Бридж — Бротт

Бридж (Bridge), сэр Джон (Фредерик) (5.12.1844, Олдбёри, — 18.3.1924, Лондон). Английский органист и композитор. Ученик Госса. С 1869 — органист Манчестерского собора, с 1882 — Вестминстерского аббатства. Преподавал в КМК, сочинял хоровую музыку.

Бридж (Bridge), Фрэнк (26.2.1879, Брайтон, — 10.1.1941, Истбёрн). Английский композитор. Учился в КМК у Стэнфорда (1899—1903). Приобрел известность как дирижер и альтист. Ранние произведения Б. (оркестровая сюита «Море» [The Sea], 1911, симфоническая поэма «Лето» [Summer], 1914, ряд камерно-инструментальных ансамблей) стилистически родственны музыке английских романтиков Бакса и Дилиуса. После первой мировой войны в творчестве Б. произошли серьезные изменения. Струнные квартеты № 3 (1926) и № 4 (1937) написаны сложным, по существу атональным языком и свидетельствуют о влиянии Берга, при том что их музыка остается английской по духу. Среди др. примечательных произведений зрелого и позднего Б. — оркестровая рапсодия Enter Spring (1927), Oration для виолончели с оркестром (1930), Phantasm для фп. с оркестром (1931), Симфония для струнных (1941). Музыка Б., несмотря на попытки отдельных исполнителей вызвать к ней интерес публики, всегда оставалась в тени. Известность Б. зиждется главным образом на том, что у него учился Бриттен, чьи Вариации на тему Б. для струнного оркестра (1937) принадлежат к самым популярным произведениям английской музыки XX в.

Бриджтауэр (Bridgetower), Джордж (Огастас) Полгрин (11.10.1778, Бяла, Польша, — 28.2.1860, Лондон). Английский скрипач. Ученик Аттвуда и Бартелемона. Выступал в парижских Духовных концертах (1789) и в лондонских концертах Заломона (1791); был камер-виртуозом принца Уэльского. Благодаря князю Лихновски познакомился с Бетховеном, который написал для него Сонату соч. 47 (1803), впоследствии посвященную Крейцеру.

Брикси (Brixi), Франтишек Ксавер (крещен 2.1.1732, Прага, — 14.10.1771, там же). Чешский композитор. Служил церковным органистом в Праге, с 1759 — капельмейстером в соборе св. Вита. Создал свыше 400 произведений для церкви, в т. ч. 105 месс. Среди др. произведений — оратории, кантаты, несложные пьесы для клавира, а также 5 концертов для органа с оркестром.

Его отец Шимон Б. (1693—1735) — композитор и органист, сочинял церковную музыку в манере Фукса и Кальдары. Церковными композиторами были также их родственники Ян Йозеф Б. (1712[?]—1762), его сын Вацлав Норберт (1738—1803), Викторин (1716—1803).

Брим (Bream), Джулиан (Александер) (р. 15.7.1933, Баттерси). Английский лютнист и гитарист. Учился в КМК; дебютировал в Лондоне в 1950; с 1954 гастролирует по странам Европы, с 1958 — по США. В 1959 основал ансамбль старинной музыки Julian Bream Consort, в котором играл на ренессансной лютне. Был партнером П. Пирса в камерно-вокальном репертуаре елизаветинской эпохи. Для Б. писали Бриттен, Уолтон, Хенце и др.

Бриндизи (brindisi, итал. «тост»). Застольная песня в опере. Классические образцы — ария Дон Жуана из 1-го акта оперы Моцарта, Б. из 1-го акта оперы Верди «Травиата», песня Яго из 1-го акта его же оперы «Отелло», Б. из оперы Масканьи «Сельская честь». У Бетховена жанр Б. представлен отдельным произведением — кантатой «Веселый тост» (Un lieto brindisi) для 4 голосов и фп. (WoO 103, 1814).

Бриоски (Brioschi), Антонио (творил в 1730—50). Итальянский композитор. По-видимому, работал в каком-то из городов близ Милана. Автор многочисленных произведений, главным образом для струнных, в т. ч. трио-сонат (некоторые из них публиковались в 1740-х вместе с трио-сонатами Джузеппе Саммартини) и симфоний. В раннеклассических симфониях Б. достаточно широко использована сонатная форма.

Британская национальная оперная труппа (British National Opera Company). Основана в 1922 на базе оперной труппы Бичема (Beecham Opera Company), действовавшей в 1915—20. До 1931 давала спектакли в Лондоне и за границей (с 1928 — под названием «Английская оперная труппа Ковент-Гарден» [Covent Garden English Opera Company]). Репертуар труппы включал произведения Дебюсси, Холста, Э. Смит, Воан-Уильямса, Вагнера. «Гензель и Гретель» Хумпердинка в постановке Б. н. о. т. (1923) — первый в Европе оперный спектакль, переданный по радио.

«Бритва» (Rasiermesserquartett). Популярное название Квартета f-moll соч. 55 № 2 Гайдна (конец 1780-х). Гайдн будто бы отдал этот квартет лондонскому издателю Джону Блэнду (Bland) в обмен на английскую бритву.

Бриттен (Britten), лорд (Эдуард) Бенджамин (22.11.1913, Лоустофт, — 4.12.1976, Олдбро). Английский композитор, дирижер, пианист. В отрочестве занимался композицией у Ф. Бриджа; с 1930 учился в КМК у Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фп.). В 1934 услышал оперу «Воццек», которая стала одним из сильнейших музыкальных впечатлений его юности; он даже планировал продолжить обучение в Вене у Берга, однако это намерение не было осуществлено из-за противодействия матери Б. В 1935 начал работать для киностудии GPO Film Unit, с которой сотрудничал также Оден. Вместе с Оденом Б. работал не только над фильмами, но и над вокальными опусами, в которых социально-критическая направленность текстов удачно дополняется остроумным, виртуозным и экспрессивным музыкальным письмом (цикл песен «Наши отцы-охотники» для голоса с оркестром). Молодой Б. испытал влияние Стравинского, Малера, Равеля, Прокофьева; вместе с тем его индивидуальность, подкрепленная блестящим техническим мастерством, сформировалась очень рано, о чем убедительно свидетельствуют Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра, концерты для фп. и для скрипки с оркестром, вокальные циклы «Озарения» (на слова А. Рембо) и «Семь сонетов Микеланджело».

В 1939—42 Б. вместе со своим другом П. Пирсом жил в США, где написал оперетту «Пол Баньян» на либретто Одена. Произведения, созданные в первые годы по возвращении на родину, отмечены влиянием Пёрселла (антем «Возрадуйтесь Агнцу», «Серенада» для тенора, валторны и струнных на слова английских поэтов, 2-й струнный квартет, завершающийся огромной Чаконой). Творчество Пёрселла, как высшее проявление английского духа в музыке, оставалось для Б. ориентиром и в дальнейшем. В том же году, что и квартет (1945), появилась опера Б. «Питер Граймс», ознаменовавшая начало новой эпохи в истории английского музыкального театра. В центре оперы — герой необычного типа, изгой и мизантроп, терзаемый психологическими комплексами, которые перерастают в помешательство. С исключительным мастерством обрисован не только сложный образ самого Граймса (первая из множества оперных партий, написанных Б. для Пирса), но и все персонажи второго плана. Живописные и экспрессивные «Морские интерлюдии» из оперы часто исполняются как отдельный концертный номер.

Оперы, последовавшие за «Питером Граймсом», — «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», обработка «Оперы нищего», детская опера «Маленький трубочист» — сочинялись в расчете на сравнительно скромные исполнительские ресурсы Английской оперной группы, в создании которой Б. принял активное участие. В 1948 при участии Б. и Пирса были учреждены ежегодные музыкальные фестивали в Олдбро; специально для первых фестивалей были написаны кантата «Святой Николай» и Lachrymae («Слезы») для альта и фп. на тему Дауленда. Во 2-й половине 1940-х появились и значительные произведения для большой концертной эстрады: Вариации и фуга на тему Пёрселла («Путеводитель по оркестру для молодежи»), «Весенняя симфония» для солистов, хора и оркестра.

Каждая очередная опера Б. — опыт освоения нового содержания, новых жанровых и стилистических сфер. За бытовой комедией «Альберт Херринг» последовали психологическая драма «Билли Бадд», исторический костюмный спектакль «Глориана», символистская фантасмагория «Поворот винта» и волшебная сказка «Сон в летнюю ночь». В опере «Оуэн Уингрейв» предметом художественного исследования становится конфликт между семейной традицией и личной ответственностью, а в «Смерти в Венеции» — мучительное стремление к недостижимому идеалу. По своим масштабам три последние оперы находятся посередине между камерными «Альбертом Херрингом» и «Поворотом винта» и монументальными «Билли Баддом» и «Глорианой» (обе писались для Ковент-Гарден). В большинстве опер Б. так или иначе затрагиваются две кардинальные темы: противоречие между личностью и обществом и покушение на невинность.

По мере расширения жанрово-стилистического диапазона творчества Б. его язык обогащался элементами, выходящими за рамки тональной системы. В «Повороте винта» использованы 12-тоновые структуры, а в цикле коротких музыкально-литургических драм, названных церковными притчами («Река кроншнепов», «Пещное действо», «Блудный сын» [2]), — гетерофония, восходящая к традиционной дальневосточной музыке.

К важнейшим произведениям Б. помимо опер принадлежит пацифистский по духу «Военный реквием». Значительное место в его наследии занимают произведения для виолончели, созданные для Ростроповича: Соната, Симфония, 3 сольные сюиты. С мыслью о других любимых исполнителях — Фишере-Дискау и Вишневской — писались «Песни и поговорки Уильяма Блейка» и цикл «Эхо поэта» на слова Пушкина. В ряду многочисленных песен и вокальных циклов, написанных для Пирса, выделяются «Зимние слова» на слова Т. Харди и «Шесть фрагментов из Гёльдерлина». Под конец жизни Б. вновь обратился к камерно-инструментальному жанру (3-й струнный квартет).

Б. выступал как дирижер и пианист-ансамблист, исполняя не только свою музыку, но и произведения др. композиторов, от Пёрселла и Баха до Шостаковича (последний посвятил Б. свою 14-ю симфонию). Исключительные заслуги Б. перед английской музыкой были отмечены многочисленными наградами. В 1976 ему было пожаловано звание пэра Англии.

Оперы: «Питер Граймс» (Peter Grimes, 1945); «Поругание Лукреции» (The Rape of Lucretia, 1946); «Альберт Херринг» (Albert Herring, 1947); «Маленький трубочист» (The Little Sweep), дет. опера (1949); «Билли Бадд» (Billy Budd, 1951, 2-я ред. 1960); «Глориана» (Gloriana, 1953); «Поворот винта» (The Turn of the Screw, 1954); «Ноев потоп» (Noye’s Fludde), дет. опера (1958); «Сон в летнюю ночь» (A Midsummer Night’s Dream, 1964); «Оуэн Уингрейв» (Owen Wingrave, 1971); «Смерть в Венеции» (Death in Venice, 1973).

Церк. притчи: «Река кроншнепов» (Curlew River, 1964); «Пещное действо» (The Burning Fiery Furnace, 1966); «Блудный сын» (The Prodigal Son, 1968).

Оперетта «Пол Баньян» (Paul Bunyan, 1941, 2-я ред. 1974, пост. 1976).

Балет «Принц пагод» (The Prince of the Pagodas, 1957).

Для орк.: Симфониетта (1932); «Простая симфония» (Simple Symphony), стр. орк. (1934); «Русские похороны» (Russian Funeral), мед. дух. и уд. (1936); Вариации на тему Фрэнка Бриджа, стр. орк. (1937); Концерт для фп. с орк. (1938, 2-я ред. 1945); Концерт для скр. с орк. (1938, 2-я ред. 1958); «Симфония-реквием» (Sinfonia da Requiem, 1940); «Морские интерлюдии» (Sea Interludes) из оперы «Питер Граймс» (1945); Пассакалья из той же оперы; Вариации и фуга на тему Пёрселла («Путеводитель по оркестру для молодежи» [The Young Person’s Guide to the Orchestra], 1946); Симфония для влч. с орк. (1963).

Для хора a cappella и с отд. инстр.: «Гимн Деве» (A Hymn to the Virgin, 1930); «Родился Младенец» (A Boy was Born, 1933); «Гимн св. Цецилии» (Hymn to St Cecilia, 1942); «Рождественские гимны» (A Ceremony of Carols), дет. хор и арфа (1942); «Возрадуйтесь Агнцу» (Rejoice in the Lamb), солисты, хор и орган (1943); Праздничный Te Deum (Festival Te Deum), хор и орган (1945); «Пять песен о цветах» (Five Flower Songs, 1950); Missa brevis, дет. хор и орган (1959); Jubilate Deo, хор и орган (1961); «Голоса для дня нынешнего» (Voices for Today, 1965); «Золота тщета» (The Golden Vanity), дет. гол. и фп. (1966); «Детский крестовый поход» (Children’s Crusade), дет. гол., уд., 2 фп. и орган (1968); «Священное и мирское» (Sacred and Profane), 5 гол. (1975).

Для хора (в т. ч. с солистами) и орк.: Te Deum (1934); «Баллада о героях» (Ballad of Heroes, 1939); «Св. Николай» (St Nicolas, 1948); «Весенняя симфония» (Spring Symphony, 1949); Cantata academica (1959); «Военный реквием» (War Requiem, 1961); Cantata misericordium (1963); «Приветственная ода» (Welcome Ode, 1976).

Инстр. муз.: «Каникулярный дневник» (Holiday Diary), фп. (1934); Интродукция и рондо-бурлеска, 2 фп. (1940); Mazurka elegiaca, 2 фп. (1941); 3 стр. квартета (1941, 1945, 1975); Lachrymae (размышления на тему Дауленда), альт и фп. (1950); «Шесть метаморфоз по Овидию» (Six Metamorphoses after Ovid), гоб. (1951); Соната для влч. и фп. (1961); 3 сюиты для влч. соло (1964, 1967, 1972); Сюита для арфы (1969).

Для гол. и орк.: «Наши отцы-охотники» (Our Hunting Fathers, 1936); «Озарения» (Les illuminations), гол. и стр. орк. (1939); «Серенада» (Serenade), тен., влт., стр. орк. (1943); «Ноктюрн» (Nocturne), тен., 7 инстр., стр. орк. (1958); «Федра» (Phaedra), м.-сопр., стр., уд., влч. и клав. (1975).

Для гол. или нескольких гол. и фп.: «На этом острове» (On this Island, 1937); «Семь сонетов Микеланджело» (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); «Священные сонеты Джона Донна» (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Canticle I (1947); Canticle II «Авраам и Исаак» (Abraham and Isaac), альт, тен. и фп. (1952); «Зимние слова» (Winter Words, 1953); «Шесть фрагментов из Гёльдерлина» (Sechs Hölderlin-Fragmente, 1958); «Песни и поговорки Уильяма Блейка» (Songs and Proverbs of William Blake, 1965); «Эхо поэта» (The Poet’s Echo, 1965); Canticle IV, контратенор, тен., бар. и фп. (1971).

Для гол. и др. инстр.: Canticle III, тен., влт. и фп. (1954); «Китайские песни» (Songs from the Chinese), гол. и гит. (1957); Canticle IV «Смерть Нарцисса» (The Death of Narcissus), тен. и арфа (1974).

Муз. к спектаклям и фильмам.

Обр. произв. др. композиторов, в т. ч. «Музыкальных вечеров» Россини (1936), «Оперы нищего» Гея — Пепуша (1948).

Бриччальди (Briccialdi), Джулио (2.3.1818, Терни, — 17.12.1881, Флоренция). Итальянский флейтист и композитор. С 1870 — профессор Флорентийской консерватории. Значительно расширил учебный репертуар для флейты; усовершенствовал конструкцию инструмента.

Брод (Brod), Макс (27.5.1884, Прага, — 20.12.1968, Тель-Авив). Израильский писатель, музыкальный критик и композитор родом из Чехии, автор романсов и песен на немецкие тексты, камерных ансамблей, пьес для фп. и др. Активно способствовал популяризации творчества Яначека за границей, перевел на немецкий либретто его опер. Был одним из авторов либретто оперы Вейнбергера «Шванда-волынщик» (1927). В историю литературы вошел прежде всего как друг и душеприказчик Франца Кафки (1883—1924).

Бродвуд (Broadwood). Английская фортепианная фирма. Основатель фирмы Джон Бродвуд (1732—1812) — зять и партнер Шуди, унаследовавший его дело в 1773. Усовершенствовал модель прямоугольного (столообразного) фп. И. Цумпе, затем разработал собственную модель большого концертного (крыловидного) рояля. В 1817 сын и наследник Джона Б., Томас, послал рояль своей фирмы Бетховену, который откликнулся на этот подарок восторженным письмом. К 1820-м производство превысило 100 прямоугольных и 400 больших инструментов в год; в 1850-х ежегодно производилось не менее 2500 инструментов. Благодаря применению цельнолитой стальной рамы на больших роялях удалось добиться более устойчивой настройки, а позднее также усилить звук. После 1870 фирма пришла в упадок.

Бродерип (Broderip). Семья английских музыкантов. Уильям Б. (1683—1727), его сыновья Джон (1719—1770) и Эдмунд (1727—1779) и сын Джона Б. Роберт (ок. 1758—1808) — органисты, работали в юго-западных графствах Англии. Роберт Б. сочинял песни и клавирную музыку. Возможно, сыном Джона Б. был и Фрэнсис Фейн Б. (ок. 1750 — до 1807), лондонский нотоиздатель, связанный с фирмами Лонгман и Лаки (Longman & Lukey), Лонгман и Бродерип и Б. и Уилкинсон (Broderip & Wilkinson).

Бродский, Адольф (Давидович) (2.4.1851, Таганрог, — 22.1.1929, Манчестер). Русский скрипач и педагог. Дебютировал в возрасте 9 лет. В 1860—66 учился в Венской консерватории, в 1866—68 играл в придворном оркестре. В 1873 вернулся в Россию, преподавал в Московской консерватории (1874—78), дирижировал симфоническими концертами в Киеве (1879). С 1881 — за границей; выступал как солист и ансамблист, гастролировал во многих странах, преподавал в Лейпциге (1883—91), был концертмейстером Нью-Йоркского СО (1891—94), возглавлял Манчестерский королевский музыкальный колледж (с 1895). Первый исполнитель Скрипичного концерта Чайковского (1881, Вена).

Бродски-квартет (Brodsky Quartet). Британский струнный квартет, основанный в 1972. 1-я скрипка — Майкл Томас (Thomas, р. 1960). Специализируется на музыке XX в., от Шёнберга и Шостаковича до джаза и развлекательного репертуара.

Брокес (Brockes), Бартольд Генрих (22.9.1680, Гамбург, — 16.1.1747, там же). Немецкий поэт, видный представитель литературы Просвещения. Автор либретто оратории «Иисус, претерпевший страдания и умирающий за грехи наши» (Der für die Sünden der Welt gemarterte und sterbende Jesus, 1712), которое было положено на музыку многими композиторами, в т. ч. Телеманом (1716) и Генделем (1716). Фрагменты либретто Б. использованы в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха (1724).

Брокуэй (Brockway), Хоуард (22.11.1870, Бруклин, — 20.2.1951, Нью-Йорк). Американский композитор и пианист. В 1890—95 учился в Берлине. По возвращении в США преподавал в Институте Пибоди (Балтимор) и в Нью-Йорке, в т. ч. в Нац. институте музыкального искусства (1910—40). Автор произведений для оркестра, хора, фп., различных камерно-инструментальных составов; после 1911 почти не сочинял. Лучшие образцы музыки Б. (в т. ч. Скрипичная соната [1894], Виолончельная сюита [1908]) привлекают яркой мелодичностью и сочным гармоническим языком.

Броннер (Bronner), Георг (ок. 1667, Гамбург, — 1720, там же). Немецкий композитор. В 1689—1719 служил органистом в Гамбурге. Вместе с Маттезоном и Шифердеккером стоял во главе Гамбургской оперы. Все его оперы (1693—1702) и оратории (1705—10) утеряны. Сохранился сборник хоралов Б. (1715), где каждая мелодия обработана трижды: с простым басом, с цифр. басом и в виде вокального трио. Сохранился также сборник 6 духовных концертов Б. (1696), примечательных благодаря выразительным гармониям и богато орнаментированным вокальным партиям.

Бронсар (Bronsart), урожд. Штарк (Starck), Ингеборг (Лена) фон (август 1840, Санкт-Петербург, — 17.6.1913, Мюнхен). Немецкая пианистка и композитор шведского происхождения. Училась у Гензельта и Листа, концертировала со своим мужем Бронсар фон Шеллендорфом. Автор песен в листовском духе и опер, в музыке которых заметно влияние Вагнера (хотя сама Б. не желала этого признавать). Среди ее произведений наибольшим успехом пользовались Марш в честь кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Marsch, 1871), зингшпиль «Йери и Бетели» (Jery und Bätely, 1873) и опера «Гиарна» (Hyarne, 1891).

Бронсар фон Шеллендорф (Bronsart von Schellendorf), Ганс (Август Александр) (11.2.1830, Берлин, — 3.11.1913, Мюнхен). Немецкий композитор, пианист и дирижер. Учился в Берлине и у Листа (1853—57), был близок к новой немецкой школе; служил интендантом придворного театра в Ганновере, затем (до 1890) генерал-интендантом в Веймаре. Дружил с Бюловом, который исполнял его музыку, в т. ч. Фортепианное трио g-moll соч. 1 (1856) и 2-й фортепианный концерт B-dur соч. 18. Среди др. заметных произведений Б. ф. Ш. — «Весенняя фантазия» (Frühlingsfantasie) для оркестра и симфония «В Альпах» (In den Alpen, 1896).

Брос-и-Бертомеу (Bros y Bertomeu), Хуан (Хоакин Педро Доминго) (крещен 12.5.1776, Тортоса, — 12.3.1852, Овьедо). Испанский композитор. Учился в Барселоне. Служил соборным капелланом в Леоне и Овьедо. Сочинял церковную музыку в изощренной полифонической манере.

Броски, Карло — см. Фаринелли.

Броски (Broschi), Риккардо (ок. 1698, Неаполь, — 1756, Мадрид). Итальянский композитор, старший брат Фаринелли. Ок. 1725 в Неаполе была поставлена его единственная комическая опера. В 1728—35 сочинил не менее 6 опер-сериа; в некоторых из них пел его брат. В 1736—37 служил при Штутгартском дворе, затем вернулся в Неаполь; последние годы провел в Мадриде рядом с братом.

Броссар (Brossard), Себастьян де (крещен 12.9.1655, Домпьер, — 10.8.1730, Мо). Французский лексикограф и композитор. В 1689—98 — капельмейстер Страсбургского собора, затем — главный капеллан собора в Мо. Автор церковной музыки, главным образом мотетов, а также светских вокальных и инструментальных произведений различных жанров. Одним из первых во Франции обратился к жанру скрипичной сонаты; писал кантаты на библейские темы, что также было редкостью для французской музыки его времени. Составил первый французский музыкальный словарь (Dictionnaire de musique, 1701, исправленное изд. 1703). Владел обширным собранием музыкальных рукописей и изданий (ныне хранится в парижской Нац. библиотеке).

Бротт (Brott), Александр (р. 14.3.1915, Монреаль). Канадский композитор, дирижер, скрипач. Учился в Консерватории Мак-Гилла (1928—35) и в Джульярдской школе. В 1939 основал камерный оркестр (McGill Chamber Orchestra), с которым впервые исполнил ряд произведений канадских композиторов. В 1945—58 — концертмейстер и дирижер Монреальского СО; с 1948 — приглашенный дирижер оркестра Канадской радиокорпорации. Автор оркестровых, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, преимущественно в духе неоклассицизма.

Его сын Борис Б. (р. 1944) — дирижер.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011