Блодек — Богданов-Березовский

Блодек (Blodek), Вилем (3.10.1834, Прага, — 1.5.1874, там же). Чешский композитор, флейтист, пианист. Учился в Пражской консерватории (в т. ч. у Китля). Работал учителем музыки, хормейстером, концертировал как пианист; в 1860—70 вел класс флейты в Пражской консерватории. Сочинил музыку к 60 театральным постановкам; был соавтором Сметаны в работе над музыкой к торжествам по случаю 300-летия со дня рождения Шекспира (1864). Стиль Б. складывался под влиянием немецкого романтизма, прежде всего Мендельсона. Среди произведений — Симфония d-moll (1858—59), Концерт для флейты с оркестром (1862), песни, хоры (в т. ч. церковные), камерно-инструментальные ансамбли, одноактная опера «В колодце» (V studni, 1867).

Блокс (Blockx), Ян (25.1.1851, Антверпен, — 26.5.1912, там же). Бельгийский композитор. Учился во Фламандской школе музыки у Бенуа, затем в Лейпциге. Сменил Бенуа на посту директора Фламандской королевской консерватории. Известен главным образом как автор 7 опер (1877—1908), в музыке которых влияние Вагнера сочетается с элементами фламандского фольклора.

Блокфлейта (нем. Blockflöte, итал. flauto dolce, англ. recorder, франц. flûte à bec). Деревянный духовой инструмент: продольная флейта с 7 пальцевыми отверстиями на лицевой стороне и отверстием для большого пальца на тыльной стороне. Современная Б. обычно состоит из 3 разборных частей: головки с мундштуком, срединного колена и нижнего колена, на котором расположено седьмое пальцевое отверстие (см. рис. к статье Старинная музыка). Мундштук Б. — клювообразный, так наз. свисткового типа (имеет пробку, прикрывающую отверстие инструмента и оставляющую лишь узкую щель для вдувания воздуха). Звукоряд диатонический, диапазон — 2 октавы. В настоящее время используются в основном Б. следующих типов: дискант или сопрано (c΄΄—c΄΄΄΄), альт (f΄—f΄΄΄), тенор (c΄—c΄΄΄), бас (f—f΄΄); более редки Б.-сопранино (от f΄΄), большая басовая Б. (от c), контрабасовая Б. (от F). Существовали и различные промежуточные Б. См. также Флажолет.

Как инструмент профессионального музицирования Б. была распространена в Италии, по-видимому, уже в XIV в. Первое руководство по игре на Б. появилось в Венеции в 1535. В эпоху Возрождения Б. использовалась преимущественно в составе инструментальных ансамблей. В театральных партитурах Пёрселла для Б. предназначены все партии, помеченные словом flute («флейта»). Партии для Б. фигурируют во многих кантатах И. С. Баха, а также в двух из его шести «Бранденбургских концертов». Гендель, представители семьи Лойе и, особенно, Телеман писали для небольших ансамблей с участием Б. В XVIII в. Б. была вытеснена более звучной и выразительной по тону поперечной флейтой, однако в XX в. она возродилась как сравнительно дешевый и технически простой инструмент для школьного и любительского музицирования. Особой популярностью Б. пользуется в Англии и Германии. Для Б. писали Бриттен, Лигети, Хенце, Пярт и др.

Блом (Блум, Blom), Эрик (Вальтер) (20.8.1888, Берн, — 11.4.1959, Лондон). Английский музыковед, музыкальный критик и редактор датского происхождения. Публиковал критические статьи в газетах Manchester Guardian, Birmingham Post, The Observer, редактировал журнал Music and Letters (1937—50, 1954—59) и пятое издание музыкального словаря Гроува (1954). Переводил на английский язык тексты вокальных произведений, оперные либретто и т. п. Перу Б. принадлежат монография о Моцарте (1935), очерк истории английской музыки (Music in England, 1942), популярный музыкальный словарь (Everyman’s Dictionary of Music, 1946) и др.

Блондель де Несль (Блондель де Нель, Blondel de Nesle) (творил между 1180 и 1200). Трувер родом из Пикардии. Его песни пользовались большой популярностью; многие из них сохранились. Согласно легенде, выручил из плена английского короля Ричарда I Львиное Сердце (место заточения короля удалось найти по его ответам на песни Блонделя).

Блондо (Blondeau), Пьер-Огюст-Луи (15.8.1784, Париж, — ок. 1865, там же[?]). Французский альтист и композитор. В 1818[?]—42 играл в оркестре Парижской оперы. Автор произведений в разных жанрах, а также трудов по гармонии, контрапункту и истории музыки.

Блоу (Blow), Джон (крещен 23.2.1649, Ньюарк, — 1.10.1708, Вестминстер). Английский композитор. Учился у Г. Кука, К. Гиббонса. В 1668—79 служил органистом Вестминстерского аббатства (преемником Б. на этом посту стал его ученик Пёрселл). В 1674 сменил Хамфри на посту магистра школы Королевской капеллы. С 1676 служил органистом там же. В 1685—1703 был главным хормейстером лондонского собора св. Павла. В 1695 вновь занял пост органиста Вестминстерского аббатства, освободившийся после смерти Пёрселла. В 1700 получил титул официального композитора Королевской капеллы.

Б. — самый крупный и разносторонний, не считая Пёрселла, английский композитор последней трети XVII в. Его перу принадлежит множество произведений духовной музыки, в т. ч. свыше 100 антемов, главным образом с инструментальным сопровождением (так наз. строфических антемов), а иногда и с более или менее обширными инструментальными интерлюдиями; особенно примечателен монументальный коронационный антем God spake sometime in visions (1685). Большая часть од Б. приурочена к дворцовым праздникам или ко дню св. Цецилии (как, например, Begin the song, 1684). Его единственный опыт в области музыкального театра — изящная миниатюрная опера «Венера и Адонис», предназначенная для придворной сцены. Широко известны светские вокальные произведения Б.: ок. 90 сольных песен и несколько дуэтов с инструментальным сопровождением (в т. ч. великолепная «Ода на смерть господина Генри Пёрселла») и др.

Муз. театр: «Венера и Адонис» (Venus and Adonis), маска (ок. 1684).

Духовная вок. муз.: 12 циклов песнопений для англиканской службы (services); ок. 100 антемов; произв. на лат. тексты.

Светская вок. муз.: свыше 20 од для дворцовых празднеств и церемоний; 10 од, посвящ. др. событиям; свыше 120 сольных песен, дуэтов и трио, в т. ч. «Ода на смерть господина Генри Пёрселла» (Ode on the Death of Mr Henry Purcell) для 2 гол. и инстр. (1696); юмористические песни (кэтчи).

Инстр. муз.: ок. 30 волюнтариев; ок. 70 пьес для вёрджинела (в т. ч. сгруппированных в сюиты); 3 пьесы для стр.; соната.

Блох, Аугустын — см. Блёх, А.

Блох (Bloch), Эрнест (24.7.1880, Женева, — 15.7.1959, Портленд, Орегон). Американский композитор швейцарского происхождения. Учился в Женеве у Жак-Далькроза, в Брюсселе, в т. ч. у Изаи (1897—99), во Франкфурте у Кнорра. С 1916 жил в США; в 1924 принял американское гражданство. Преподавал, в т. ч. в Кливленде (1920—25), Сан-Франциско (1925—30), Беркли (1940—52). Среди учеников Б. — Джейкоби, Бэкон, Д. Мур, Сешнс, Куинси Портер, Томпсон, Антейл, Элисальде, Кёрчнер.

Среди ранних произведений Б. выделяется опера «Макбет» (Macbeth, 1910, Париж); в ее музыке эклектически сочетаются влияния Р. Штрауса, Мусоргского, Дебюсси. Элементы импрессионизма заметны в гармонии и инструментальной фактуре «еврейской рапсодии» для виолончели с оркестром «Шеломо» (Schelomo, 1916), которая поныне остается наиболее популярным опусом Б. Еврейскими интонациями проникнуто и др. широко известное произведение Б. — сюита «Баал Шем: три картинки из хасидской жизни» (Baal Shem: Three Pictures of Chassidic Life) для скрипки и фп. (1923, инструментована в 1939). Следующий этап творческой эволюции Б. отмечен усилением неоклассицистских тенденций (1-й фортепианный квинтет [1923], Concerto grosso для фп. и струнных [1925], симфонические фрески «Гельвеция» [Helvetia, 1929]). В главных произведениях 1930-х — богослужебной кантате Avodath hakodesh для баритона, хора и оркестра (1933) и Концерте для скрипки с оркестром (1937) — еврейский мелос воплощен в эпически-монументальных формах.

«Блудный сын». (1) Балет в 3 актах Прокофьева соч. 46, сценарий Бориса Кохно (1929, Париж). На материале балета создана 4-я симфония соч. 47 C-dur (1930, 2-я ред. 1947).

(2) (The Prodigal Son) Третья церковная притча Бриттена соч. 81, текст Уильяма Плоумера (Plomer) (1964, Олдбро). То же название носит оратория Салливена на его собственный текст (1869, Вустер).

(3) (L’enfant prodigue) Кантата Дебюсси для сопрано, тенора, баритона и оркестра на текст Э. Гинара (Guinard) (1884, Париж). 2-я ред. — 1908. То же название носит опера Обера (1850, Париж).

Блумдаль (Blomdahl), Карл-Биргер (19.10.1916, Векшё, — 14.6.1968, Стокгольм). Шведский композитор. Ученик Русенберга. Стиль Б. складывался под влиянием Хиндемита, позднее также Бартока и Берга. Самое известное произведение Б. — опера «Аниара» (Aniara) по одноименной поэме Харри Мартинсона (Martinson); впервые поставленная в Стокгольме в 1959, она была воспринята как сенсационная новинка прежде всего благодаря непривычности темы (действие оперы происходит на космическом корабле), причудливому сочетанию разнообразных музыкальных стилей и использованию электронных звучаний. Среди др. произведений — балеты «Сизиф» (Sisyphos, 1954), «Минотавр» (Minotauros, 1957), 3 симфонии (1943, 1947, 1950), концерты для альта (1941) и скрипки (1947) с оркестром. Преподавал в Стокгольмской ВМШ (1960—64), среди учеников — Букт, Мельнес, Петтерсон.

Блуме — см. Блюме.

Блэквуд (Blackwood), Исли (р. 21.4.1933, Индианаполис). Американский композитор и пианист. В 1950—54 учился в Йельском университете (в т. ч. у Хиндемита), в 1954—57 — в Париже у Буланже. С 1958 — преподаватель Чикагского университета. Об эстетической ориентации Б. можно судить по его пианистическому репертуару, в котором значительное место занимает музыка Шёнберга, Булеза, Айвза.

Блэкхолл (Blackhall), Эндрю (1535 или 1536 — 31.1.1609). Шотландский композитор, священник. От него сохранилось не менее 2 пятиголосных антемов, несколько псалмов, один духовный гимн в аккордовом складе и одна мастерски выполненная многоголосная песня.

Блэнд (Bland). Семья английских певцов. Наиболее известны Мария Тереза Б. (1769—1838) — сопрано из театра Друри-Лейн (по происхождению итальянка) и ее сын Чарлз — тенор, первый исполнитель роли Оберона в одноименной опере Вебера (Ковент-Гарден, 1826).

Блэнд (Bland), Джеймс А(ллен) (22.10.1854, Флашинг, шт. Нью-Йорк, — 5.5.1911, Филадельфия). Американский композитор и поэт, автор песен. Был профессиональным актером менестрельного театра; сочинил ок. 60 песен, включая баллады, танцы, марши, а также песни юмористического и духовного содержания. Среди наиболее популярных — Carry me back to old Virginny (1878) и Oh, dem golden slippers (1879).

Блюз (англ. blues — «меланхолия», «хандра»). Жанр светской афро-американской музыки XX в., родственный джазу. Блюзовая импровизация основана на повторяющемся гармоническом последовании объемом в 12 тактов (реже 8 тактов или 32 такта). Для мелодий характерно использование так наз. блюзового лада с микрохроматически пониженными 3, 7 и (в меньшей степени) 5-й ступенями («блюзовыми нотами» [blue notes]). Другой признак традиционных блюзовых мелодий — печальное, ностальгическое настроение. Вместе с тем подлинный Б. чужд сентиментальности.

Происхождение Б. не вполне ясно. По-видимому, блюзовый стиль восходит к трудовым и религиозным песням времен рабства. К началу XX в. сложилась типичная форма блюзовой песни с текстом из трехстрочных строф, по 4 такта на каждую строку; гармония 1-й строки — тоника, 2-й — субдоминанта и тоника, 3-й — доминанта и тоника. Первоначально песни исполнялись в сопровождении банджо или гитары, часто также стиральной доски, позднее — фп. и инструментальных ансамблей (в последнее время также электромузыкальных инструментов). Первые публикации Б. появились в начале 1910-х. Ок. 1920 были осуществлены первые записи блюзовых напевов «деревенской» традиции из района дельты Миссисипи. Примерно тогда же появились записи «классических» Б. из репертуара кабаре и мюзик-холлов в исполнении Мэми (Mamie), Клары и Бесси Смит, Сары Мартин (Sara Martin), «Мэ» Рейни (‘Ma’ Rainey). Среди мигрантов, обосновавшихся в 1920-х в Чикаго, получила развитие новая, более агрессивная и грубая «городская» блюзовая традиция. В конце 1940-х из нее вырос стиль, известный как ритм-энд-блюз (основные представители — Мадди Уотерс [Muddy Waters] и Хаулин Вулф [Howlin’ Wolf]). Б. оказал значительное влияние на рок-н-ролл, скиффл, соул-мюзик и др. жанры. Продолжает существовать как самостоятельный род музыки; среди самых популярных недавних и современных исполнителей — Би-Би-Кинг (B. B. King), Скримин Джей Хокинс (Screamin’ Jay Hawkins), Бадди Гай (Buddy Guy), Джуниор Уэллс (Junior Wells).

В характере Б. созданы произведения Гершвина («Рапсодия в стиле блюз» для фп. с оркестром), Равеля (Соната для скрипки и фп., 2-я часть), Мийо и др.

Блюитт (Blewitt), Джонатан (19.7.1782, Лондон, — 4.9.1853, там же). Английский органист, дирижер и композитор. Учился у Бэттисхилла и Гайдна. Работал в Англии и Ирландии. Автор многочисленных сценических произведений и песен; большой популярностью пользовались его ирландские баллады.

Блюм (Blum), Роберт (27.11.1900, Цюрих, — 10.12.1994, там же). Швейцарский композитор. В 1919—22 учился в Цюрихской консерватории у Андреэ, в 1923 — в берлинской Прусской академии у Бузони. Большую часть жизни прожил в Цюрихе; работал как хоровой дирижер и педагог. Автор многочисленных произведений в разных жанрах, в т. ч. опер на швейцарском диалекте немецкого языка.

Блюме (Блуме, Blume), Фридрих (5.1.1893, Шлюхтерн, — 22.11.1975, там же). Немецкий музыковед. Учился в Мюнхене, Лейпциге, Берлине; среди учителей — Аберт и Риман. С 1923 преподавал в Берлине, позднее возглавил там же Институт музыкальной науки. В 1934—58 — профессор Кильского университета. Как сотрудник Гос. института немецкого музыкознания (с 1935), подготовил к публикации ценные материалы по истории музыки Германии; редактировал ПСС Михаэля Преториуса (1928—40) и серию изданий старинной хоровой музыки (1929—38). Основал энциклопедию «Музыка прошлого и настоящего» (Musik in Geschichte und Gegenwart), 14 томов которой под ред. Б. вышли в 1949—68. Основная сфера научных интересов Б. — музыка лютеранской церкви, прежде всего Шютца и И. С. Баха. Исследователь с энциклопедическим кругозором, Б. рассматривал музыку различных эпох, от Возрождения до романтизма, в ее многообразных связях с тенденциями духовной жизни.

Блютнер (Blüthner). Немецкая фирма клавишных инструментов. Основана в 1853 в Лейпциге Юлиусом Блютнером (1824—1910). В 1873 фирма Б. первой начала производить рояли с дополнительными (четвертыми) резонансными струнами в верхней части диапазона, что значительно обогатило обертоновый спектр высокого регистра. Инструменты фирмы Б. отличаются «округлым», романтическим тембром; до сих пор они изготовляются в основном вручную.

Боварле-Шарпантье (Beauvarlet-Charpentier), Жан-Жак (28.6.1734, Аббевиль, — 6.5.1794, Париж). Французский композитор и один из самых знаменитых органистов своего времени. С 1763 играл в лионской Академии изящных искусств, а с 1771 — в Париже; в 1783 стал органистом Собора Парижской Богоматери. Автор клавирных сонат с облигатной скрипкой (ок. 1775), органных пьес и др.

Его сын Жак-Мари (1766—1834) — органист, автор вокальных произведений на патриотические и религиозные тексты.

Бовичелли (Bovicelli), Джованни Баттиста (р. в Ассизи, творил между 1592 и 1594). Итальянский теоретик музыки. Его трактат Regole, passaggi di musica («Правила [исполнения] музыкальных пассажей», 1594) — важный источник информации об импровизированных вокальных украшениях и виртуозном пении в Италии эпохи раннего барокко.

Богатырев, Семен Семенович (16.2.1890, Харьков, — 31.12.1960, Москва). Русский советский музыковед и композитор. В 1912—15 учился в Санкт-Петербургской/Петроградской консерватории у Штейнберга, преподавал в Харьковской и Московской консерваториях (среди учеников — Дунаевский, Цинцадзе). Один из ведущих в СССР специалистов по контрапункту, автор учебных пособий. Сочинял в академическом стиле; завершил неоконченную Симфонию Es-dur П. Чайковского (исполнена в 1957).

«Богатырская симфония». Название, придуманное Стасовым для 2-й симфонии h-moll Бородина (1876).

Богданов-Березовский, Валериан Михайлович (17.7.1903, Старожиловка, — 13.5.1971, Москва). Русский советский музыкальный критик и композитор. В 1919—27 учился в Петроградской/Ленинградской консерватории у Штейнберга и Щербачева (был соучеником и близким другом Шостаковича), в 1940—48 преподавал там же. В 1920-х тяготел к «модернистскому» крылу советской музыки, пропагандировал западные музыкальные новинки. Автор 3 опер, 3 балетов, др. музыкальных произведений, исследований по истории советской оперы, монографий о Шопене, Асафьеве, Чайковском и др., а также книги воспоминаний «Дороги искусства» (1971).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011