella. После возвращения в Россию, возможно, покончил с собой.

Березовский (Berezowsky), Николай Тихонович (17.5.1900, Санкт-Петербург, — 27.8.1953, Нью-Йорк). Американский композитор и скрипач. В 1908—17 учился в петербургской Императорской певческой капелле, позднее продолжил учебу в Вене. С 1922 — в США. Играл в Нью-Йоркском ФО, выступал как солист. Автор 4 симфоний (1931—43), концертов, камерно-инструментальных ансамблей, а также детской оперы «Слон Бабар» (Babar the Elephant, 1953).

«Береника» (Berenice). Опера в 3 актах Генделя на либретто Антонио Сальви (Salvi) (1737, Лондон).

Беренрайтер (Bärenreiter). Немецкое музыкальное издательство. Основано Карлом Фёттерле (Vötterle) в 1923 в Аугсбурге; с 1927 базируется в Касселе. Вначале выпускало народные песни, учебную и научную литературу, органную и старинную хоровую музыку. В 1929 Фёттерле основал журнал Musik und Kirche («Музыка и церковь»); позднее принял участие в организации Общества музыкальных исследований (Gesellschaft für Musikforschung) и издавал журнал этого общества Die Musikforschung. В 1949—87 издательством была опубликована 17-томная энциклопедия «Музыка прошлого и настоящего» (Musik in Geschichte und Gegenwart). Среди важнейших послевоенных позиций — журнал Acta musicologica и др. периодические издания, собрания сочинений Баха, Моцарта, Берлиоза, Шуберта, Листа, произведения композиторов авангардного направления.

Беренс (Behrens), Хильдегард (р. 9.2.1937, Ольденбург). Немецкая певица (драматическое сопрано). Училась во Фрайбурге; в 1971 дебютировала там же в роли Графини («Свадьба Фигаро»). Позднее выступала в таких ролях, как Фьордилиджи, Агата, Мюзетта, Джорджетта, Мария, однако ядро ее репертуара составили партии в операх Бетховена, Вагнера (Сента, Изольда, Брюнгильда), Штрауса (Саломея, Электра), соответствующие ее мощному голосу яркого и насыщенного тембра. Б. регулярно поет в Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, на Зальцбургских фестивалях, в Байройте. Исполнила главную роль в мировой премьере оперы Л. Берио «Хроника места» (1999, Зальцбург).

Бержеретта (франц. bergerette — «маленькая пастушка»). В XV в. — однострофная песня типа виреле; в XVI в. — быстрый инструментальный танец типа сальтарелло в шестидольном размере; в XVIII в. — французская лирическая пасторальная песня.

Берио (Berio), Лучано (р. 24.10.1925, Онелья). Итальянский композитор. Родился в музыкальной семье; его первыми учителями были отец и дед — органисты и композиторы. В 1945—51 учился в Миланской консерватории у Гедини (композиция), Антонио Вотто (Votto) и Джулини (дирижирование). В 1950 женился на Берберян, которая стала первой исполнительницей всех его сольных вокальных произведений до Recital I. В 1952 прошел курс современной музыкальной композиции в Тэнглвуде у Даллапикколы; под его влиянием углубил свое знакомство с серийной техникой и отчасти преодолел ее рамки, о чем свидетельствуют такие произведения этого периода, как «Камерная музыка» для голоса и 3 инструментов. По возвращении в Милан учредил общество Incontri musicali (Музыкальные встречи), которое устраивало регулярные концерты новой музыки и издавало одноименный журнал. В 1954 вместе с Мадерной основал при Итальянском радио в Милане студию электронной музыки, которой руководил до 1961. С середины 1950-х регулярно вел летние курсы в Дармштадте; к этому времени уже пользовался репутацией одного из самых видных представителей радикального молодого авангарда. Параллельно с электронными композициями («Тема», «Моменты», «Лицо») писал первые пьесы цикла «Секвенции» (Sequenze), каждая из которых представляет собой театрализованный этюд для исполнителя-виртуоза на том или ином инструменте (к 1996 создал 13 «Секвенций»). Второй половиной 1950-х и началом 1960-х датируются и два опуса, принципиально важных для творческой эволюции Б., — «Круги» (род концертного представления для певицы и инструментов на экстравагантные стихи Э. Э. Каммингса) и «Эпифании» (алеаторическая последовательность вокальных и оркестровых частей, по ходу которой демонстрируются самые разнообразные манеры пения). Оба они (как и более поздние Sequenza III и «Песни разных народов») создавались в расчете на исключительные музыкальные, актерские и языковые способности Берберян.

С 1962 по 1972 Б. жил главным образом в США, где преподавал в Миллс-колледже, Гарвардском университете, Джульярдской школе. Среди произведений этого периода выделяются Laborintus II на текст Э. Сангинетти по мотивам Данте, Sinfonia (ее третья часть — грандиозный полистилистический коллаж из музыки композиторов всех эпох на фоне скерцо из 2-й симфонии Малера) и Opera — своеобразный этюд на тему об упадке оперного жанра и всей западной буржуазной цивилизации. Позднее фольклорно-коллажная линия была с блеском продолжена в «Хоре» — своеобразной антологии духовных исканий современного человечества.

Вернувшись в Европу, Б. принял участие в организации парижского Института музыкальных и акустических исследований (IRCAM) и до 1980 руководил его электроакустическим подразделением. В 1987 основал во Флоренции аналог IRCAM — Centro Tempo Reale. Его творчество 1970—90-х чрезвычайно разнообразно в жанровом и стилистическом отношении. В поколении европейских «авангардистов», начавших свою карьеру вскоре после второй мировой войны, немногие могут сравниться с Б. по яркости артистического темперамента и широте культурных интересов. Музыке Б. не чужды внешний блеск, изящество, лиризм, юмор; в ней оригинально, изобретательно претворены не только фольклор и традиционная опера (характерны обе оперы на либретто выдающегося писателя Итало Кальвино — «Правдивая история» и «Король слушает»), но и элементы поп- и рок-музыки. Б. находится в постоянном диалоге с историей музыки: аранжирует музыку Малера, Монтеверди, Фрескобальди, Брамса, Боккерини, Фальи и др., «восстанавливает» 10-ю симфонию Шуберта (Rendering), «пересочиняет» оперу Монтеверди «Орфей» (Orfeo II) и «Заиду» Моцарта (Vor, während, nach Zaide). Исполняет собственную музыку как дирижер. Среди учеников Б. — Л. Андриссен, Глобокар, К. Мур, Райч, Рэндс.

Муз. театр: Opus Number Zoo, дет. пьеса, чтец и дух. инстр. (1951, 2-я ред. 1970); Mimusique № 2, балет (1955); Allez-hop!, мимический рассказ, м.-сопр., орк., сл. Кальвино (1959); «Переход» (Passaggio), сопр., 2 хора и орк., либр. Сангинетти (1962), «Следы» (Traces), 2 жен. гол., 2 хора и 2 дирижера (1965); Opera, опера, либр. Оттоленги и Б. (1970, 2-я ред. 1977); Recital I for Cathy, м.-сопр. и инстр. анс., сл. Б. (1972); «Прекрасной памяти того дня» (Per la dolce memoria di quel giorno), муз. к балету Бежара (1974); «Воображаемый дневник» (Diario immaginario) для исполнения по радио, сл. Сермонти по Мольеру (1975); «Правдивая история» (La vera storia), опера, либр. Кальвино (1982); «Король слушает» (Un re in ascolto), опера, либр. его же (1984); Orfeo II, опера по Монтеверди (1984); «Дважды…» (Twice upon…), театр без слов для 6 дет. групп (1994); Vor, während, nach Zaide, комментарий к неоконч. опере Моцарта (1995); «Утис» (Outis), опера, либр. Б. и Даль Корно (1996); «Хроника места» (Cronaca del luogo), опера, либр. Б. и Пекер-Берио (1999).

Вок. муз.: 4 итал. нар. песни (Quattro canzoni popolari italiani, 1947, 2-я ред. 1973); Magnificat, сопр., хор и орк. (1949); El Mar la Mar, 2 сопр. и инстр. анс., сл. Альберти (1950, 2-я ред. 1969); «Три вокализа» (Tre vocalizzi), гол. и фп. (1951); «Камерная музыка» (Chamber Music), гол., клар., влч. и арфа, сл. Джойса (1953); «Круги» (Circles), гол., арфа и уд., сл. Каммингса (1960); «Эпифании» (Epifanie), гол. и орк., сл. разных авторов (1961, 2-я ред. 1992); «Песни разных народов» (Folk Songs), гол. и орк. (1964, 2-я ред. 1973); Laborintus II, гол., инстр. и магн., сл. Сангинетти (1965); Sequenza III, гол. без сопровождения, сл. Катнера (1966); O King, сопр. и 5 инстр. (1968); Sinfonia, 8 гол., орк., орган, клав., фп., сл. Леви-Стросса, Беккета и Б. (1-я ред. в 4 частях 1968, 2-я ред. в 5 частях 1969); «Это значит что» (Questo vuol dire che), гол. и магн. (1969); Agnus, 2 сопр. и 3 клар. (1971); E vo’, сицилийская колыбельная, сопр. и инстр. (1972); «Покой» (Calmo) памяти Мадерны, гол. и инстр. анс., сл. разных поэтов (1974, 2-я ред. 1989); «Крики Лондона» (The Cries of London), 6 или 8 гол. (1974—76); A-ronne, 5 или 8 гол., сл. Сангинетти (1975); «Хор» (Coro), 40 гол. и инстр., сл. Неруды и нар. (1976); Duo (1982); Ofanim («Колеса»), жен. гол., 2 дет. хора, 2 инстр. группы, электроника, сл. из Ветхого Завета (1988, 2-я ред. 1997); Canticum Novissimi Testamenti I, II, 8 гол., 4 клар., 4 сакс., сл. Сангинетти (1989—90); Shofar, хор и орк. (1995); «Слушай» (Hör), хор и орк., сл. Целана (1995).

Для орк.: Концертино (Concertino), клар., скр., челеста, арфа, стр. (1949); Nones (1954); Вариации (Variazioni, 1954); Allelujah I, II (1955, 1957); Вариации на тему Ein Mädchen oder Weibchen (из «Волшебной флейты» Моцарта), 2 бассетгорна и стр. (1956); Divertimento (1957, совместно с Мадерной); Tempi concertati, скр., фл., 2 фп. и др. инстр. (1959); Quaderni III на основе «Эпифаний» (1962); «Пути» (Chemins) I, IIb, IIc, III, IV, V для разных инстр. и орк. на основе «Секвенций» (1965—80); «Движение» (Bewegung, 1971, 2-я ред. 1983); Après Visage, магн. и орк. (1972); Концерт для 2 фп. с орк. (1973); «Штиль» (Still, 1973); «Найти точки на кривой…» (Points on the Curve to Find…), фп. и 23 инстр. (1974); «Впечатления» (Eindrücke, 1974); «Возвращение Сновидений» (Il ritorno degli Snovidenia), влч. и кам. орк. (1976); Encore (1978); Entrata (1980); Accordo, 4 дух. орк. (1981); «Хорал» (Corale), скр., 2 влт. и стр. на основе Sequenza VIII (1982); Requies, кам. орк. (1984); Voci (Folk Songs II), альт и 2 инстр. группы (1984); Formazioni (1986); Concerto II (Echoing Curves), фп. и орк. (1988); Continuo (1989); Rendering, по Шуберту (1989); Compass, фп. и орк. (1994); Re-Call, 23 инстр. (1995); Kol Od (Chemins VI), труба и кам. орк. (1996); Récit (Chemins VI), альт.-сакс. и орк. (1996); Ekphrasis (Continuo II) (1996); Alternatim, клар., альт и орк. (1997); Solo, тромбон и орк. (1999).

Для инстр. анс.: 2 пьесы, скр. и фп. (1951); Стр. квартет (1955); Serenata, фл. и 14 инстр. (1957); Différences, 5 инстр. и магн. (1959); Sincronie, стр. квартет (1964); «Пути-2» (Chemins II), альт и 9 инстр., на основе Sequenza VI (1967); «Некогда (Каноническая колыбельная для Стравинского)» (Autre fois, Berceuse canonique pour Igor Strawinsky), фл., клар., арфа (1971); «Линия» (Linea), 2 фп., вибрафон и маримба (1974); «Легкая музыка» (Musica leggera), фл., альт, влч. (1974); Duetti, 2 скр. (1983); Call, 5 мед. дух. (1985); Ricorrenze, 5 дух. (1987); «Ноктюрн» (Notturno [quartetto III]), стр. квартет (1993, обр. для стр. орк. 1995); Glosse, стр. квартет (1997); Korót, 8 влч. (1998).

Для фп.: «Маленькая сюита» (Petite suite, 1947); 5 вариаций (Cinque variazioni, 1953); «Водное фп.» (Wasserklavier, 1965); Sequenza IV (1966, 2-я ред. 1993); «Земное фп.» (Erdenklavier, 1969); «Память» (Memory), электр. фп. и электр. клав. (1970); «Воздушное фп.» (Luftklavier, 1985); «Огненное фп.» (Feuerklavier, 1989); Brin (1990); Leaf (1990); Соната (2001).

Для др. инстр. соло: «Секвенции»: Sequenza I (фл., 1958), II (арфа, 1963), V (тромбон, 1966), VI (альт, 1967), VII (гоб., 1969), VIII (скр., 1975), IX (клар., 1980), X (труба, 1984), XI (гит., 1988), XII (фаг., 1995), XIII (аккордеон, 1996); Rounds, клав. (1966); Gesti, альтовая блокфлейта (1966); Fa-Si, орган (1975); «Слова слетели с губ…» (Les mots sont allés…), влч. (1978); Lied, клар. (1983); Psy, кб. (1989).

Электр. муз.: «Мутации» (Mutazioni, 1956); «Перспективы» (Perspectives, 1957); «Тема (в честь Джойса)» (Tema [Ommagio a Joyce], 1958); «Моменты» (Momenti, 1960); «Лицо» (Visage, 1961); «Параллельные песнопения» (Chants parallèles, 1975).

Берио (Bériot), Шарль(-Огюст де) (20.2.1802, Лёвен, — 8.4.1870, Брюссель). Бельгийский скрипач, композитор, педагог. Среди его учителей — Байо. В середине 1820-х Б. успешно дебютировал в Лондоне и Париже. В 1829—35 гастролировал вместе с певицей Малибран, на которой женился в 1833; после ее смерти (1836) не выступал ок. 2 лет. В 1843—52 преподавал в Брюссельской консерватории. Б. реформировал классический французский стиль игры на скрипке, объединив парижское изящество с романтической виртуозностью в духе Паганини; считается основателем так наз. франко-бельгийской школы (среди его учеников — Вьётан и Соре). Автор произведений для скрипки, в т. ч. 10 концертов, вариаций, дуэтов и др., а также методических пособий.

Сын Б. и Малибран Шарль-Вильфрид де Б. (1833—1914) — пианист и педагог, профессор Парижской консерватории (с 1867). У него учились Гранадос, Виньес, Равель.

Беркли (Berkeley), сэр Леннокс (Рэндалл Фрэнсис) (12.5.1903, Борс Хилл, — 26.12.1989, Лондон). Английский композитор. Учился в Оксфордском университете; в 1927—32 совершенствовался у Буланже в Париже, где познакомился со Стравинским и подружился с Пуленком. В 1928 перешел в католичество. По возвращении в Лондон работал на радио (1942—45) и преподавал в КАМ (1946—68); у Б. учились Обрадович, Матиас, Моу, Ричард Р. Беннетт, Д. Бедфорд, Бёргон, Тавенер. Среди произведений Б. — большая опера «Нельсон» (Nelson, 1954), 3 одноактные оперы, в т. ч. комическое «Приглашение на обед» (A Dinner Engagement, 1954), 4 симфонии, духовная музыка (в т. ч. Missa brevis в сопровождении органа, 1960), вокальные циклы («Четыре стихотворения св. Терезы Авильской» [4 Poems of St Teresa of Avila] для контральто и струнных, 1947, «Пять стихотворений У. Одена» [5 Auden Poems] для голоса и фп., 1958), камерно-инструментальные ансамбли, музыка для фп. В ранних произведениях Б. следовал парижской моде на бодрый неоклассицизм. Позднее он увлекся творчеством молодого Бриттена, а в 1960-х начал применять элементы додекафонии.

Его сын Майкл (р. 29.5.1948, Лондон) — композитор, учился в КАМ у Малколма, своего отца и Ричарда Р. Беннетта. Автор оратории «Неужели мы умрем?» (Or shall we Die?, 1982).

Беркшир — см. Тэнглвуд.

Бёрли (Burleigh), Гарри Т(акер) (2.12.1866, Эри, Пенсильвания, — 12.9.1949, Стамфорд, Коннектикут). Американский композитор и певец (баритон). В 1892—95 учился в Нью-Йорке, в т. ч. у Дворжака. В Нью-Йорке выступал как певец, работал музыкальным редактором. Сочинил 265 вокальных произведений и осуществил 187 хоровых обработок спиричуэлов; составил сборник мелодий, бытовавших в американском менестрельном театре.

Бёрли (Burleigh), Сесил (17.4.1885, Вайоминг, шт. Нью-Йорк, — 28.7.1980, Мэдисон, Висконсин). Американский композитор. Учился в Берлине (1903—05) и Чикаго. В 1909—11 выступал как скрипач. В 1919 возобновил занятия в Нью-Йорке у Ауэра (скрипка) и Блоха (композиция). В 1921—55 преподавал в Мэдисоне. Автор камерных произведений и песен, отмеченных влиянием Мак-Дауэлла. Ок. 1944 сочинил 3 симфонии: «Сотворение мира» (Creation), «Пророчество» (Prophecy) и «Откровение» (Revelation). Большинство др. крупных произведений Б. также создано после 1940.

Берлин (Berlin), Ирвинг, наст. имя и фам. Израиль Балин (11.5.1888, Сибирь, — 22.9.1989, Нью-Йорк). Американский композитор, сочинитель развлекательной музыки (в США с 1893). Прославился благодаря песне Alexander’s Ragtime Band (1911). Писал музыку для ревю и оперетт, с 1935 — также для музыкальных фильмов (Top Hat, 1935; On the Avenue, 1937; Holiday Inn, 1942; Get your Gun, 1946). Сочинил не менее 1500 песен.

Берлинская высшая музыкальная школа (Hochschule für Musik Berlin). Основана в 1869. Включает Академию церковной и школьной музыки (Akademie für Kirchen- und Schulmusik, учреждена в 1820, переименовывалась в 1822, 1875, 1922, вошла в состав ВМШ в 1944) и Городскую консерваторию (Städtisches Konservatorium, учреждена в 1850, переименовывалась в 1857, 1935, 1945, вошла в состав ВМШ в 1966). Под руководством Йоахима (1869—1907) Берлинская ВМШ заняла место в ряду лучших музыкальных учебных заведений Германии. С 1872 в ее залах проводятся публичные концерты.

Берлинская городская опера — см. Немецкая опера.

Берлинский фестиваль (Германия). Ежегодный фестиваль, проводится с 1951 в сентябре—октябре. В программах — оперные и балетные спектакли, концерты симфонической, камерной, джазовой музыки.

Берлинский филармонический оркестр (Berliner Philharmoniker). Немецкий оркестр, основан в 1882 музыкантами Капеллы Б. Бильзе (Bilsesche Kappelle). Среди первых дирижеров — Йоахим (с 1884) и Бюлов (с 1887). Во главе оркестра стояли Никиш (1895—1922), Фуртвенглер (1922—45, 1947—54), Челибидаке (1945—47), Караян (1955—89). С 1989 оркестром руководит Аббадо. Следующим главным дирижером избран Рэттл (займет свой пост в 2002). Оркестр выступает в зале Филармонии на 2397 мест (открыт в 1963).

Берлиоз (Berlioz) (Луи) Гектор (точнее Эктор, Hector) (11.12.1803, Ла-Кот-Сент-Андре, Изер, — 8.3.1869, Париж). Французский композитор. Родился в семье врача. В детстве учился играть на флейте и гитаре (но не на фп.), по учебникам занимался гармонией, сочинял романсы и небольшие камерно-ансамблевые пьесы, однако систематического начального музыкального образования не получил. В 1821 по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил ее, решив всецело посвятить себя музыке. В 1826—30 учился в Парижской консерватории у Лесюэра и Рейхи. В 1830, с четвертой попытки, выиграл конкурс на Римскую премию (представил кантату «Смерть Сарданапала»). Многое в творчестве и судьбе Б. определила любовь к Шекспиру и к актрисе, исполнительнице шекспировских ролей Гарриет Смитсон (Smithson), на которой он, после долгого и мучительного периода неопределенности в отношениях, женился в 1833 (этот брак продлился до 1842). Другими источниками влияния были оперы Глюка, симфонии Бетховена, «Фауст» Гёте, творения британских писателей-романтиков Томаса Мура, Вальтера Скотта и Дж. Г. Байрона. Еще до окончания консерватории Б. создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений — «Фантастическую симфонию» (1830). Как и в последующих чисто инструментальных опусах Б., в симфонии реализуется внемузыкальный программный замысел, что отражено в ее подзаголовке: «Эпизоды из жизни артиста». Во всех 5 частях симфонии присутствует мотив (сам Б. называл его «навязчивой идеей»), символизирующий возлюбленную героя; по ходу развития программного «сюжета» этот мотив утрачивает свой идеальный облик и в финале перерождается в трагически-гротескную карикатуру.

Пятнадцать месяцев, проведенных Б. в Италии (1831—32), обогатили его бесценными новыми впечатлениями. Творчество Б. этого периода ограничивается малоудачной попыткой продолжить «сюжет» «Фантастической симфонии» в вокальной симфонии «Возвращение к жизни» (в 1855 она была переименована в «Лелио, или Возвращение к жизни»), а также двумя увертюрами — «Король Лир» и «Роб Рой». Зато первое десятилетие по возвращении в Париж (1832—42) стало самым плодотворным в его биографии; именно тогда были созданы «Гарольд в Италии», «Бенвенуто Челлини», Реквием, «Ромео и Джульетта», «Траурно-триумфальная симфония», «Летние ночи». Однако музыка Б. оказалась несозвучна вкусам современной ему французской публики. Ее находили странной, «неправильной», нарушающей нормы хорошего вкуса; премьера «Бенвенуто Челлини» в 1838 завершилась оглушительным провалом. Чтобы обеспечить себе средства к жизни, Б. занялся журналистикой; с 1834 он писал главным образом для Gazette musicale и Journal des débats.

Вскоре полоса парижских неудач сменилась периодом успехов за границей. В 1842—63 Б. много гастролировал в Германии, Австрии, России, Англии и др. странах как дирижер — исполнитель собственных сочинений. Повсюду его принимали как одного из лидеров «прогрессивного» направления современной музыки. Он завязал дружеские отношения с Листом и Вагнером. К этому периоду относятся «Осуждение Фауста», Te Deum, «Детство Христа», «Троянцы», «Беатриче и Бенедикт», а также основные литературные труды, в т. ч. знаменитые «Мемуары». Запоздалое признание пришло к Б. и на родине; в 1856 он стал членом Института Франции. Последние годы жизни Б. не были счастливыми; к тяжелым обстоятельствам личной жизни прибавилось чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской музыки. После оперы «Беатриче и Бенедикт» (1862) Б. ничего не написал. В 1864 у него появился единственный ученик — Хамерик.

Идеалист с богатым и прихотливым воображением, склонный к резким эмоциональным перепадам и спасающийся от разочарований с помощью иронии, Б. олицетворял собой тип художника-романтика. Как и для других романтических натур, рамки «чистой», абсолютной музыки были для него тесны; поэтому он обращался к театру, литературе, поэзии, религиозной символике. В его творчестве богато представлены смешанные жанры: программная симфония-концерт («Гарольд в Италии»), симфония-оратория с элементами симфонической поэмы («Ромео и Джульетта»), философская оратория-опера («Осуждение Фауста»), театрализованные формы церковной музыки (Реквием, Te Deum). Для стиля Б. особенно характерны мелодии широкого дыхания, часто наделенные ораторским пафосом, иногда слегка «хроматизированные», складывающиеся из фраз неравной длительности и сопровождаемые выразительными, хотя и не слишком смелыми гармониями. Доминирует свободный (не имитационный) контрапункт. В некоторых отношениях композиторская техника Б. была ограничена. Так, развитие его тематических идей нередко сводится к их многократному простому или видоизмененному повторению, а его формам присуща известная рыхлость, вызванная изобилием не наполненных тематическим содержанием связующих эпизодов. Однако в области оркестрового письма Б. проявил себя как выдающийся мастер и новатор: он первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных и т. п. Свой опыт он обобщил в «Большом трактате о современной инструментовке», который доныне служит незаменимым пособием.

Оперы: «Бенвенуто Челлини» (Benvenuto Cellini, 1838); «Троянцы» (Les Troyens), лирическая трагедия в 2 частях: «Взятие Трои» (La prise de Troie) и «Троянцы в Карфагене» (Les Troyens à Carthage) (1858, 2-я часть пост. 1863, обе части — 1890); «Беатриче и Бенедикт» (Béatrice et Bénédict, 1862).

Для орк.: увертюра «Тайные судьи» (Les francs-juges, 1826); увертюра «Уэверли» (Waverley) по В. Скотту (1828); «Фантастическая симфония, или Эпизод из жизни артиста» (Symphonie fantastique, ou Episode de la vie d’un artiste, 1830); увертюры «Король Лир» (Le roi Lear) по Шекспиру и «Роб Рой» (Rob Roy) по Скотту (обе 1831); симфония «Гарольд в Италии» (Harold en Italie) по Байрону, с солирующим альтом (1834); «Траурно-триумфальная симфония» (Grande symphonie funèbre et triomphale) для дух. орк. с хором и стр. ad libitum (1840); «Греза и каприччо» (Rêverie et caprice) для скр. с орк. или фп. (1841); увертюры «Корсар» (Le corsaire) по Фенимору Куперу (1831—44) и «Римский карнавал» (Le carnaval romain, 1844).

Хор. муз.: Торжественная месса (1825); «Греческая революция» (La révolution grecque, 1826); «Священная песнь» (Chant sacré, 1829); «Смерть Сарданапала» (La mort de Sardanapale, 1830); «Религиозное размышление» (Méditation religieuse, 1831); «Лелио, или Возвращение к жизни» (Lélio, ou Le retour à la vie), монодрама для солистов, хора и орк. на собств. сл. (1832); «Сара-купальщица» (Sara la baigneuse, 1834); Реквием (Grande messe des morts, 1837); «Ромео и Джульетта» (Roméo et Juliette), драм. симфония для солистов, хора и орк., сл. Э. Дешана по Шекспиру (1839); «Гимн Франции» (Hymne à la France, 1844); «Осуждение Фауста» (La damnation de Faust), драм. легенда для солистов, хора и орк. по Гёте (1846); «Смерть Офелии» (La mort d’Ophélie, 1848); Te Deum (1849); «Детство Христа» (L’enfance du Christ), оратория на собств. сл. (1854).

Вок. муз.: 9 произв. для гол. с орк., в т. ч. «Летние ночи» (Les nuits d’été), сл. Готье (1841); свыше 30 песен для 1—4 гол., в т. ч. «Элегия в прозе» (Elégie en prose, 1829).

Др. произв.: фуги, листки из альбомов, гитарное сопровождение к романсам и т. п.

Лит. произв.: Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes («Большой трактат о современной инструментовке», 1844); Les soirées d’orchestre («Оркестровые вечера», 1852); Le chef d’orchestre («Дирижер», 1856); Mémoires («Мемуары», посмерт. изд., 1870), статьи и др.

Берман (Баэрман, Bärmann, Baermann). Семья немецких музыкантов, преимущественно исполнителей на духовых. Генрих (Йозеф) Б. (1784—1847) — кларнетист-виртуоз, 1-й кларнет Придворного оркестра в Мюнхене, славился бархатистым тоном и выразительной игрой; для него писал Вебер. Его сын Карл (1810—1885) — кларнетист и исполнитель на бассетгорне, педагог (работал в Мюнхене), автор известной школы игры на кларнете (1864—75).

Берман (Behrman), Дэвид (р. 16.8.1937, Зальцбург). Американский композитор. Племянник Хейфеца. Брал уроки у Риггера, учился в Гарварде у Пистона и в Европе у Пуссёра и Штокхаузена. Работает преимущественно в области электронной музыки. В 1970—76 вместе с Кейджем, Тюдором и Маммой сотрудничал с авангардной танцевальной труппой Мерса Каннингема (Merce Cunningham Dance Company).

Берман, Лазарь Наумович (р. 26.2.1930, Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Русский пианист. Дебютировал в 1940. Учился в Московской консерватории у Александра Гольденвейзера. В странах Запада гастролирует с 1971. Быстро завоевал лавры блистательного исполнителя бравурно-виртуозного репертуара; с течением времени проявил себя и как серьезный интерпретатор Шуберта, Шумана и др.

Бермудо (Bermudo), Хуан (ок. 1510, Эсиха, — ок. 1565, Андалусия). Испанский теоретик музыки, математик и композитор, францисканский монах. Автор 3 трактатов, самый обстоятельный из которых (Declaración, 1555) содержит множество музыкальных примеров, в т. ч. первые публикации испанской органной музыки.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011