Батт — Бахианы

Батт (Butt), дэйм Клара (Эллен) (1.2.1872, Стейнинг, — 23.1.1936, Норт Стоук). Английская певица (контральто). Училась в КМК. Выступала главным образом как концертная певица; участвовала в мировой премьере «Морских картин» Элгара (1899). Среди немногих спетых Б. оперных партий — Орфей (Глюк).

Баттё (Batteux), Шарль (7.5.1713 или 1715, Алланюи, — 14.7.1780, Париж). Французский эстетик, в чьем труде Les beaux arts réduits à un même principe («Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746) эстетические идеи, характерные для века Просвещения, изложены в систематической и ясной форме. Согласно Б., все искусства, включая музыку, подражают природе и служат обнаружению присущих ей качеств — истины, красоты и разума.

Баттерли (Butterley), Найджел (Генри) (р. 13.5.1935, Сидней). Австралийский композитор и пианист. Учился в консерватории шт. Новый Южный Уэльс (1952—55) и в Лондоне у Ренье (1962). Преподавал в Сиднее и Ньюкасле, Новый Южный Уэльс (до 1991). Ранние произведения Б. отмечены влиянием Бартока, Хиндемита, Шостаковича; в середине 1960-х он обратился к авангардным техникам композиции. Значительное место в творчестве Б. занимают религиозные мотивы. Как пианист специализируется на исполнении музыки XX в. (Мессиана, Кейджа и др.).

Баттеруорт (Butterworth), Артур (Эккерсли) (р. 4.8.1923, Манчестер). Английский композитор. Учился в Манчестерском королевском музыкальном колледже у Холла; выступал как трубач и дирижер. Пишет тональную музыку в духе Сибелиуса и Элгара. Значительная часть его произведений (в числе которых 4 симфонии [1957, 1964, 1979, 1986]) вдохновлена пейзажами британского Севера.

Баттеруорт (Butterworth), Джордж (Сейнтон Кэй) (12.7.1885, Лондон, — погиб 5.8.1916, Позьер). Английский композитор. Учился в Итоне и Оксфорде. Вместе с Воан-Уильямсом собирал и обрабатывал народные песни. Среди произведений — популярная оркестровая рапсодия «Шропширский парень» (A Shropshire Lad, 1912), основанная на песнях Б. на слова А. Э. Хаусмана (Housman) из сборника под тем же названием (1911—12).

Баттистини (Battistini), Маттиа (27.2.1856, Рим, — 7.11.1928, Колле Баккаро). Итальянский певец (баритон). В 1878 дебютировал в римском театре Арджентина. В Англии выступал с 1880-х, однако самого большого успеха добился в 1905—06 (Дон Жуан, Жермон, Амонасро). С 1888 до 1914 регулярно пел в России, где блистал не только в операх итальянского репертуара, но и в партиях Онегина, Руслана и Демона. Популярнейший оперный баритон своего времени, обладал голосом благородного тембра с необычайно свободным и гибким верхним регистром.

Баттиферри (Battiferri), Луиджи (между 1600 и 1610, Сассокорваро, — 1682[?]). Итальянский композитор и органист, священник. Работал капельмейстером в церквах различных городов, главным образом Урбино и Феррары. Пять томов сочинений Б. (опубликованы по большей части в 1669) включают мотеты и мастерски разработанные ричеркары, которыми фактически завершается история феррарской органной школы. Ричеркары Б. переписывали И. Й. Фукс и Зеленка; возможно, их знал Бах.

Баттл — см. Бэттл.

Battuta (баттута, от итал. battere — «бить»). Удар, такт; дирижерская палочка. A battuta — в строгом ритме. Ritmo di tre (quattro) battute — группируя такты по 3 (4) и акцентируя первую долю каждой группы.

Баулдевейн (Bauldeweyn), Нул (ок. 1480, ?, — 1530, Антверпен). Фламандский композитор. С 1509 служил церковным хормейстером в Мехелене, позднее в Антверпене. Автор 7 месс, по меньшей мере 10 мотетов, 2 или 3 песен. Творчество Б. — связующее звено между нидерландской полифонией конца XV в. и стилем Жоскена Депре и его непосредственных последователей.

Баумгартен (Baumgarten), Карл Фридрих (ок. 1740, Любек, — 1824, Лондон). Немецкий композитор. С 1758[?] работал в Лондоне как органист, педагог и скрипач; в 1780—94 возглавлял оркестр Ковент-Гарден. Автор произведений для музыкального театра, квартетов и др. камерно-инструментальных ансамблей, органных пьес.

Баумгартнер (Baumgartner), Вильгельм (15.11.1820, Роршах, — 17.3.1867, Цюрих). Швейцарский пианист, педагог и композитор. Учился в Цюрихе и Берлине (где аккомпанировал в концертах Енни Линд), затем обосновался в Цюрихе. Автор патриотических хоров и лирических песен для голоса и фп.

Баур (Baur), Юрг (р. 11.11.1918, Дюссельдорф). Немецкий композитор и педагог. Учился в Кёльне у Ярнаха; с 1946 преподавал в Дюссельдорфской консерватории (в 1965—71 — ректор) и в Кёльне. Подобно своему ровеснику Б. А. Циммерману, в 1950-х испытал влияние более молодых современников, однако остался в значительной степени традиционалистом. Автор произведений во многих жанрах, в т. ч. вокальных пьес на стихи крупных поэтов XX в. (Ф. Гарсиа Лорки, П. Целана, Дж. Унгаретти и др.), органных пьес на темы старых мастеров, «Патетической симфонии» (Sinfonia pathetica, 1983).

Бауэр (Bauer), Марион (15.8.1897, Уэлла-Уэлла, шт. Вашингтон, — 9.8.1955, Саут-Хедли). Американский композитор, педагог, музыковед. Училась в Париже (в т. ч. у Буланже) и Берлине. В 1926—51 преподавала в Нью-Йоркском университете (среди учеников — Бэббитт). Музыка Б., преимущественно инструментальная, выдержана в неоклассицистском стиле, характерном для американских представителей школы Буланже. Автор теоретических работ по проблемам музыки XX в.

Баффало, филармонический оркестр (Buffalo Philharmonic Orchestra). Оркестр г. Баффало, шт. Нью-Йорк, США. Основан в 1935. Первый главный дирижер — Франко Аутори (Autori). Своего расцвета оркестр достиг в 1950—70-х, когда его возглавляли Крипс (1954—63), Фосс (1963—70; под его управлением оркестр исполнял главным образом музыку XX в., записал ряд произведений Кейджа, Пендерецкого, Ксенакиса, самого Фосса и др.), М. Т. Томас (1971—79).

B—A—C—H. Мотив из 4 нот, звуковой символ фамилии Бах (Bach):

И. С. Бах использовал его в качестве третьей темы фуги № 15 из «Искусства фуги» (которая осталась неоконченной). В XVIII в. фуги на тему B—A—C—H сочиняли Иог. Кристиан Бах и И. Л. Кребс. В музыке XIX—XX вв. B—A—C—H — один из самых распространенных мотивов-символов; он встречается в произведениях Шумана, Листа, Римского-Корсакова, Бузони, Регера, Шёнберга, Веберна, Денисова, Губайдулиной, Щедрина, Пендерецкого, Шнитке и др.

Бах (Bach). Семья немецких музыкантов. Ее представители жили и работали в центральной части Германии, главным образом в Тюрингии, с XVI по XVIII в. Одни из них были уличными скрипачами и городскими музыкантами (штадтпфайферами), другие — органистами, придворными музыкантами, канторами, капельмейстерами. Первый известный представитель семьи Б. — Фейт, умерший до 1578. Музыкант-любитель, по-видимому, уроженец Пресбурга (ныне Братислава), он жил в Вехмаре, куда попал не позднее середины 1540-х после изгнания протестантов из Моравии и Словакии. Большинство музыкантов семьи Б. принадлежали к ее главной, вехмарской линии. Ниже приводится алфавитный перечень музыкантов — членов семьи Б. Число в скобках после имени указывает на место его носителя в генеалогической таблице (см. рис.), которая основана на генеалогическом древе, составленном в 1735 и дополненном в последующие годы.

Открыть генеалогическое древо в новом окне

45. Вильгельм Фридеман (22.11.1710, Веймар, — 1.7.1784, Берлин). Сын Иоганна Себастьяна (24). См. отдельную статью.

84. Вильгельм Фридрих Эрнст (крещен 27.5.1759, Бюкебург, — 25.12.1845, Берлин). Сын Иоганна Кристофа Фридриха (49). Учился у своего отца, некоторое время жил у своего дяди Карла Филиппа Эмануэля (46) в Гамбурге, а затем у другого дяди, Иоганна Кристиана (50), в Лондоне, где преподавал и выступал как пианист. После концертного турне стал музикдиректором в Миндене; затем переехал в Берлин, где служил при прусском королевском дворе. Много сочинял, однако его музыка в целом малоинтересна. Последний музыкант в семье Бах, дожил до открытия памятника своему деду в Лейпциге (1843).

3/62. Генрих (? — похоронен 27.5.1635, Арнштадт). Сын Каспара (3/56). Музыкальное образование получил в Италии, известен как «слепой Йонас».

6. Генрих (16.9.1615, Вехмар, — 10.7.1692, Арнштадт). Сын Иоганна (2). Городской музыкант в Швайнфурте, Эрфурте и Арнштадте; сочинял хоралы, мотеты, концерты, прелюдии и фуги.

10. Георг Кристоф (крещен 8.9.1642, Эрфурт, — 24.4.1697, Швайнфурт). Сын Кристофа (5). Кантор в Темаре и Швайнфурте; сочинил вокальный концерт.

74. Георг Михаэль (крещен 27.9.1703, Рула, — 18.2.1771, Галле). Сын Иоганна Якоба (68). Кантор в Галле.

—. Георг Фридрих (17.3.1793, Танн, — 2.10.1860, Изерлон). Не принадлежит к вехмарской ветви; сын Иоганна Михаэля. Флейтист и композитор, учитель музыки кронпринца Швеции, позднее музикдиректор в Эльберфельде и Изерлоне.

76. Готлиб Фридрих (10.9.1714, Майнинген, — 25.2.1785, там же). Сын Иоганна Людвига (3/72). Придворный органист и художник в Майнингене.

48. Готфрид Генрих (26.2.1724, Лейпциг, — похоронен 12.2.1763, Наумбург). Старший сын Иоганна Себастьяна (24) и Анны Магдалены Бах. Страдал слабоумием, однако, по свидетельству К. Ф. Э. Баха, проявлял признаки гениальности, которые так и остались в зародыше.

—. Иоганн (или Ганс) (ок. 1555, Андельсбух, — 1.12.1615, Нюртинген). Не принадлежит к вехмарской ветви. Был придворным скрипачом в Штутгарте, позднее работал в Нюртингене. Известно, что он сочинил песню. Традиционно считается представителем семьи Б., однако сведений о его родственных связях нет.

2. Иоганн(ес) (или Ганс) (ок. 1550 — 26.12.1626, Вехмар). Сын Фейта (1). Булочник, ковровщик, скрипач. Первый профессиональный музыкант среди вехмарских Бахов. Учился в Готе; как музыкант был известен в различных городах Тюрингии.

3/59. Иоганн(ес) (или Ганс) (1612 — похоронен 9.12.1632, Арнштадт). Сын Каспара (3/56). Городской музыкант в Арнштадте.

4. Иоганн(ес) (или Ганс) (26.11.1604, Вехмар, — похоронен 13.5.1673, Эрфурт). Сын Иоганна (2). Городской музыкант и органист в Эрфурте; сочинял мотеты.

67. Иоганн (1621, Темар, — 12.9.1686, Ленштедт). Сын Андреаса (64) (1587 — 21.4.1637, Томан). Кантор в Ильменау.

11. Иоганн Амброзиус (22.2.1645, Эрфурт, — 20.2.1695, Айзенах). Сын Кристофа (5). В 1668 женился на Марии Элизабет Леммерхирт (Lämmerhirt) (24.2.1644, Эрфурт, — похоронена 3.5.1694, Айзенах). Городской музыкант в Арнштадте, скрипач в Эрфурте, придворный трубач и городской музикдиректор в Айзенахе.

44. Иоганн Андреас (7.9.1713, Ордруф, — 25.10.1779, там же). Сын Иоганна Кристофа (22). Гобоист военного оркестра в Готе, позднее органист в Ордруфе.

71. Иоганн Бальтазар (4.3.1673, Айзенах, — 11.6.1691, там же). Сын Иоганна Амброзиуса (11). Городской трубач, служил подмастерьем у своего отца.

18. Иоганн Бернгард (крещен 25.11.1676, Эрфурт, — похоронен 5.4.1749, Айзенах). Сын Иоганна Эгидиуса (8). Был органистом в Эрфурте, затем переехал в Магдебург; с 1703 — городской органист и придворный клавесинист в Айзенахе (где познакомился с Телеманом). Сочинял органную музыку и оркестровые сюиты во французском стиле, пользовавшиеся успехом; Иоганн Себастьян переписал некоторые из них.

41. Иоганн Бернгард (24.11.1700, Ордруф, — 12.6.1743, там же). Сын Иоганна Кристофа (22). Органист в Ордруфе, композитор.

21. Иоганн Валентин (6.1.1669, Темар, — 12.8.1720, Швайнфурт). Сын Георга Кристофа (10). Городской музыкант в Швайнфурте.

43. Иоганн Генрих (4.8.1707, Ордруф, — 20.5.1783, Эринген). Сын Иоганна Кристофа (22). Был переписчиком нот в лейпцигской Томасшуле, затем помощником органиста в Ордруфе и кантором в Эрингене.

53. Иоганн Генрих (крещен 4.11.1709, Гамбург, — ?). Сын Иоганна Кристофа (28). В генеалогии назван «хорошим клавесинистом».

78. Иоганн Георг (крещен 2.10.1751, Айзенах, — 12.4.1797, там же). Сын Иоганна Эрнста (34). Преемник своего отца в качестве придворного и городского органиста и капельмейстера в Айзенахе.

—. Иоганн Георг (ок. 1786, Гюстров, — 6.12.1874, Эльберфельд). Не принадлежит к вехмарской ветви. Сын Иоганна Михаэля и учитель музыки в Эльберфельде.

47. Иоганн Готфрид Бернгард (11.5.1715, Веймар, — 27.5.1739, Йена). Сын Иоганна Себастьяна (24). Учился у своего отца; служил органистом в Мюльхаузене и Зангерхаузене. Вел беспорядочный образ жизни, имел долги.

15. Иоганн Гюнтер (крещен 17.7.1653, Арнштадт, — похоронен 10.4.1683, там же). Сын Генриха (6). Был помощником органиста в Арнштадте, изготовлял скрипки и клавишные инструменты.

33. Иоганн Гюнтер (4.4.1703, Герен, — похоронен 24.10.1756, Эрфурт). Сын Иоганна Кристофа (17). Городской музыкант в Эрфурте.

7. Иоганн Кристиан (крещен 17.8.1640, Эрфурт, — похоронен 1.7.1682, там же). Сын Иоганна (4). Скрипач в Эрфурте, позднее в Айзенахе; городской музикдиректор в Эрфурте.

32. Иоганн Кристиан (1696, Эрфурт, — ?). Сын Иоганна Кристофа (17). Музыкант в Зондерсхаузене.

50. Иоганн Кристиан (5.9.1735, Лейпциг, — 1.1.1782, Лондон). Сын Иоганна Себастьяна (24). См. отдельную статью.

77. Иоганн Кристиан (23.7.1743, Галле, — 24.6.1814, там же). Сын Георга Михаэля (74). Учился у В. Ф. Баха (45), преподавал в Галле.

13. Иоганн Кристоф (крещен 8.12.1642, Арнштадт, — похоронен 2.4.1703, Айзенах). Сын Генриха (6). См. отдельную статью.

12. Иоганн Кристоф (22.2.1645, Эрфурт, — 25.8.1693, Арнштадт). Сын Кристофа (5). Городской музыкант в Эрфурте и Арнштадте.

22. Иоганн Кристоф (16.6.1671, Эрфурт, — 22.2.1721, Ордруф). Сын Иоганна Амброзиуса (11). Органист в Эрфурте и Ордруфе; помогал в учебе своему младшему брату Иоганну Себастьяну (24).

17. Иоганн Кристоф (крещен 13.1.1673, Эрфурт, — похоронен 30.7.1727, Герен). Сын Иоганна Кристиана (7). Кантор в Эрфурте, кантор и органист в Герене.

28. Иоганн Кристоф (крещен 29.8.1676, Айзенах, — ?). Сын Иоганна Кристофа (13). Клавесинист в Эрфурте, выезжал в Англию и Роттердам.

19. Иоганн Кристоф (крещен 17.8.1685, Эрфурт, — похоронен 15.5.1740, там же). Сын Иоганна Эгидиуса (8). Городской музыкант, впоследствии музикдиректор в Эрфурте.

26. Иоганн Кристоф (13.9.1689, Арнштадт, — похоронен 28.2.1740, Бланкенхайн). Сын Иоганна Кристофа (12). Органист в Койле и Бланкенхайне.

42. Иоганн Кристоф (12.11.1702, Ордруф, — 2.11.1756, там же). Сын Иоганна Кристофа (22). Кантор в Ордруфе.

83. Иоганн Кристоф Георг (8.5.1747, Ордруф, — 30.12.1814, там же). Сын Иоганна Андреаса (44). Органист в Ордруфе.

49. Иоганн Кристоф Фридрих (21.6.1732, Лейпциг, — 26.1.1795, Бюкебург). Сын Иоганна Себастьяна (24). См. отдельную статью.

38. Иоганн Лоренц (10.9.1695, Швайнфурт, — 14.12.1773, Лам [Итцгрунд]). Сын Иоганна Валентина (21). Ученик Иоганна Себастьяна (24), органист и кантор в Ламе, автор органной фуги.

3/72. Иоганн Людвиг (4.2.1677, Таль, — похоронен 1.5.1731, Майнинген). Сын Иоганна Якоба (3/68). Работал при Майнингенском дворе, дослужился до кантора, а затем до капельмейстера. Писал кантаты (некоторые из них исполнялись Иоганном Себастьяном в Лейпциге), мотеты и др. произведения для церкви, а также оркестровую музыку, большая часть которой утеряна.

14. Иоганн Михаэль (крещен 9.8.1648, Арнштадт, — 17.5.1694, Герен). Сын Генриха (6). Учился в Арнштадте у своего отца и Ж. де Флетена (Jonas de Fletin). Был органистом в Арнштадте, затем инструментальным мастером в Герене. Сочинял мотеты и др. произведения для церкви, а также органные хоралы. Владел как современным, так и традиционным стилями; его вокальные концерты богато инструментованы и включают виртуозные облигатные партии. Его младшая дочь Мария Барбара (1684—1720) была первой женой Иоганна Себастьяна.

30. Иоганн Михаэль (крещен 1.8.1685, Айзенах, — ?). Сын Иоганна Кристофа (13). Строил органы в Стокгольме.

—. Иоганн Михаэль (9.11.1745, Штрут, — 1820, Эльберфельд). Представитель гессенской ветви, которая, возможно, связана с вехмарской. Выезжал в Нидерланды, Англию, США. Некоторое время был юристом; затем служил кантором в Танне, позднее — учителем в Эльберфельде. Опубликовал труд по теории музыки и 6 клавесинных концертов; сочинял также кантаты.

9. Иоганн Николаус (крещен 5.2.1653, Эрфурт, — похоронен 30.7.1682, там же). Сын Иоганна (4). Городской музыкант (исполнитель на виоле) в Эрфурте.

27. Иоганн Николаус (10.10.1669, Айзенах, — 4.11.1753, Йена). Сын Иоганна Кристофа (13). Учился в Йене, выезжал в Италию, служил церковным органистом в Йене. Изготовлял музыкальные инструменты. Сочинял музыку различных жанров, однако почти все его произведения утеряны.

31. Иоганн Самуэль (4.6.1694, Нидерциммерн, — 1.7.1720, Гундерслебен). Сын Иоганна Кристофа (17). Музыкант и учитель в Зондерсхаузене и Гундерслебене.

24. Иоганн Себастьян (31.3.1685, Айзенах, — 28.7.1750, Лейпциг). См. отдельную статью.

85. Иоганн Филипп (5.8.1752, Майнинген, — 2.11.1846, там же). Сын Готлиба Фридриха (76). Придворный органист и художник в Майнингене.

29. Иоганн Фридрих (ок. 1682, Айзенах, — похоронен 8.2.1730, Мюльхаузен). Сын Иоганна Кристофа (13). Преемник Иоганна Себастьяна (24) на посту органиста в Мюльхаузене; автор органной фуги.

35. Иоганн Фридрих (крещен 22.10.1706, Эрфурт, — похоронен 30.5.1743, Андислебен). Сын Иоганна Кристофа (19). Органист в Кведлинбурге; ок. 1735 — школьный учитель в Андислебене.

3/70. Иоганн Штефан (до 1665, Ильменау, — 10.1.1717, Брауншвайг). Сын Иоганна (67). Соборный кантор в Брауншвайге.

8. Иоганн Эгидиус (крещен 11.2.1645, Эрфурт, — похоронен 22.11.1716, там же). Сын Иоганна (4). Скрипач в Эрфурте, также городской музикдиректор и органист.

36. Иоганн Эгидиус (крещен 4.8.1709, Эрфурт, — 17.5.1746, Гросс-Монра). Сын Иоганна Кристофа (19). Кантор в Гросс-Монра.

39. Иоганн Элиас (12.2.1705, Швайнфурт, — 30.11.1755, там же). Сын Иоганна Валентина (21). Жил в доме Иоганна Себастьяна (24) в качестве секретаря, ученика, учителя его младших детей. Был кантором в Швайнфурте.

25. Иоганн Эрнст (5.8.1683, Арнштадт, — 21.3.1739, там же). Сын Иоганна Кристофа (12). Органист в Арнштадте, преемник Иоганна Себастьяна (24). В 1705—06 замещал Иоганна Себастьяна во время его путешествия в Любек.

34. Иоганн Эрнст (крещен 30.1.1722, Айзенах, — 1.9.1777, там же). Сын Иоганна Бернгарда (18). Под руководством Иоганна Себастьяна (24) учился в лейпцигской Томасшуле. Был ассистентом своего отца в Айзенахе, затем стал его преемником, позднее служил придворным капельмейстером. Автор кантат, мотетов, скрипичных сонат, пьес для органа и клавесина.

3/68. Иоганн Якоб (13.9.1655, Вольфсберинген, — 11.12.1718, Рула). Сын Венделя (66) (между 1629 и 1631, Вехмар, — 18.12.1682, Вольфсберинген). Органист и кантор в г. Таль, Штайнбах, Вазунген и Рула.

16. Иоганн Якоб (крещен 14.8.1668, Эрфурт, — похоронен 29.4.1692, Айзенах). Сын Иоганна Кристиана (7). Городской музыкант в Айзенахе.

23. Иоганн Якоб (крещен 11.2.1682, Айзенах, — 16.4.1722, Стокгольм). Сын Иоганна Амброзиуса (11). Учился в Айзенахе. Нанялся гобоистом в оркестр шведской гвардии; позднее стал придворным музыкантом в Стокгольме. Ок. 1704 И. С. Бах (24) сочинил на его отъезд в Швецию Каприччо для клавира BWV 992.

46. Карл Филипп Эмануэль (8.3.1714, Веймар, — 14.12.1788, Гамбург). Сын Иоганна Себастьяна (24). См. отдельную статью.

3/56. Каспар (ок. 1570 — после 1640, Арнштадт). Возможно, сын Ганса (54). Придворный и городской музыкант (фаготист) в Готе и Арнштадте.

3/58. Каспар (ок. 1600 — ?). Сын Каспара (3/56). Учился игре на скрипке при байройтском и дрезденском дворах; возможно, обосновался в Италии.

5. Кристоф (19.4.1613, Вехмар, — 12.9.1661, Арнштадт). Сын Иоганна (2). Придворный и городской музыкант в Веймаре, Эрфурте и Арнштадте.

65. Липс (или Филиппус) (ок. 1590, Вехмар, — 10.10.1620, там же). Сын ковровщика Липса (3/57) (ок. 1552 — ?), внук Фейта (1). Музыкант.

3/60. Мельхиор (1603 — похоронен 7.9.1634). Сын Каспара (3/56). Городской музыкант в Арнштадте.

3/61. Николаус (6.12.1619, Арнштадт, — похоронен 1.10.1637, там же). Сын Каспара (3/56). Городской музыкант в Арнштадте.

73. Николаус Эфраим (крещен 26.11.1690, Вазунген, — 12.8.1760, Гандерсхайм). Сын Иоганна Якоба (3/68). Органист в Майнингене и Гандерсхайме.

75. Самуэль Антон (крещен 26.4.1713, Майнинген, — 29.3.1781, там же). Сын Иоганна Людвига (3/72). Учился у Иоганна Себастьяна (24); позднее служил придворным органистом в Майнингене.

40. Тобиас Фридрих (21.7.1695, Ордруф, — 1.7.1768, Удештедт). Сын Иоганна Кристофа (22). Органист в Ордруфе, затем кантор в Гандерсхайме, Пфердингслебене и Удештедте.

79. Тобиас Фридрих (22.9.1723, Удештедт, — 18.1.1805, Эрфурт). Сын Тобиаса Фридриха (40). Кантор в Эрфурте.

1. Фейт (?, Пресбург, ныне Братислава[?], — до 1578, Вехмар). Первый представитель семьи Б., обнаруживший склонность к музыке.

80. Филипп Кристиан Георг (5.4.1734, Ордруф, — 18.8.1809, Вернингсхаузен). Сын Иоганна Кристофа (42). Кантор в Ордруфе.

81. Эрнст Карл Готфрид (12.1.1738, Ордруф, — 21.6.1801, там же). Сын Иоганна Кристофа (42). Кантор в Вехмаре и Ордруфе.

82. Эрнст Кристиан (26.9.1747, Ордруф, — 29.9.1822, Вехмар). Сын Иоганна Кристофа (42). Кантор в Вехмаре.

Бах (Bach), Август Вильгельм (4.10.1796, Берлин, — 15.4.1869, там же). Немецкий органист, педагог и композитор. Не состоял в родственных отношениях с семьей Бах. Служил органистом в церквах Берлина; в 1832 стал преемником Цельтера на посту директора Института церковной музыки; преподавал в Королевской академии искусств Пруссии. Сочинял церковную музыку и музыку для клавишных инструментов, написал пособие по игре на органе.

Бах (Bach), Вильгельм Фридеман («галльский» Б.) (22.11.1710, Веймар, — 1.7.1784, Берлин). Немецкий композитор и органист, старший сын И. С. Баха [45 в генеалогии семьи Бах]. Учился в лейпцигской Томасшуле у своего отца (который написал для Б. первую «Клавирную книжечку»), а также игре на скрипке у И. Г. Грауна. В 1733 стал органистом в дрезденской церкви Зофиенкирхе; в 1746—64 служил органистом церкви Либфрауэнкирхе в Галле. В последующие годы жил в Брауншвайге, а затем в Берлине; из-за своего бурного и, судя по всему, беспутного характера не имел постоянной работы, хотя его виртуозная игра на органе неизменно пользовалась успехом у публики.

Присущее Б. непостоянство отразилось в его творчестве. В молодые годы он сочинял главным образом для клавира, в дрезденский период — для различных инструментов. Период работы в Галле был отмечен церковными кантатами и небольшим количеством инструментальной музыки, а последние годы жизни — произведениями для клавира и различных камерных составов. В искусстве Б. элементы нового галантного стиля соседствуют с более консервативным барочным письмом, а северогерманская экспрессивность — со схоластической «ученостью». О том, что Б. обладал незаурядным даром, в равной мере свидетельствуют многие из его фуг и весьма проникновенных полонезов, Концерт для 2 клавиров с оркестром и Симфония F-dur (по форме близкая скорее к сюите). Тем не менее остается впечатление, что потенциал этого композитора так и остался не реализованным в полной мере.

Для клавира: 15 сонат; Сюита g; Концерт G; ок. 40 полонезов; фантазии, фуги, менуэты; Концерт для 2 клавиров F (ок. 1773); 7 хоральных прелюдий для органа.

Инстр. муз.: 5 концертов для клавира с орк.; Концерт для 2 клавиров с орк. Es; 9 симфоний; 5 трио-сонат; 6 дуэтов для фл.; 3 дуэта для альтов.

Вок. муз.: ок. 20 церк. кантат; 2 светские кантаты.

Бах (Bach), Иоганн Кристиан («миланский» или «лондонский» Б.) (5.9.1735, Лейпциг, — 1.1.1782, Лондон). Немецкий композитор, младший сын и ученик И. С. Баха [50 в генеалогии семьи Бах]. После смерти отца учился у сводного брата — К. Ф. Э. Баха. В 1754 выехал в Италию, где перешел в католическую веру и занял пост органиста Миланского собора. Тогда же Б. дебютировал как оперный композитор; его оперы-сериа ставились в Турине и Неаполе. В 1762 Б. был приглашен в Лондон на должность композитора Королевского театра (King’s Theatre). В Англии оперы Б. шли с переменным успехом, однако он пользовался авторитетом как педагог и вскоре был назначен придворным учителем музыки. Популярности Б. в Англии способствовал и многолетний цикл концертов, который он организовал вместе со своим соотечественником и другом Абелем; благодаря Бах—Абель-концертам лондонская публика смогла познакомиться с самыми заметными новинками континентальной музыки. Б. дружески опекал юного Моцарта во время его лондонских гастролей в 1764—65. В 1772 и 1774 Б. выезжал в Мангейм на представления своих опер «Фемистокл» и «Луций Сулла»; для Парижской оперы он в 1779 сочинил «Амадиса Галльского». Однако к концу 1770-х популярность Б. стала угасать, что отразилось как на его доходах, так и на состоянии здоровья. Вскоре после преждевременной смерти Б. был надолго забыт.

В музыке Б. крепкая немецкая выучка сочетается с итальянским изяществом; неудивительно, что эта музыка так нравилась Моцарту, чей стиль формировался под ее влиянием. В своих симфониях Б. следует итальянской трехчастной модели; если в ранних преобладает итальянская легкость, то зрелые (начиная с соч. 3, 1765) отличаются более плотной фактурой и интенсивным тематическим развитием. Одна из вершин творчества Б. — 6 симфоний соч. 18, три из которых предназначены для двойного оркестра; в них весьма оригинально и разнообразно применяются тембровые и пространственные контрасты. Интерес Б. к оригинальным оркестровым краскам проявился в его концертных симфониях для различных солистов и оркестра, сочиненных специально для лондонских Бах—Абель-концертов. Фортепианные концерты Б. относительно скромны по масштабам, однако характеризуются достаточно развитой системой взаимоотношений solo—tutti. Среди его камерно-инструментальных ансамблей выделяются прелестные квинтеты соч. 11 для флейты, гобоя, струнных и цифр. баса. Его перу принадлежат также клавирные сонаты, в т. ч. со скрипичным аккомпанементом; все они написаны для учеников и технически просты. Некоторая легковесность стиля, вообще свойственная искусству Б., особенно отрицательно сказалась на его операх, которым явно недостает драматургической цельности. Вклад Б. в церковную музыку ограничивается произведениями, написанными во время пребывания в Италии.

По сравнению со своим старшим братом К. Ф. Э. Бахом, Б. производит впечатление декадента-гедониста. Однако невозможно отрицать, что в рамках условностей галантного стиля ему удалось создать живую музыку.

Для орк.: свыше 40 симфоний и увертюр в т. ч. по 6 симфоний соч. 3 (1765), 6 (1770), 8 (ок. 1775), 18 (ок. 1782), 3 симфонии соч. 9 (1773); 12 конц. симфоний; 25 клавирных концертов, в т. ч. по 6 концертов соч. 1 (1763), 7 (1770), 13 (1777); 2 концерта для гоб.; 2 концерта для фаг.

Для кам. анс.: квартет, 2 квинтета и секстет для клавира и стр.; 35 сонат для клавира и скр.; 6 квинтетов соч. 11 для фл., гоб., скр., альта и цифр. баса (1774); стр. квартеты, квартеты для фл. и 2 фл. со стр.; квартеты для 4 фл.; 6 стр. трио соч. 2 (1763); свыше 20 трио-сонат и дуэтов; симфонии, квинтеты, марши для дух.

Для клавира: 6 сонат соч. 5 (1766); 6 сонат соч. 12 (1774); др. сонаты, обр., дуэты.

Оперы и оратория: итал. оперы-сериа «Орион» (Orione, 1763), «Фемистокл» (Temistocle, 1772), «Луций Сулла» (Lucio Silla, 1774), «Милосердие Сципиона» (La clemenza di Scipione, 1778), 6 др.; франц. опера «Амадис Галльский» (Amadis de Gaule, 1779); итал. оратория «Иоас, царь Иудейский» (Gioas, rè di Giuda, 1770); произв., написанные в соавторстве.

Духовная вок. муз.: ок. 30 произв., в т. ч. Dies irae (1757).

Светская вок. муз.: 6 кантат и серенат; 19 кам. дуэтов; песни, арии, транскрипции.

Бах (Bach), Иоганн Кристоф (крещен 8.12.1642, Арнштадт, — похоронен 2.4.1703, Айзенах). Немецкий композитор и органист, двоюродный дядя И. С. Баха [13 в генеалогии семьи Бах]. Учился у своего отца. В 1663 стал органистом капеллы Арнштадтского замка. В 1665 был назначен городским органистом и придворным органистом и клавесинистом в Айзенахе; эти посты, несмотря на постоянные конфликты с городскими властями, продолжал занимать до конца жизни. Согласно И. С. Баху, Б. «великолепно умел находить новые и прекрасные мысли» и сочинял необычайно богатую по фактуре музыку в напевном и изящном стиле. Незадолго до смерти И. С. Бах оркестровал один из его мотетов. Среди произведений Б. выделяются вокальные концерты и мотеты; последние построены на чередовании имитационно-полифонических и хоральных эпизодов. Его произведения для клавира стилистически родственны музыке Пахельбеля.

Бах (Bach), Иоганн Кристоф Фридрих («бюкебургский» Б.) (21.6.1732, Лейпциг, — 26.1.1795, Бюкебург). Немецкий композитор, сын И. С. Баха [49 в генеалогии семьи Бах]. Учился у отца, а также у своего родственника Иоганна Элиаса Б. [39]. В год смерти отца (1750) поступил на придворную службу в Бюкебург к графу Вильгельму фон Шаумбург-Липпе — одному из самых просвещенных вельмож Германии. В 1759 стал придворным концертмейстером. В творчестве Б. представлено большинство музыкальных жанров его времени. Камерная и сольная клавирная музыка Б. ничем не примечательна; значительно интереснее его клавирные концерты и симфонии, стилистически родственные венскому классицизму. Немало выразительных страниц есть в драматических кантатах и ораториях Б., часть которых написана на тексты Гердера, также служившего в Бюкебурге.

Бах (Bach), Иоганн Себастьян (по уточненным данным, 31.3.1685, Айзенах, — 28.7.1750, Лейпциг). Немецкий композитор, органист, клавесинист [24 в генеалогии семьи Бах]. Младший сын городского музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (1645—1695). По-видимому, под руководством отца овладел основами скрипичной игры и элементарной теории. В возрасте 10 лет Б. осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671—1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Б. обучался игре на клавишных инструментах. В 1700—02 Б. учился в школе при церкви Михаэлискирхе в Люнебурге, где пел в церковном хоре и, возможно, познакомился с органистом и композитором Г. Бёмом. В те же годы несколько раз посещал Гамбург, чтобы услышать игру Рейнкена.

В 1702 Б. участвовал в испытаниях на замещение должности органиста в Зангерхаузене, однако успеха не добился. Весну и лето 1703 провел в качестве скрипача при веймарском дворе, а затем занял пост органиста Новой церкви (Нойкирхе) в Арнштадте. В 1705 отправился в Любек, чтобы познакомиться с искусством Букстехуде. В июне 1707 стал органистом церкви Блазиускирхе в Мюльхаузене, а 4 месяца спустя женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах. В 1708 Б. был назначен придворным органистом и камер-музыкантом герцогства Саксен-Веймарского; за 9 веймарских лет создал большинство своих произведений для органа. В Веймаре у Б. родилось 7 детей, в т. ч. будущие композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. В 1714 Б. был пожалован пост придворного капельмейстера. Когда в 1717 Б. был приглашен в Кётен, герцог долго не соглашался выпускать его из Веймара и почти на месяц заключил его под стражу.

В Кётене Б. служил капельмейстером при дворе князя Леопольда — талантливого музыканта и просвещенного покровителя искусств, кальвиниста по вероисповеданию. Здесь Б. занялся главным образом инструментальной музыкой, т. к. сочинение для церкви не входило в его прямые обязанности. К кётенскому периоду относятся скрипичные концерты, «Бранденбургские концерты», многочисленные сонаты, сюиты и произведения для клавира, в т. ч. 1-й том «Хорошо темперированного клавира». В 1720, когда Б. в свите князя находился в Карлсбаде, его жена умерла. В декабре 1721 он женился на Анне Магдалене Вильке (Wilcke), дочери придворного трубача в Вайсенфельсе (от этого брака родилось 13 детей, в т. ч. будущие композиторы Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан). Неделю спустя князь Леопольд тоже женился, а поскольку его супругу искусство не интересовало, положение Б. и др. музыкантов при кётенском дворе резко ухудшилось. В 1722 Б. предложил свою кандидатуру на почетную должность городского музикдиректора (director musices) и кантора школы при церкви св. Фомы (Томасшуле) в Лейпциге (эта должность оказалась вакантной после смерти Кунау). В апреле 1723, после того как имевшие наилучшие шансы Телеман и К. Граупнер вышли из состава претендентов, должность была предложена Б.

Несмотря на частые конфликты с городскими властями, Б. работал в Лейпциге до конца своих дней. Его основная обязанность заключалась в сочинении кантат для воскресных и праздничных служб в двух главных церквах города. В первые лейпцигские годы Б. создал и исполнил множество духовных произведений, в т. ч. 4 или 5 годовых циклов кантат, Магнификат, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Он продолжал пользоваться известностью как органист-виртуоз и приобрел репутацию крупного эксперта в области органного строительства и выдающегося педагога (среди учеников Б. — его сыновья, а также Циглер, И. Л. Кребс, Гомилиус, Долес, И. Ф. Агрикола, Кирнбергер, К. Ф. Абель, И. К. Киттель). Слава Б. как композитора начала расти особенно после 1726, когда его клавирные и органные сочинения стали появляться в печати.

К началу 1730-х церковная музыка перестала занимать в деятельности Б. ведущее место. Значительная часть произведений для церкви, созданных Б. с этого времени, в т. ч. Месса h-moll и «Рождественская оратория», состоит из пародий. Несколько раньше, в 1729, Б. возглавил collegium musicum — концертное объединение, основанное Телеманом в Лейпциге в 1702 и состоявшее в основном из студентов и музыкантов-любителей. Специально для публичных выступлений collegium musicum Б. сочинил ряд концертов для 1, 2 и 3 клавиров с оркестром (большинство — на основе более ранних концертов для др. инструментов) и несколько больших светских кантат (серенат). Последние пришлись по вкусу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу II, который в 1736 пожаловал Б. звание придворного композитора (Hofcompositeur).

Баховская музыка 1740-х, по преимуществу инструментальная, выполнена в сложных, часто изощренных формах. Ок. 1741 были написаны «Гольдберг-вариации», а в 1742 вышел из печати 2-й том «Хорошо темперированного клавира». В 1747 Б. отправился в Потсдам в гости к Карлу Филиппу Эмануэлю, служившему при дворе Фридриха II, и был принят королем, который предложил ему тему для импровизации; из нее впоследствии выросло «Музыкальное приношение» — одна из вершин полифонического искусства XVIII в. Утонченным контрапунктическим мастерством отмечены и Канонические вариации для органа (1747), которые Б. представил в основанное Мицлер фон Колофом Общество музыкальных наук. Вероятно, «Искусство фуги» также предназначалось для распространения среди членов этого общества.

В последний год жизни зрение Б. начало ухудшаться. В марте и апреле 1750 его дважды оперировал находившийся в Лейпциге английский окулист Джон Тейлор (Taylor). Возможно, эти операции и последующие процедуры ускорили смерть Б. 22 июля Б. принял последнее причастие, а 6 дней спустя скончался. 31 июля Б. был похоронен на кладбище св. Иоанна (впоследствии его прах был перенесен в церковь св. Фомы). Вдова пережила его на 10 лет.

Составленный Шмидером каталог произведений Б. (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV) включает 1120 наименований. Наследие Б. охватывает практически все жанры, за исключением оперы. Как и др. композиторы его эпохи, Б. в своем творчестве был связан служебными обязанностями, заказами, необходимостью пополнить педагогический репертуар и т. п. Однако богатство идей в его музыке выходит далеко за рамки требований заказчиков. Не случайно аналитики и комментаторы уделяют так много внимания его произведениям, то и дело обнаруживая в них глубочайшую религиозную и числовую символику. Многие современники Б. — например, влиятельный критик Шейбе — считали его музыку слишком трудной для восприятия, схоластичной, лишенной обаяния. С другой стороны, его клавирные и органные фуги и гармонизации хоралов сохранялись в культурном обиходе даже тогда, когда большая часть творчества Б. в сознании образованных европейцев оказалась заслонена искусством представителей раннего классицизма и галантного стиля (среди которых были и сыновья Б.). Время для возрождения интереса к личности и музыке Б. наступило в начале XIX в., когда Форкель издал его первую биографию. Другим видным деятелем «баховского возрождения» был Цельтер. В 1829 его ученик Мендельсон продирижировал в Берлине «Страстями по Матфею» (до этого «Страсти» в последний раз исполнялись, по-видимому, в 1749); в партии Христа выступил другой ученик Цельтера, Девриент. В 1843 в Лейпциге был открыт памятник Б. В 1850 Гауптман, Ян и Шуман основали там же Баховское общество (Bach-Gesellschaft), основная задача которого — публикация полного академического собрания произведений Б. — была выполнена к 1900.

Духовная вок. муз.: «Страсти по Иоанну» (Johannes-Passion, 1723—24); «Страсти по Матфею» (Matthäus-Passion, 1727 или 1729); «Рождественская оратория» (Weihnachts-Oratorium, 1734, скомпонована из более раннего материала); «Пасхальная оратория» (Oster-Oratorium, 1735, то же); Месса h-moll («Высокая месса», 1749, включает более ранний материал); Магнификат (1723); 4 протестантские мессы (только Kyrie и Gloria, 1735, скомпонованы из более раннего материала); ок. 200 церк. кантат, в т. ч. BWV 1 (Wie schön leuchtet der Morgenstern, 1725), 4 (Christ lag in Todesbanden, ок. 1707), 11 (Lobet Gott in seinen Reichen — так наз. «Оратория на Вознесение», Himmelfahrts-Oratorium, 1735), 12 (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, 1714), 21 (Ich hatte viel Bekümmernis, 1714), 31 (Der Himmel lacht, die Erde jubilieret, 1715), 36 (Schwingt freudig euch empor, 1731), 41 (Jesu, nun sei gepreiset, 1725), 51 (Jauchzet Gott in allen Landen, 1730), 56 (Ich will den Kreuzstab gerne tragen, 1726), 60 (O Ewigkeit, du Donnerwort, 1723), 67 (Halt im Gedächtnis Jesum Christ, 1724), 68 (Also hat Gott die Welt geliebt, 1725), 78 (Jesu, der du meine Seele, 1724), 80 (Ein feste Burg ist unser Gott, 1730[?]), 82 (Ich habe genug, 1727), 106 (Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit — Actus tragicus, 1707), 110 (Unser Mund sei voll Lachens, 1725), 131 (Aus den Tiefen rufe ich, 1707), 140 (Wachet auf, ruft uns die Stimme, 1731), 147 (Herz und Mund und Tat und Leben, 1716), 161 (Komm, du süße Todesstunde, 1716), 179 (Siehe zu, daß deine Gottesfurcht, 1723); 6 мотетов для хора a cappella, в т. ч. Jesu meine Freude; хоралы; духовные песни.

Светская вок. муз.: свыше 20 кантат, в т. ч. «Охотничья» (Jagd-Kantate, 1713), «Кофейная» (Kaffee-Kantate, ок. 1735), «Крестьянская» (Bauern-Kantate, 1742).

Для орк.: «Бранденбургские концерты» F, F, G, G, D, B (1711[?]—21); скр. концерты a, E (1717—23); Концерт для 2 скр. d (1723); клавирные концерты (ок. 1738—39, частично переложения более ранних произв.): 8 для 1 клавира (d, E, D, A, f, F, g, d), 1 для клавира, фл. и скр. (a), 3 для 2 клавиров (c, C, c), 2 для 3 клавиров (d, C), 1 для 4 клавиров (по Вивальди, a); сюиты (увертюры) C, h (с флейтой), D, D (1717).

Кам.-инстр. муз.: 3 сонаты и 3 партиты для скр. соло (1720); 6 сонат для скр. и клавира (1717—23); 6 сюит для влч. соло (ок. 1720); 3 сонаты для виолы да гамба и клавира (1720—21[?]); 7 сонат для фл. (в т. ч. 2 без сопровождения); трио-сонаты.

Для клавира: 7 токкат (ок. 1708—10); «Хроматическая фантазия и фуга» (ок. 1720); «Хорошо темперированный клавир» (Das wohltemperierte Klavier), том 1 (1722), том 2 (1742); 6 англ. и 6 франц. сюит (ок. 1722); 15 инвенций (двухголосных) и 15 симфоний (трехголосных) (1723); 6 партит (1731); «Итальянский концерт» (1735); «Французская увертюра» (партита) (1735); «Гольдберг-вариации» (ок. 1741); фуги, сюиты, каприччо и др.

Для органа: свыше 150 хоральных прелюдий, прелюдии и фуги, токкаты (в т. ч. Токката и фуга d, 1708), фантазии, сонаты, Пассакалья c (1717), Канонические вариации на рождественский хорал Vom Himmel hoch da komm ich her D (1747).

Без указания состава: «Музыкальное приношение» (Musikalisches Opfer, 1747, включает Трио-сонату для фл., скр. и цифр. баса); «Искусство фуги» (Die Kunst der Fuge ок. 1745—50, неоконч.).

Бах (Bach), Карл Филипп Эмануэль («берлинский» или «гамбургский» Б.) (8.3.1714, Веймар, — 14.12.1788, Гамбург). Немецкий композитор, второй сын И. С. Баха [46 в генеалогии семьи Бах]. Учился музыке у своего отца и в Томасшуле, изучал право в Лейпцигском университете. В 1738 занял должность клавесиниста при дворе кронпринца Пруссии, который 2 года спустя стал королем под именем Фридриха II. В обязанности Б. входило участие в придворных концертах и сопровождение выступлений самого короля, игравшего на флейте. В берлинский период Б. создал ряд клавирных сонат и написал знаменитый труд Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen («Руководство к истинному искусству игры на клавире», 1753—62), утвердивший его репутацию крупнейшего педагога и теоретика клавирного искусства. С течением времени Б. стал тяготиться положением придворного музыканта. Однако король долго не желал его отпускать, и лишь в 1767 Б. смог покинуть Берлин, чтобы занять место кантора и музикдиректора в Гамбурге, освободившееся после смерти Телемана. Его новые обязанности заключались в преподавании, исполнении музыки в пяти главных церквах города (ок. 200 выступлений ежегодно), музыкальном оформлении различного рода торжеств. В Гамбурге Б. сочинял церковную и клавирную музыку, а также симфонии и концерты. Как человеку с широким кругозором, ему пришлась по вкусу либеральная интеллектуальная атмосфера города.

По степени прижизненной известности Б. превосходил всех представителей своего рода. Он пользовался всеобщим уважением как автор обобщающего трактата по важнейшим вопросам музыкальной эстетики и практики и как крупнейший северогерманский композитор. Его творчество проникнуто духом чувствительности, который утвердился в немецком искусстве середины XVIII в.; в стилистическом отношении музыка Б. представляет собой связующее звено между барокко и классицизмом (под ее сильным влиянием находились Гайдн и Бетховен). Клавирные сонаты Б., с их «варьированными репризами» и новаторскими методами мотивной работы, стали важным этапом на пути исторического развития жанра. Весьма смелыми для своего времени были и темпераментные фантазии Б. для клавикорда, написанные в нарочито «разорванной», как бы импровизационной форме. Симфонии Б. изобилуют драматически насыщенными паузами, резкими модуляциями, внезапными сменами настроения и фактуры; части в них следуют, как правило, без перерывов. Энергичный темперамент и изобретательность Б. проявились и в его концертах и сонатинах для клавира с оркестром (ряд концертов известен также в авторских обработках для др. инструментов). Богатством контрастов, серьезностью музыкального содержания, разнообразием композиционных приемов характеризуются обе оратории Б. — «Израильтяне в пустыне» и «Воскресение и Вознесение Иисуса». Наследие Б. включает также ряд др. духовных произведений, светские кантаты и песни, сонаты для разных инструментальных составов.

Для клавира: ок. 150 сонат, в т. ч. 6 «Прусских сонат» (1742—43), 6 «Вюртембергских сонат» (1744), 6 сонат «с измененными повторениями» (1760); фантазии, рондо, фуги, вариации, менуэты.

Кам. муз.: свыше 30 сонат для разл. инстр. с облигатным клавиром; 3 квартета для клавира и стр.; 18 сольных сонат; ок. 20 трио-сонат; дуэты; муз. для дух.

Для орк.: ок. 20 симфоний; ок. 50 клавирных концертов; обр. клавирных концертов для разл. инстр.; 12 сонатин для клавира с орк.

Вок. муз.: Магнификат (1749); оратория «Израильтяне в пустыне» (Die Israeliten in der Wüste, 1769); оратория «Воскресение и Вознесение Иисуса» (Auferstehung und Himmelfahrt Jesu, 1780); ода «Утренняя песнь творению» (Morgengesang am Schöpfungsfeste, 1783); пассионы; церк. кантаты и мотеты; светские кантаты; ок. 300 светских и духовных песен и др.

Бахауэр (Bachauer), Джина (21.5.1913, Афины, — 22.8.1976, там же). Британская пианистка родом из Греции. Училась в Афинах, затем у Корто в Париже; занималась также у Рахманинова. Во время второй мировой войны свыше 600 раз выступала с концертами для войск союзников. В 1947 дебютировала в Лондоне, в 1950 — в Нью-Йорке; в последующие годы концертировала во многих странах. Основу репертуара Б. составляла музыка композиторов-романтиков.

Бахианы — см. «Бразильские бахианы».

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011