Брубек — Брюн

Брубек (Brubeck), Дэйв (собств. Дэвид Уоррен) (р. 6.12.1920, Конкорд, Калифорния). Американский джазовый композитор и пианист. Будучи студентом музыкального отделения колледжа в Стоктоне, Калифорния, руководил джаз-бэндом из 12 музыкантов; позднее учился у Шёнберга и у Мийо в Миллс-колледже, где основал экспериментальный ансамбль Джазовая мастерская (Jazz Workshop Ensemble). В 1949 основал Трио Дэйва Брубека, в состав которого вошли Кэл Тджадер (Cal Tjader) (барабаны и вибрафон) и Норман Бейтс (Norman Bates) (контрабас); в 1951 к ансамблю присоединился четвертый участник, саксофонист Пол Десмонд (Paul Desmond). Б. экспериментировал с необычными ритмами и сочинил несколько композиций крупной формы (2 балета, мессу, несколько кантат и др.).

Бруза (Brusa), (Джованни) Франческо (ок. 1700, Венеция, — 20.5.1768, там же). Итальянский композитор. Его первые 4 оперы были поставлены в 1724—26. В 1726—40 служил органистом в венецианском соборе св. Марка. В 1750-х снова стал сочинять оперы. Ок. 1766—68 работал хормейстером венецианской консерватории Инкурабили. Этим периодом датируется несколько сценических произведений, 4 оратории и ряд духовных пьес (возможно, они принадлежат более молодому композитору с теми же именем и фамилией).

Брузон (Bruson), Ренато (р. 13.1.1936, Эсте). Итальянский певец (баритон). Учился в Падуе. Дебютировал в 1961 в Сполето (ди Луна). В 1969 впервые выступил в Метрополитен-опера («Лючия ди Ламмермур» Доницетти). С 1972 — солист театра Ла Скала. Пел на крупнейших сценах мира. Обладатель гибкого, благородного по тембру голоса и незаурядный актер, в 1970—80-х был ведущим исполнителем партий в операх Доницетти и, особенно, Верди (от «Набукко» до «Фальстафа»). Важное место в репертуаре Б. занимают также редко исполняемые оперы XVIII в.

Брук (Brook), Барри Ш(елли) (1.11.1918, Нью-Йорк, — 12.7.1997, там же). Американский музыковед. Учился в Нью-Йорке. С 1945 преподавал в Нью-Йорке. Автор исследований по французской симфонии XVIII в. (в 1959 защитил в Париже диссертацию на эту тему), светской музыке эпохи Возрождения, компьютерному музыкознанию, социологии музыки и др. Способствовал развитию международного сотрудничества в области музыкальной библиографии.

Бруклинская консерватория (Brooklyn Conservatory of Music). Название, под которым с 1971 функционирует департамент музыки Бруклинского колледжа Нью-Йоркского университета. В Б. к. базируется Институт исследований по американской музыке (Institute for Studies in American Music) (основан в 1971).

Брукнер (Bruckner), (Йозеф) Антон (4.9.1824, Ансфельден, — 11.10.1896, Вена). Австрийский композитор. Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, сельского учителя и органиста. В возрасте 10 лет овладел органом настолько, что мог замещать отца в местной церкви. После его смерти (1837) стал певчим в монастыре Санкт-Флориан (близ Линца); там же продолжил обучение игре на органе, занимался скрипкой и теорией музыки. Некоторое время работал школьным учителем в провинции. В 1845 вернулся преподавать в монастырь Санкт-Флориан; с 1851 служил там же органистом. К тому времени Б. уже был автором месс и др. духовных сочинений. В 1855 был назначен органистом Линцского собора; в том же году прошел в Вене курс контрапункта у Зехтера. Продолжал брать уроки у авторитетных музыкантов до начала 1860-х. Решающую роль в жизни Б. сыграло знакомство с операми Вагнера «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» (1863). С той поры творческая эволюция Б. пошла по новому пути, о чем свидетельствуют 3 его мессы, созданные в 1864—68. В 1863 Б. сочинил свою первую симфонию (без порядкового номера); вскоре жанр симфонии занял в его творчестве господствующее место.

В 1868, после смерти Зехтера, Брукнеру был предложен пост преподавателя теории в Венской консерватории, который он принял не без колебаний. В последующие годы Б. выступал в Париже и Лондоне как органист-виртуоз и импровизатор. Между тем в Вене его творчество не получало признания. Венский ФО отверг его 1-ю симфонию как «сумасбродную», 2-ю — как «бессмысленную» и «неисполнимую». Премьера 3-й симфонии (во 2-й редакции, 1877) провалилась. 4-я симфония имела успех, однако 5-я была сыграна с опозданием на 18 лет, а 6-ю Б. так и не услышал полностью. Сторонники Брамса в полемике с «вагнерианцами» жестоко критиковали Б. за его преклонение перед Вагнером. Друзья Б. настоятельно рекомендовали ему внести сокращения в его «чрезмерно длинные» симфонии или делали это сами. Б., которому была свойственна неуверенность в себе, покорялся их воле.

В 1870—74 Б. преподавал также в педагогическом лицее, с 1875 читал лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете. Его учениками были Г. Адлер, М. Граф, Жак-Далькроз, Клозе, Мотль, Шальк, Шенкер, Ф. Шмидт. Широкое признание пришло к Б. только в 1880-х, после триумфальной лейпцигской премьеры 7-й симфонии п/у Никиша (1884). Симфонии Б. стали исполняться в Германии и в др. странах, а сам он был осыпан официальными почестями. Тем не менее его настойчиво просили сократить 8-ю симфонию (что он и сделал в 1890, спустя 3 года после ее завершения). 9-я симфония, которую Б. намеревался посвятить Господу Богу, осталась неоконченной. Б. успел сочинить 3 части; чувствуя, что на создание четвертой ему не хватит сил, он рекомендовал будущим дирижерам использовать в качестве финала монументальный Te Deum для солистов, хора и оркестра, созданный в 1884. В настоящее время 9-я симфония исполняется обычно в трехчастной версии (хотя за последние десятилетия было сделано несколько попыток восстановить ее финал по сохранившимся наброскам).

Все творчество Б. проникнуто глубокой религиозностью. Его симфонии часто сравнивают с готическими соборами, имея в виду как их монументальные масштабы, так и их возвышенный, торжественный тон. Основными источниками влияния для Б. были Бетховен и Вагнер. Симфонии Б. близки 9-й симфонии Бетховена по соотношению частей. Подобно начальному Allegro ma non troppo 9-й симфонии Бетховена, первые части симфоний Б. открываются мистическими, словно вырастающими из тишины «интродукциями», разворачиваются в умеренном темпе и полны внутреннего напряжения, которое разряжается в мощных драматических кульминациях. Как и в 9-й симфонии Бетховена, скерцо у Б. велики по объему; их крайние разделы воплощают образ безостановочного стихийного движения, а в тематизме средних разделов явственно выражен фольклорный оттенок (часто они выдержаны в характере лендлера и стилистически родственны не только Бетховену, но и многим страницам инструментальной музыки Шуберта). Огромное Adagio 9-й симфонии Бетховена — модель медленных частей симфоний Б., форма которых также основывается на сопоставлении двух тем широкого мелодического дыхания и сочетает в себе признаки рондо, сонаты и вариаций. Влияние Вагнера на Б. выражается в некоторых особенностях оркестровки — например, в использовании квартета вагнеровских туб (впервые — в медленной части Седьмой симфонии, посвященной памяти Вагнера). Как и Вагнер, Б. испытывает пристрастие к долгим, экспрессивным мелодическим линиям струнных (один из самых ярких примеров — начальная тема Седьмой симфонии, порученная виолончелям в среднем и высоком регистре).

При всей важности преемственных связей с Бетховеном, Шубертом и Вагнером, музыка Б. глубоко индивидуальна. Из одной симфонии в другую переходит устойчивая система оборотов и приемов, по которым нетрудно распознать его неповторимый почерк. В сонатных формах Б. основные разделы обычно отделены друг от друга многозначительными паузами. Подходы к кульминациям в первых частях его симфоний отмечены повторениями одних и тех же элементарных мотивов, а в медленных частях — бесконечными фигурами вращения у скрипок на фоне нарастающей звучности остального оркестра. В ритмике и мелодике побочных тем обычно подчеркнуто танцевальное или песенное начало. Финалы всех симфоний Б., начиная с Третьей, завершаются торжественным апофеозом, тематически связанным с главной партией первой части.

Большинство симфоний Б. издано по меньшей мере в 2 редакциях. Собрание сочинений (Sämtliche Werke) под ред. Р. Хаса (Haas) и др. содержит главным образом первоначальные, тогда как собрание сочинений (Gesamtausgabe) под ред. Л. Новака и др. — переработанные и сокращенные версии.

Для орк.: симфонии f (1863), d («№ 0», 1863—69), № 1 c (1866, 2-я ред. 1891), № 2 c (1872, 3-я ред. 1877), № 3 d (посвящ. Вагнеру, 1873, 2-я ред. 1877, 3-я ред. 1889), № 4 Es, «Романтическая» (1874, 2-я ред. 1880, 3-я ред. 1886), № 5 B (1876, 2-я ред. 1878), № 6 A (1881), № 7 E (1883), № 8 c (посвящ. императору Францу Иосифу, 1887, 2-я ред. 1890), № 9 d, неоконч. (1896); увертюры; марши.

Для кам. анс. и клавишных инстр.: Стр. квинтет F (1879); 5 др. произв. для кам. анс.; прелюдии, фуги, др. пьесы для органа; пьесы для фп., в т. ч. в 4 руки.

Духовная муз.: Реквием (1849); Missa solemnis b (1854); мессы: № 1 d (1864, 2-я ред. 1876), № 2 e (1866, новая ред. 1882), № 3 f (1868, 2-я ред. 1876); отд. части месс; Te Deum C (1884); псалмы; мотеты.

Светская вок. муз.: ок. 40 кантат, хоры, песни.

Бруман (Broman), Стен (25.3.1902, Упсала, — 29.10.1983, Лунд). Шведский композитор. Учился в Немецкой консерватории (Прага); среди учителей — Финке и Цемлински. По возвращении в Швецию работал как музыкальный критик, инструменталист, дирижер, занимал административные посты. Его произведения, созданные до 1962, выдержаны в суровом линеарно-полифоническом стиле, родственном стилю Хиндемита. В более поздних партитурах (в частности, в цикле 9 симфоний) использовал серийную технику и электронные звучания.

Брумель — см. Брюмель.

Бруна (Bruna), Пабло (крещен 22.6.1611, Дарока, — 26.6.1679, там же). Испанский композитор. В детстве лишился зрения. С 1631 — органист, с 1674 — хормейстер церкви в Дароке. Среди произведений — 7 мотетов Pange lingua и 32 органные пьесы, преимущественно в жанре тьенто, изобилующие задержаниями, хроматизмами, причудливыми фигурациями.

Брунелли (Brunelli), Антонио (ок. 1575, Пиза, — ок. 1630, там же). Итальянский композитор и теоретик, одна из заметных фигур музыкальной жизни Тосканы рубежа XVI—XVII вв., когда во Флоренции зарождался новый монодический стиль. Учился в Риме у Дж. М. Нанино. Служил церковным капельмейстером в соседних с Пизой городах; после 1607 — при дворе Великого герцога Тосканского в Пизе. В своей ранней теоретической работе Regole utilissime («Полезнейшие правила», 1606) выразил сомнение в долговечности нового монодического стиля; тем не менее в 1613—14 сочинил несколько примечательных монодий, дуэтов и трио. Сотрудничал с Пери в работе над музыкой к придворному спектаклю «Балло учтивости» (Ballo della cortesia пост. 1614). Помимо танцевальной музыки для придворных увеселений сочинял духовную вокальную музыку в традиционном полифоническом стиле.

Брунетти (Brunetti), Гаэтано (1744, Фано[?], — 16.12.1798, Кольменар-де-Орехо). Итальянский композитор и скрипач. Вероятно, учился в Ливорно у Нардини. Играл в мадридской королевской капелле; в 1788 возглавил оркестр, организованный при испанском королевском дворе. Впервые в Испании исполнил многие произведения Гайдна и др. композиторов. За время придворной службы сочинил свыше 400 произведений, в т. ч. несколько десятков симфоний (главным образом четырехчастных, с развитыми партиями духовых), ряд скрипичных сонат и струнных квартетов. Стилю Б. присуще несомненное изящество, в его произведениях можно найти множество примеров интересной тематической работы. Его партитуры изобилуют подробными указаниями для исполнителей.

Брунетти (Brunetti), Джован Гуальберто (24.4.1706, Пистойя, — 20.5.1787, Пиза). Итальянский композитор. До 1754 работал главным образом в Неаполе (с 1745 — в консерватории Туркини). С 1754 — капельмейстер в Пизе; начиная с этого времени писал в основном церковную музыку. Среди др. произведений — оперы (1733—76) и кантаты, приуроченные к тем или иным событиям.

Его сын Антонио (ок. 1740 — 1786) — скрипач. Служил придворным концертмейстером в Зальцбурге; первым исполнил некоторые произведения Моцарта. Другой сын, Джузеппе (ок. 1740 — после 1780), работал в Пизе и во Флоренции, писал духовную музыку и оперы. Сын Антонио Б., Антонио-младший (ок. 1767 — ок. 1850) служил церковным капельмейстером в Кьети, Урбино и Мачерате, писал оперы и церковные произведения.

Бруни (Bruni), Антонио Бартоломео (28.1.1757, Кунео, — 6.8.1821, там же). Итальянский скрипач и композитор. С 1780 — в Париже; выступал как скрипач, руководил оперными оркестрами. Между 1785 и 1801 сочинил 20 произведений для сцены, преимущественно в жанре комической оперы; некоторые из них пользовались большим успехом. Сочинил также свыше 200 камерно-ансамблевых произведений, в т. ч. струнные квартеты, трио и дуэты, скрипичные сонаты, пьесы на темы революционных песен и маршей. Составил несколько педагогических руководств, а также перечень музыкальных инструментов, конфискованных в годы якобинского террора.

Бруннер (Brunner), Адольф (25.6.1901, Цюрих, — 15.2.1992, Тальвил). Швейцарский композитор. В 1921—25 учился в Берлине у Ярнаха и Шрекера, после чего вернулся в Цюрих. В 1955 основал Швейцарское общество протестантской церковной музыки. Автор оркестровых, камерных, церковных произведений в старомодном полифоническом стиле.

Брунс (Bruhns), Николаус (1665, Швабштедт, — 29.3.1697, Хузум). Немецкий композитор и инструменталист. Происходил из известной в Шлезвиг-Гольштайне семьи музыкантов. Учился у Букстехуде. Некоторое время работал в Копенгагене как композитор и скрипач-виртуоз; с 1689 — церковный органист в Хузуме. Вся камерно-инструментальная музыка Б. утеряна. Сохранившаяся часть его наследия состоит из 5 произведений для органа и 15 кантат. Его органные прелюдии и фуги, созданные по образцу пьес Букстехуде, обращают на себя внимание активным тематическим развитием, широким использованием приема эхо, блестящими виртуозными пассажами. Органные пьесы Б. были знакомы И. С. Баху и, по-видимому, оказали на него серьезное влияние. Кантаты Б. многообразны по форме. В 4 небольших сольных духовных кантатах Б. выступает как мастер виртуозного стиля, заимствованного из Италии. Его духовные мадригалы и ансамблевые духовные концерты отличаются незаурядным мелодическим обаянием. Для сопровождения вокальных партий в кантатах Б. используется струнный квинтет с фаготом и континуо.

Брусиловский, Евгений Григорьевич (12.11.1905, Ростов-на-Дону, — 9.5.1981, Москва). Русский советский композитор. В 1926—31 учился в Ленинградской консерватории у Штейнберга. С 1933 — в Казахстане. В 1939—53 возглавлял СК Казахской ССР, с 1944 преподавал в Алма-Атинской консерватории. Автор первых казахских опер, симфоний, музыки гимна Казахской ССР.

Брускантини (Bruscantini), Сесто (р. 10.12.1919, Порто-Чивитанова). Итальянский певец (бас-баритон). В 1949 дебютировал в Ла Скала («Тайный брак» Чимарозы). В 1951—61 пел в Глайндбёрне, с 1961 выступал в США (Чикаго и Сан-Франциско), в 1974 — в Ковент-Гарден, преимущественно в характерных и комических партиях (Дон Альфонсо, Гульельмо, Лепорелло, Фигаро [Моцарт и Россини], Дандини [«Золушка» Россини], Дулькамара).

Брустад (Brustad), Бьерне (4.3.1895, Кристиания, ныне Осло, — 22.5.1978, там же). Норвежский композитор и скрипач. Учился в Осло и за границей. В 1929—43 — солист оркестра Филармонического общества в Осло; с 1937 — преподаватель консерватории там же. Автор оперы, 9 симфоний, 4 скрипичных концертов, камерно-инструментальных ансамблей и др. произведений, в которых черты неоклассицизма сочетаются с элементами норвежского фольклора.

Брух (Bruch), Макс (Кристиан Фридрих) (6.1.1838, Кёльн, — 2.10.1920, Фриденау). Немецкий композитор. Ученик Ф. Хиллера и Рейнеке. Карьера Б. как дирижера и композитора началась после успешной премьеры кантаты «Фритьоф» (Frithjof) соч. 23 (1864). Работал в Кобленце, Зондерсхаузене, Ливерпуле, Бреслау; с 1891 преподавал в Берлинской ВМШ (среди учеников — Оскар Штраус, Воан-Уильямс, Нововейский, Респиги, Вален, Риггер, Ямада, Коэлью). Сочинил 3 оперы, однако более весомых художественных результатов добился в жанрах кантаты и оратории; в свое время определенной известностью пользовались его эпические хоровые фрески «Одиссей» (Odysseus, 1872) и «Огненный крест» (Das Feuerkreuz, 1899), выдержанные в тяжеловесном позднеромантическом стиле и местами не лишенные мелодического обаяния. Среди др. произведений — 3 симфонии, оркестровые сюиты и пьесы на темы из музыкального фольклора разных стран, многочисленные концерты и концертные пьесы для различных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли. Современному слушателю известны главным образом его скрипичные концерты (прежде всего обаятельный 1-й концерт соч. 26 g-moll, 1868), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром соч. 46 (1880) и Кол нидреи (Kol Nidrei) на еврейскую тему для виолончели с оркестром соч. 57 (1881).

Брэдбери (Бредбери, Bradbury), Уильям Батчелдер (6.10.1816, Йорк, Мэн, — 7.1.1868, Монклер, шт. Нью-Йорк). Американский композитор и церковный музыкант. Работал главным образом в Нью-Йорке, был школьным учителем пения, публиковал антологии духовной музыки. Сочинил свыше 900 духовных гимнов, в т. ч. Jesus loves me, Just as I am, Sweet hour of prayer, He leadeth me. В 1854 основал фабрику по производству роялей и пианино, в 1861 — издательство.

Брэилою (Brǎiloiu), Константин (26.8.1893, Бухарест, — 20.12.1958, Женева). Румынский этномузыковед. Учился в Лозанне, Париже, Румынии. В молодости сочинял музыку, публиковал музыкально-критические статьи. В 1929—32 собирал народнопесенный материал в различных провинциях Румынии. Работал в научно-исследовательских учреждениях Румынии, Швейцарии (в 1944 основал в Женеве международный архив народной музыки), а также Парижа. Убежденность Б. в том, что музыка устной традиции основана на определенной системе, которая должна стать предметом музыковедческого анализа, нашла свое отражение в его многочисленных трудах по вопросам методологии и теории.

Брюгген (Brüggen), Франс (р. 30.10.1934, Амстердам). Нидерландский флейтист и дирижер. Учился в Амстердамском музыкальном лицее. Известен прежде всего как мастер аутентичного исполнения, основатель и руководитель амстердамского Оркестра XVIII в. (Orchestra of the Eighteenth Century) и виртуозный исполнитель на старинных продольных флейтах. Основал также ансамбль Sourcream, исполняющий музыку авангарда. Среди учеников Б. — Бартольд Кёйкен.

Брюк (Bruck), Арнольд фон (ок. 1500, Брюгге, — 6.2.1554, Линц). Нидерландский композитор. Примерно до 1519 пел в придворной капелле Карла V; с 1527 — капельмейстер при дворе эрцгерцога Фердинанда I. В 1545 ушел в отставку; поселился в Вене, затем перебрался в Линц. Среди сохранившихся произведений Б. преобладают духовные и светские песни на немецкие тексты. Судя по немногим дошедшим до нас латинским церковным композициям Б., он мастерски владел техникой работы с литургическим cantus firmus. Его духовные немецкие песни по характеру письма приближаются к более поздним хоралам мотетного типа. Особенно интересны светские немецкие песни Б. — полифонические обработки арий и фольклорных напевов, а также кводлибеты.

Брюль (Brüll), Игнац (7.11.1846, Просниц, — 17.9.1907, Вена). Австрийский пианист и композитор родом из Моравии. Близкий друг Брамса, вместе с которым часто выступал. Автор камерных и оркестровых произведений, песен и 10 опер (выделяется «Золотой крест» [Das goldene Kreuz], 1875).

Брюмель (Брумель, Brumel), Антуан (ок. 1460 — ок. 1515). Французский композитор. С 1483 — певчий Шартрского собора, с 1486 — руководитель капеллы мальчиков церкви св. Петра в Женеве, в 1497 — каноник собора в Лаоне, в 1498—1500 — хормейстер Собора Парижской Богоматери, в 1501—02 — певчий при дворе герцога Савойского в Шамбери, в 1506—10 — капельмейстер при дворе Альфонса I д’Эсте в Ферраре. Сочинял главным образом духовную музыку. Сохранились 15 месс Б., принадлежащих к трем различным стилистическим типам. Ранние мессы всецело зависят от cantus firmi; для месс среднего периода (среди которых особенно примечательна Missa ‘Et ecce terrae motus’ для 12 голосов) характерны такие признаки, как преобладание регулярных ритмов, сравнительно прозрачная фактура и более тесная связь между музыкой и словом; в поздних мессах заметна тенденция к сжатости и краткости. Сохранились также духовные мотеты Б. и ряд светских композиций, многие из которых основаны на заимствованных мелодиях. У четырехголосных светских пьес Б. в отличие от трехголосных есть словесные тексты.

Брюн (Brün), Герберт (р. 9.7.1918, Берлин). Американский композитор немецкого происхождения. Учился в Иерусалимской консерватории у Вольпе (1936—38). С 1963 преподавал в Университете шт. Иллинойс. Одним из первых стал использовать комьютер при сочинении электронной и камерной музыки. Написал ряд теоретических работ по вопросам использования компьютера в музыкальной композиции.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011