Бич — Блицстайн

Бич (итал. frusta, flagello, англ. whip, франц. fouette, нем. Peitsche). Ударный инструмент, имитирующий щелканье бича. Состоит из двух узких деревянных пластин, скрепленных в виде буквы V; для получения звука пластины с силой ударяются друг о друга. Б. часто встречается в оркестровых партитурах XX в., в т. ч. у Малера, Вареза, Бриттена, Равеля (его Концерт G-dur для фп. с оркестром открывается ударом Б.).

Бич (Beach), урожд. Чейни (Cheney), Эми Мэрси (подписывалась Mrs H. H. A. Beach) (5.9.1867, Хенникер, Нью-Гэмпшир, — 27.12.1944, Нью-Йорк). Американский композитор, пианистка. До середины 1910-х много концертировала в Европе и сочиняла в стиле американских эпигонов Брамса — таких, как Чедуик и Фут. Ее более поздние произведения отмечены влиянием Мак-Дауэлла и Дебюсси. Б. — первая американка, получившая признание как композитор серьезной музыки. Сочиненный ею духовный гимн The Canticle of the Sun (1928) все еще сохраняется в церковном репертуаре. За последнее время существенно возрос интерес исполнителей и аудитории к инструментальному и фортепианному творчеству Б.

Бичем (Beecham), сэр Томас (29.4.1879, Сент Хиленс, — 8.3.1961, Лондон). Английский дирижер и антрепренер, сын промышленника и мецената Дж. Бичема. Занимался в Лондоне у Ч. Вуда и в Париже у Морица Мошковского (Moszkowski), однако дирижерскому искусству выучился в основном самостоятельно. В 1909 организовал собственный СО (Beecham Symphony Orchestra); с 1910 проводил оперные сезоны в Ковент-Гарден, театрах Его Величества и Друри-Лейн. Познакомил английскую публику с новинками русской и французской музыки, с произведениями Р. Штрауса (в частности, его операми «Саломея» и «Электра»), Дилиуса. Финансировал первые лондонские гастроли Русских балетов Дягилева (1911, 1913), дирижировал спектаклями дягилевской труппы. В 1915 основал Оперную труппу Бичема (Beecham Opera Company), которая впоследствии была преобразована в Британскую нац. оперную труппу. В 1920 перестал финансировать оперные сезоны и сосредоточился главным образом на исполнительстве. В 1932 основал Лондонский ФО, с которым гастролировал на континенте. В 1935—39 был художественным руководителем театра Ковент-Гарден, на сцене которого поставил, в частности, «Кольцо нибелунга» Вагнера. Годы второй мировой войны провел в США, работал с Сиэтлским СО и др. По возвращении в Великобританию (1946) основал Королевский ФО. Обладал сильной, властной, несколько эксцентричной индивидуальностью; его лучшие интерпретации характеризуются безупречно выверенными пропорциями, естественностью фразировки, внутренней значительностью. Среди высших исполнительских достижений Б. — «Мессия» Генделя, музыка венских классиков (прежде всего «Лондонские симфонии» Гайдна), «Кармен» Бизе, «Богема» Пуччини, произведения Дилиуса.

Бишоп (Bishop), сэр Генри Р(аули) (18.11.1786, Лондон, — 30.4.1855, там же). Английский композитор. Систематического музыкального образования не получил; брал уроки гармонии у Бьянки. Первые же оперы и балеты Б. завоевали симпатии лондонской публики, что предопределило его назначение на должность музыкального руководителя Ковент-Гарден (1810—24). За это время осуществил множество новых постановок английских и иностранных опер, в т. ч. в собственных обработках. С 1819 регулярно дирижировал великопостными концертами ораториальной музыки. Входил в число учредителей Филармонического общества; преподавал гармонию в КАМ. В 1824 стал музыкальным руководителем театра Друри-Лейн, где 2 года спустя была поставлена самая значительная из его опер, «Аладдин» (Aladdin). Продолжал сочинять для театра до 1840, после чего сосредоточился главным образом на дирижировании. В 1842 первым из музыкантов был возведен в рыцарское достоинство.

Всего Б. создал ок. 70 сценических произведений, главным образом между 1813 и 1820. Значительная часть его композиций — не более чем обработки известных напевов. Самые популярные песни Б. — такие, как Tell me, my heart и Home, sweet home, — стали неотъемлемой частью национальной традиции, тогда как произведения, для которых они были написаны (соответственно, «Генрих IV» [Henry Quatre, 1820] и «Клари, или Барышня из Милана» [Clari, or The Maid of Milan, 1823]), давно забыты. Неувядаемой популярностью пользуются его гли (например, Blow, gentle gales).

Его жена Анна, урожд. Ривьер (Riviere) (9.1.1810, Лондон, — 18 или 19.3.1884, Нью-Йорк), — певица (сопрано). В 1839, после 8 лет брака, ушла к арфисту Бокса. Гастролировала во многих странах (до 1855 — вместе с Бокса), вызывая восхищение публики своей безупречной вокальной техникой и артистизмом. Выступила в первой американской постановке оперы Флотова «Марта, или Ричмондский рынок» (Нью-Йорк, 1852).

Бишоп-Ковачевич — см. Ковачевич.

Блаве (Blavet), Мишель (крещен 13.3.1700, Безансон, — 28.10.1768, Париж). Французский композитор и один из самых прославленных флейтистов своего времени. Часто играл в Духовных концертах, позднее служил при дворе графа Клермонского, при королевском дворе, выступал в Парижской опере. Сочинения Б. — 12 флейтовых сонат и 6 дуэтов (1728—40), концерты, 4 произведения для музыкального театра — стилистически родственны итальянским образцам соответствующих жанров. В своем пастиччо «Исправившийся ревнивец» (Le jaloux corrigé, 1752) первым из французских композиторов использовал речитативы secco итальянского типа.

«Благородные и сентиментальные вальсы» (Valses nobles et sentimentales). Фортепианное произведение Равеля, состоит из 7 вальсов и эпилога (1911, оркестровая версия 1912).

Благослав (Blahoslav), Ян (20.2.1523, Пржеров, — 24.11.1571, Моравски-Крумлов). Чешский теоретик и гимнограф. Учился в Виттенбергском университете. С 1557 — епископ. Автор первого чешского трактата по музыке (Musica, 1558), составитель «Шамотульского песенника» (Šamotulký Kancionál), включающего свыше 450 протестантских гимнов, в т. ч. на тексты самого Б.

Блазиус (Блазиюс, Blasius), (Матьё-)Фредерик (24.4.1758, Лотербур, — 1829, Версаль). Французский композитор. Работал как скрипач и концертмейстер в Париже (в 1790—1816 — в театре Комеди-итальен). Автор нескольких сценических произведений, революционных гимнов и др. пьес для военного оркестра, концертов, камерно-инструментальных ансамблей. В струнных квартетах Б. отдельные партии практически равноценны, что необычно для французской музыки его времени.

Бламенфелд (Blumenfeld), Гаролд (р. 15.10.1923, Сиэтл). Американский композитор. Учился в Истменской школе музыки у Роджерса, в Йельском университете у Хиндемита, в Тэнглвуде у Бернстайна и др.; с 1950 — преподаватель Вашингтонского университета в Сент-Луисе. В 1962—66 возглавлял Сент-Луисский оперный театр, в 1960—71 — оперную студию Вашингтонского университета, где под его руководством ставились оперы разных эпох, от барокко до XX в. После 1970 написал несколько опер и др. вокальных произведений, в стилистике которых обнаруживаются родственные связи с музыкой Берио, Крамба, Картера. Значительное место в творчестве Б. занимают произведения на слова Артюра Рембо.

Бланджини (Бланжини, Blangini), (Джузеппе Марко Мария) Феличе (18.11.1781, Турин, — 18.12.1841, Париж). Французский композитор и преподаватель пения, по происхождению итальянец. В Париже обосновался в 1799; вскоре приобрел популярность как певец, композитор и педагог. В 1805—30 работал в Мюнхене, Касселе и Париже; некоторое время состоял на службе у Полины Боргезе, сестры Наполеона I. Автор ок. 30 опер, церковных произведений, многочисленных романсов, вокальных ноктюрнов и канцонетт. Наиболее ценную часть наследия Б. составляет камерно-вокальная музыка, в которой французское изящество сочетается с итальянской мелодичностью.

Бланкенбург (Blankenburg), Квиринус Гебрандсон ван (1654, Гоуда, — 12.5.1739, Гаага). Нидерландский композитор и теоретик. Служил органистом в церквах Роттердама, Горинхема и Гааги; приобрел широкую известность как эксперт по церковным органам и колоколам. В 1732 вышел в свет сборник клавирной музыки Б., включающий орнаментированные варианты голландских протестантских гимнов и псалмов XVI в. От Б. сохранились рукописные сборники с вокальными и клавирными оригинальными пьесами и обработками, а также трактат о генерал-басе Elementa musica (1739).

Бланшар (Blanchard), Анри-Луи (апрель[?] 1791, по др. сведениям, 7.2.1778, Бордо, — 18.12.1858, Париж). Французский композитор и музыкальный критик. Учился в Париже у Крейцера (скрипка), Мегюля и Рейхи (композиция). Автор водевилей, театральных пьес и опер. С 1836 редактировал периодические издания Revue musicale и Gazette musicale.

Бланшар (Blanchard), Эспри Жозеф Антуан (29.2.1696, Перн, — 19.4.1770, Версаль). Французский композитор. Служил в церквах и соборах (в 1734—38 — в Амьенском соборе), работал в версальской Королевской капелле (с 1761 — капельмейстер). Духовная музыка Б. продолжает традицию французского барокко.

Бланше (Blanchet). Семья французских инструментальных мастеров, изготовителей клавесинов и фп. (конец XVII — середина XIX в.). Уже первые инструменты семейной фирмы Б. пользовались большим успехом (на большом клавесине Б. играл Ф. Куперен); в середине XVIII в. фирма стала поставщиком королевского двора. Представители третьего поколения семьи Б., прежде всего Франсуа-Этьен Б.-младший (ок. 1730—1766), чьим сотрудником и преемником был Таскин, делали высококачественные копии фламандских инструментов XVII в. Пианино фирмы Б. (первое из которых появилось в 1827) также пользовались успехом и часто копировались.

Бларамберг, Павел Иванович (26.9.1841, Оренбург, — 28.3.1907, Ницца). Русский композитор и публицист. Официального музыкального образования не получил; брал уроки фп. у Балакирева. Служил в Морском министерстве, работал в редакции газеты «Русские ведомости», преподавал в музыкальных учебных заведениях. В композиторском наследии Б. наиболее заметны оперы (в т. ч. выдержанная в духе мейерберовской большой оперы «Мария Бургундская», 1878, пост. 1888, Москва) и не лишенные изящества романсы.

Блахер (Blacher), Борис (19.1.1903, Китай, — 30.1.1975, Западный Берлин). Немецкий композитор. В 1924—26 учился в Берлинской ВМШ, в 1927—31 — в Берлинском университете. В 1948—70 преподавал в Берлинской ВМШ (с 1953 — директор); среди его учеников — Айнем, Баллиф, Клаус Хубер, Клебе, Кельтерборн, Райман, Шерифф, Роннефельд, Харбисон. Стиль Б. складывался под влиянием Стравинского, Сати, Мийо, джаза. По-видимому, в практике джазового исполнительства коренится принцип варьируемых метров, на котором основывается значительная часть произведений Б., созданных после 1950. Примерно тогда же Б. обратился к додекафонии. Работал главным образом в области музыкального театра. Среди опер Б. выделяются «Княжна Тараканова» (Fürstin Tarakanowa, 1941), «Ромео и Джульетта» (Romeo und Julia, 1943), бестекстовая «Абстрактная опера № 1» (Abstrakte Oper No. 1, 1953), «Двести тысяч талеров» (Zweihunderttausend Taler) по Шолом-Алейхему (1969), среди балетов — «Гамлет» (Hamlet, 1969), «Тристан» (Tristan, 1965). Одно из центральных произведений Б. — оратория «Великий инквизитор» (Der Großinquisitor) по Достоевскому (1942—45). В настоящее время относительно часто исполняется инструментальная музыка Б.: «Концертная музыка» (Concertante Musik) для оркестра (1937), Вариации на тему Паганини для оркестра (1947), концерты для фп. (2) и скрипки с оркестром, Фортепианное трио (1970), струнные квартеты (5) и др. В 1960-х сочинял также электронную музыку.

Блахут (Blachut), Бено (14.6.1913, Острава-Витковице, — 10.1.1985, Прага). Чешский певец (тенор). Учился в Пражской консерватории. С 1941 — солист пражского Нац. театра, где был ведущим исполнителем драматических и героических партий в операх чешских и немецких композиторов.

Блейер (Bleyer), Георг (крещен 28.10.1647, Тифурт, — после 1694, ?). Немецкий композитор. Служил придворным музыкантом в Рудольштадте и Закс-Лауэнбурге. Автор духовных произведений, а также сборника танцев во французском стиле (1670) и сборника 12 сонат для 2—4 инструментов (Zodiacus musicus, 1683).

Блейер (Bleyer), Николаус (2.2.1591, Штольценау, — 3.5.1658, Любек). Немецкий скрипач и композитор. С 1617 — музыкант придворного оркестра в Бюкебурге; с 1621 — городской музыкант в Любеке. Автор многочисленных скрипичных паван, гальярд и др. танцевальных пьес, фактура которых изобилует пышными фигурациями и двойными нотами.

Блейк (Blake), Дэвид (Леонард) (р. 2.9.1936, Лондон). Английский композитор. Учился в Кембридже, затем в Восточном Берлине у Айслера, который серьезно повлиял на становление его стиля. В творчестве Б. отразился также интерес к дальневосточной культуре (кантата Lumina, 1969) и музыке стран Карибского бассейна (опера «День всех святых» [Toussaint], 1977). В 1963—94 — преподаватель Йоркского университета (с 1981 профессор; среди учеников — Малдауни).

Бленвиль (Blainville), Шарль Анри де (ок. 1710, близ Тура, — ок. 1777, Париж[?]). Французский теоретик и композитор, автор нескольких теоретических трудов, в одном из которых объявил об «открытии» третьего лада, промежуточного между мажором и минором; сочинил симфонию в этом ладу (1751). Среди др. произведений — опера, песни, сонаты, симфонии.

Блёх (Блох, Bloch), Аугустын (Хиполит) (р. 13.8.1929, Грудзёндз). Польский композитор, органист. Учился в Варшавской консерватории у Шелиговского. Подобно многим польским композиторам своего поколения, в 1960-х отошел от неоклассицизма и обратился к более современным средствам выразительности. Искусство Б. вдохновлено религиозными идеями. Среди важнейших произведений — балет «Ожидание» (Oczekiwanie, 1963), Dialoghi для скрипки с оркестром (1966), «Гильгамеш» (Gilgamesz) для хора и оркестра (1969), «Радостный псалом» (Salmo gioioso) для сопрано и духовых (1972), Jubilate для органа (1975), «Слои времени» (Warstwy czasu) для оркестра (1978), Anenaiki для хора и электронных звучаний (1979), «Останься, Господи, с нами» (Zostań, Panie, z nami) для оркестра (1987), Exaltabo Te для хора (1989), «Не убий!» (Nie zabijaj!) для баритона, виолончели, хора и оркестра (1991), Oratorium Gedanense 1997 для органа, хора и оркестра.

Блех (Blech), Лео (21.4.1871, Ахен, — 24.8.1958, Западный Берлин). Немецкий дирижер и композитор. Учился в Берлине, в т. ч. композиции у Хумпердинка. С 1893 дирижировал в Ахене, затем в пражском Немецком театре. С 1906 работал главным образом в Берлине, первоначально в Придворной опере (с 1913 — генералмузикдиректор), затем в Немецком оперном доме, Народной опере, Гос. опере (с 1926). Славился как интерпретатор Вагнера и Верди, а также как симфонический дирижер. В середине 1930-х эмигрировал, работал в оперных театрах Риги и Стокгольма. После войны вернулся в Берлин; с 1949 до 1953 дирижировал спектаклями Берлинской городской оперы (будущей Немецкой оперы). Автор 4 опер (успехом пользовалась опера «Запечатленный» [Versiegelt, 1908, Гамбург]), произведений для оркестра и др.

Блисс (Bliss), сэр Артур (Драммонд) (2.8.1891, Лондон, — 27.3.1975, там же). Английский композитор. Учился в Кембриджском университете у Ч. Вуда; занимался также у Стэнфорда, Воан-Уильямса, Холста. В годы первой мировой войны служил в армии на территории Франции. Непосредственно после войны заявил о себе как художник иронического склада, духовный собрат композиторов французской Шестерки («Пирушка» [Rout], 1920). В последующих оркестровых сочинениях — таких, как «Симфония красок» (A Colour Symphony, 1922), Интродукция и Allegro (1926), Музыка для струнных (1935), — выступил наследником английской позднеромантической традиции. Среди др. произведений Б. — симфония «Герои утра» (Morning Heroes) для чтеца, хора и оркестра (1930), балеты «Шах и мат» (Checkmate, 1937), «Чудо в Горбалсе» (Miracle in the Gorbals, 1944), «Адам Зеро» (Adam Zero, 1946), опера «Олимпийцы» (The Olympians, 1949), концерты для фп. (1938), скрипки (1955), виолончели (1970) с оркестром, песни, камерно-инструментальные ансамбли, пьесы для фп. В 1953 был удостоен титула Королевского магистра музыки.

Блицстайн (Blitzstein), Марк (2.3.1905, Филадельфия, — 22.1.1964, Фор-де-Франс, Мартиника). Американский композитор. В 1924—26 учился в Институте Кёртиса, затем совершенствовался в Париже у Буланже и в Берлине у Шёнберга. В 1935 познакомился в Нью-Йорке с Айслером и Брехтом, под влиянием которых стал последователем доктрины «искусства для общества»; в духе последней создал мюзикл «Колыбель будет качаться» (The Cradle will Rock, 1937), оперу «Нет — вместо ответа» (No for an Answer, 1941) и др., менее значительные сочинения на социальные сюжеты, в т. ч. о рабочем движении. Среди произведений Б., не предназначенных для театра, выделяются симфоническая поэма «Утро свободы» (Freedom Morning, 1943) и симфония для чтеца, тенора, баритона, мужского хора и оркестра «Оторвавшийся от земли» (The Airborne, 1946), в которой отражен армейский опыт ее автора (в годы второй мировой войны Б. служил в военной авиации США).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011