Бер — Бергонци

Бер (Beer), (Иоганн) Йозеф (18.5.1744, Грюневальд, — 28.10.1812, Берлин). Богемский музыкант, первый в истории выдающийся кларнетист-виртуоз. Гастролировал во многих странах, работал в Париже, Санкт-Петербурге и Берлине (с 1792). Сочинил несколько произведений для кларнета. Иногда его ошибочно отождествляют с австрийским кларнетистом Йозефом Бёром (Böhr, 1770—1819).

Бер (Bär), Олаф (р. 19.12.1957, Дрезден). Немецкий певец (баритон). Учился в Дрездене; в 1966—75 пел в Кройцхоре. На рубеже 1970—80-х приобрел международную известность как один из самых талантливых молодых исполнителей кантатно-ораториального и камерного репертуара (Бах, Шуберт, Шуман, Брамс и др.). На оперной сцене дебютировал в 1981 (Дрезден); с середины 1980-х поет в ведущих театрах мира (среди партий — Граф, Дон Жуан, Гульельмо, Папагено).

Берарди (Berardi), Анджело (ок. 1636, Санта Агата, — 9.4.1694, Рим). Итальянский теоретик и композитор. Служил капельмейстером в соборах Тиволи (1673—79) и Сполето, в церкви Санта-Мария ин Трастевере (Рим). В самом раннем из сохранившихся теоретических трактатов Б., Ragionamenti musicali (1681), рассматриваются вопросы, связанные с происхождением и природой музыки и различных музыкальных стилей. В двух др. трактатах, Documenti armonici (1687) и Miscellanea musicale (1689), обсуждаются принципы контрапункта в музыке XVII в. (во втором из них значительное внимание уделяется второй практике). Б. был плодовитым композитором, сочинял духовную музыку.

Берберян (Berberian), Кэти (4.7.1925, Атлборо, Массачусетс, — 6.3.1983, Рим). Американская певица (меццо-сопрано). Училась в США (в т. ч. искусству пантомимы, индийским и испанским танцам) и Италии. Основу репертуара Б. составляла музыка XX в. Многие композиторы, в т. ч. Кейдж, Хаубеншток-Рамати, Хенце, Пуссёр, Буссотти, сочиняли в расчете на ее необычайно гибкий голос, разностороннюю вокальную технику, изысканную музыкальность, незаурядный актерский дар, чувство юмора и способность одинаково свободно петь на многих языках. В 1950—65 Б. была замужем за Берио; первой исполнила большинство его вокальных сочинений. Часто включала в свои программы старинные арии, произведения традиционного репертуара XVIII—XIX вв., современную развлекательную музыку. Среди немногих оперных партий, исполненных Б., — Вестница («Орфей» Монтеверди) и Октавия (его же «Коронация Поппеи»).

Бер-Вальбрунн (Beer-Walbrunn), Антон (29.6.1864, Кольберг, — 22.3.1929, Мюнхен). Немецкий композитор и педагог. С 1901 преподавал в Мюнхенской академии музыки; среди его учеников — Фуртвенглер и Альфред Эйнштейн. Автор камерно-инструментальных пьес (часто на основе фольклорного материала), вокальных миниатюр (в т. ч. на сонеты Шекспира), оперы «Дон Кихот» (Don Quijote, 1908).

Бервальд (Berwald), Франц (Адольф) (23.7.1796, Стокгольм, — 3.4.1868, там же). Шведский композитор, скрипач, самая крупная фигура в истории шведской музыки. Сын Кристиана Фридриха Георга Б. (1740—1825) — скрипача немецкого происхождения (ученика Ф. Бенды), игравшего в шведском придворном оркестре. В 1812—28 играл в том же оркестре; вероятно, обучался композиции у дирижера оркестра Дюпюи.

В зрелом возрасте Б. отрекся от всех своих ранних сочинений, сделав исключение только для двух партитур: Серенады для тенора и 6 инструментов (1825) и обаятельного Септета (ок. 1828). Между тем ранняя музыка Б. отличается довольно смелым гармоническим языком, обнаруживая несомненное влияние Шпора. Б. всегда стремился к успеху в оперном жанре, однако ни одна из его опер, за исключением «Эстреллы де Сориа» (Estrella de Soria, 1841, пост. 1862), не вызвала интереса у публики. Опера Б. «Царица Голкондская» (Drottningen av Golconda), написанная в 1864, дождалась премьеры только в 1968. По существу, Б. не был оценен у себя на родине.

Наиболее примечательная часть наследия Б. — оркестровые произведения 1840-х, прежде всего 4 симфонии, весьма оригинальные по форме и языку: «Серьезная» (Sérieuse) g-moll, «Капризная» (Capricieuse) D-dur, «Странная» (Singulière) C-dur и «Наивная» (Naïve) Es-dur. При жизни Б. была исполнена только первая из них. Более внимательного отношения современников удостоились камерно-инструментальные произведения Б. — 2 фортепианных квинтета, 4 фортепианных трио, 2 струнных квартета; стилистически они родственны камерной музыке Мендельсона. В 1867 Б. был назначен профессором композиции Шведской королевской академии, однако настоящее признание к его музыке пришло только в XX в. Б. занимался также предпринимательской деятельностью (владел ортопедической больницей, заводами по производству стекла, лесопильней); с 1856 много выступал в печати по социальным вопросам.

Берг (Berg), Альбан (Мария Иоганнес) (9.2.1885, Вена, — 24.12.1935, там же). Австрийский композитор, представитель новой венской школы. В юности получил хорошее домашнее образование и сочинял песни для голоса и фп., однако систематически занялся музыкой только в 1904, став учеником Шёнберга, который сразу распознал в нем большой талант. В тот же период у Шёнберга учился и Веберн. В биографии всех троих первое десятилетие XX в. было отмечено отходом от тональной гармонии в сторону свободной атональности. В Сонате Б. для фп. соч. 1 все еще распознается тональность h-moll; что касается 4 песен соч. 2, то в них тональность едва различима, а Струнный квартет соч. 3 полностью атонален. Обширные масштабы квартета, достигнутые благодаря интенсивной мотивной работе, отличают его от сравнительно коротких ранних атональных опусов Шёнберга и Веберна. Б. посвятил его Елене Наховски (Nahowski), которая в 1911 стала его женой.

В качестве поэтической основы для своего следующего произведения — Пяти песен для сопрано с оркестром соч. 4 — Б. выбрал изысканные миниатюры Петера Альтенберга. В музыке песен сказалось влияние не только Шёнберга и Малера, но и Дебюсси; с другой стороны, в них уже предвосхищается «Воццек», а также додекафония (особенно показательны песни № 3, где дважды использован 12-тоновый аккорд, и № 5 в форме пассакальи). Затем последовала еще одна серия миниатюр — Четыре пьесы для кларнета и фп. соч. 5; после нее Б. вновь обратился к крупной форме в Трех пьесах для оркестра соч. 6. По существу это небольшая экспрессионистская симфония, третья часть которой, Марш, по своим масштабам почти равна двум первым — Прелюдии и Хороводному танцу, — вместе взятым. Пьесы связаны между собой тематически; симфонический масштаб целого обеспечивается, как обычно у Берга, благодаря активной мотивной работе, объектом которой часто служат жанровые элементы бытовой музыки.

В мае 1914 Б. присутствовал на венской премьере пьесы Георга Бюхнера (1813—1837) «Воццек» (ныне это произведение, найденное в бумагах Бюхнера после его смерти, публикуется под исправленным названием «Войцек»). Трагедия одержимого апокалиптическими галлюцинациями солдата вдохновила Б. на создание оперы, отражающей духовную атмосферу начала XX в. Из 23 разрозненных сцен неоконченной пьесы Бюхнера Б. выбрал 15, объединив их в 3 акта по 5 сцен в каждом. Работу над музыкой оперы он начал в 1917, будучи рядовым действующей армии (1915—18), и завершил в 1921. Форма оперы основана на архитектонических принципах инструментальной музыки. Ее 1-й (экспозиционный) акт, 5 сцен которого рисуют разные аспекты отношений Воццека с другими людьми, решен в форме серии характерных пьес. Второй акт, по ходу которого связи героя с внешним миром рушатся, а его возлюбленная Мария изменяет ему, в музыкальном отношении представляет собой симфонию в 5 частях. Наконец, 3-й акт — развязка драмы, завершающаяся гибелью Марии и Воццека, — выполнен в виде серии «инвенций», в каждой из которых разрабатывается та или иная остинатная идея. В гармоническом и мелодическом языке оперы господствует атональная стихия, однако встречаются тональные островки в возвышенно-романтическом (ре-минорный оркестровый реквием по погибшим героям перед последней сценой) или язвительно-пародийном духе. Необычайно широк и спектр приемов вокального письма: от речевого пения до протяженных, выразительных ариозо, местами напоминающих о мелодике Вагнера и Р. Штрауса и об итальянском веризме. Сенсационная мировая премьера «Воццека» п/у Э. Клайбера состоялась в Берлине в 1925; последовавшие за ней постановки в др. крупных центрах (в т. ч. в Ленинграде, 1927) принесли Бергу мировую славу. «Воццек» и сейчас остается одной из самых популярных опер XX в.

Более труден для восприятия трехчастный Камерный концерт для фп., скрипки и 13 духовых, задуманный как приношение Шёнбергу на день его 50-летия. Его форма как в общем плане, так и в частностях основывается на «магическом» числе три, что, по замыслу Б., должно символизировать духовное триединство Шёнберга и двух его учеников. Символами и скрытыми смыслами богата и шестичастная «Лирическая сюита» для струнного квартета. После смерти Б. была опубликована составленная им программа «Лирической сюиты», из которой следует, что в «сюжете» этого произведения, развивающемся от беззаботного Allegretto gioviale первой части и лирического Andante amoroso второй к горестному Largo desolato последней, запечатлена история тайной и запретной любви автора к Ханне Фукс-Робеттин (Fuchs-Robettin). «Лирическая сюита» — первое произведение Б., написанное в серийной технике. Б. пришел к ней значительно позже, чем Шёнберг и Веберн; в своих последующих произведениях он использовал ее свободно, не избегая (в отличие от Веберна) мажорных и минорных трезвучий, а иногда «разбавляя» додекафонную гармонию вкраплениями тональной музыки.

В 1929 Б. приступил к работе над оперой «Лулу» по двум пьесам Франка Ведекинда (1864—1918), в центре которых — фигура неудержимо притягательной и порочной «роковой женщины», характерная для литературы и искусства рубежа веков. Форма «Лулу», как обычно у Б., основана на архитектонических законах и числовой символике; в крупном плане она представляет собой «палиндром», первая половина которого (до середины 3-го акта) рисует возвышение Лулу до положения светской дамы, а вторая — ее падение. Вся музыкальная ткань оперы выводится из одной 12-тоновой серии, фрагменты и варианты которой выступают в функции лейтмотивов отдельных персонажей.

Работа над «Лулу» прерывалась дважды: вначале сочинением концертной арии «Вино», затем — сочинением Концерта для скрипки с оркестром. Последний, задуманный как реквием по юной дочери Альмы Малер-Верфель (отсюда подзаголовок концерта «Памяти ангела»), оказался надгробным памятником композитора самому себе: Б. скоропостижно умер через 4 месяца после завершения Концерта. Третий акт «Лулу» остался неоконченным (Б. успел оркестровать только его начало и заключительную сцену). В 1937 в Цюрихе состоялась премьера оперы без большей части 3-го акта. Черновики находились в распоряжении вдовы Б., которая в конце 1960-х предоставила их Черхе для обработки и инструментовки. Премьера оперы с восстановленным 3-м актом смогла состояться только после ее смерти.

Оперы: «Воццек» (Wozzeck) соч. 7 (1917—21, пост. 1925); «Лулу» (Lulu, 1929—35, неоконч., пост. 1937).

Для орк.: 5 песен для сопр. и орк. соч. 4, сл. Альтенберга (1912); 3 пьесы соч. 6: Прелюд (Präludium), Хороводный танец (Reigen), Марш (Marsch) (1914); Кам. концерт для фп., скр. и 13 дух. (1924—25); 7 ранних песен для гол. с орк. (середина 1900-х — 1928); 3 части из «Лирической сюиты» для стр. орк. (1928); конц. ария «Вино» (Der Wein) для сопр. и орк., сл. Бодлера, пер. Георге (1929), Концерт для скр. с орк. (1935).

Кам. муз.: Соната для фп. соч. 1 (1907—08); Стр. квартет соч. 3 (1910); 4 пьесы для клар. и фп. соч. 5 (1913); Adagio для клар., скр. и фп. (переложение 2-й части Кам. концерта, 1925); «Лирическая сюита» (Lyrische Suite) для стр. квартета (1925—26).

Песни для гол. и фп.: 4 соч. 2 (1909—10); юношеские песни на стихи нем. и австр. поэтов.

Берг (Berg), Гуннар (Йонсен) (11.1.1909, Санкт-Галлен, — 25.8.1989, Берн). Датский композитор. Учился в Копенгагенской консерватории (1936—37) и у Русенберга. Сочинял преимущественно инструментальную музыку. В раннем творчестве придерживался принципов свободной атональности. Под влиянием Мессиана (с которым познакомился в Париже в 1948) и Веберна обратился к серийной технике; его Виолончельная сюита (1950) — первое додекафонное произведение в датской музыке.

Берг (Berg), Йозеф (8.3.1927, Брно, — 26.2.1971, там же). Чешский композитор. В 1946—50 учился в консерватории г. Брно. Начинал как последователь неоклассицизма. В 1950-х испытал влияние моравского фольклора и музыки Яначека, позднее — современных западных течений. В зрелом творчестве Б. преобладает камерная музыка, в т. ч. камерные оперы, в драматургии которых используется принцип «отчуждения» Брехта.

Берга, квартет имени — см. Альбан-Берг-квартет.

Бергамаска (итал. bergamasca, от названия г. Бергамо, Северная Италия). Быстрый итальянский танец XVI—XVII вв. в размере 4/4 и с постоянно повторяющейся фигурой гармонического сопровождения I—IV—V—I, часто служившей основой для вариаций. «Бергамасская сюита» Дебюсси не связана с жанром Б.

«Бергамасская сюита» (Suite bergamasque). Произведение Дебюсси для фп. (1890). Части сюиты: Прелюдия, Менуэт, «Лунный свет» (Clair de lune), Паспье.

Берганса (Berganza), Тереса (р. 16.3.1935, Мадрид). Испанская певица (меццо-сопрано). Училась в Мадридской консерватории и у Лолы Родригес Арагон (Rodríguez Aragón). В 1957 выступила в роли Дорабеллы на Экс-ан-Прованском фестивале, в 1958 — в роли Керубино в Глайндбёрне, тогда же дебютировала в США (на сцене Далласской оперы). Одна из самых популярных оперных певиц 1960—80-х, мастерски и артистично, с тонким пониманием стиля музыки и оттенков текста исполняла партии Керубино, Церлины, Сикста («Милосердие Тита» Моцарта), Розины, Золушки, Кармен и др. В центре камерного репертуара Б. — старинные арии и музыка испанских композиторов (Гранадоса, де Фальи и др.).

Берггрен (Berggreen), Андреас Петер (2.3.1801, Копенгаген, — 8.11.1880, там же). Датский фольклорист, педагог, композитор. Собрал и издал 2 тома датских народных песен; сочинил множество песен, светских и духовных хоров. Преподавал музыкально-теоретические дисциплины; среди его учеников — лидеры датского музыкального романтизма Гаде и Хайсе.

Бергенский международный фестиваль (Норвегия). Ежегодный летний фестиваль искусств, основанный в 1953. В программах — концерты симфонической, духовной, джазовой музыки, камерные концерты в доме Грига.

Бергер (Berger), Артур (Виктор) (р. 15.5.1912, Нью-Йорк). Американский композитор, педагог, музыковед. Учился в Нью-Йоркском университете и в Гарварде у Пистона; преподавал в различных учебных заведениях, в т. ч. в Миллс-колледже и Брандейсском университете. До 1940-х придерживался неоклассицистского направления; с течением времени фактура пьес Б. становилась все более «пуантилистической» (по Бэббитту — «диатонически-вебернианской»). В 1957 обратился к додекафонии и вскоре разработал оригинальную технику «ячеек» (cellular technique). Сочиняет немного, главным образом инструментальную музыку. Автор книг и статей по вопросам музыки XX в.

Бергер (Berger), Вильгельм (Райнхард) (9.8.1861, Бостон, — 15.1.1911, Йена). Немецкий композитор и дирижер. Учился в Берлинской ВМШ. В 1899 стал дирижером Берлинского музыкального общества, позднее — придворным капельмейстером в Майнингене. Как композитор приобрел известность хоровыми и камерными опусами в стиле Брамса.

Бергер (Berger), Людвиг (18.4.1777, Берлин, — 16.2.1839, там же). Немецкий композитор, пианист, педагог. Жил в Санкт-Петербурге и Лондоне, затем обосновался в Берлине. Автор фортепианного концерта, сонат и этюдов. Оказал заметное влияние на Мендельсона, который обучался у Б. игре на фп.

Бергер (Berger), Теодор (18.5.1905, Трайсмауэр, — 21.8.1992, Вена). Австрийский композитор. Учился в Вене у Корнгольда и Ф. Шмидта; долгое время жил в Берлине. Писал в позднеромантическом стиле; некоторые его оркестровые произведения исполнял Фуртвенглер.

Бергер (Berger), Эрна (19.10.1900, Дрезден, — 14.6.1990, Эссен). Немецкая певица (лирическое сопрано). Училась в Дрездене, там же в 1925 дебютировала на оперной сцене. В 1929—33 пела небольшие роли в Байройте. В 1934 поступила в труппу Берлинской гос. оперы и дебютировала в Ковент-Гарден (Марцеллина [«Фиделио» Бетховена]). В 1949—51 — солистка Метрополитен-опера, где с особым успехом исполняла партию Софи. Славилась также как исполнительница моцартовских ролей (Блонда, Церлина, Царица ночи) и камерная певица. В 1955 оставила сцену и до 1968 преподавала пение (среди учеников — Штрайх).

Берглунд (Berglund), Пааво (р. 14.2.1929, Хельсинки). Финский дирижер. С 1949 — скрипач в СО Финского радио. В 1952 — один из основателей Хельсинкского камерного оркестра. В 1962—71 возглавлял СО Финского радио, в 1972—79 — Борнмутский СО, в 1975—79 — Хельсинкский ФО, в 1987—91 — Стокгольмский ФО, с 1993 — Королевский датский оркестр в Копенгагене. Дирижировал ведущими оркестрами Европы и Северной Америки. Основу репертуара Б. составляет музыка Сибелиуса.

Бергман (Bergmann), Карл (12.4.1821, Эберсбах, — 16.8.1876, Нью-Йорк). Американский дирижер и виолончелист немецкого происхождения. В 1855—76 возглавлял оркестр Нью-Йоркского филармонического общества (будущий Нью-Йоркский ФО); одним из первых познакомил публику США с музыкой Листа, Берлиоза, Вагнера, Чайковского.

Бергман (Bergman), Эрик (Вальдемар) (р. 24.11.1911, Усикарлепю). Финский композитор. Учился в Хельсинки, в Берлине у Тиссена (1937—39) и в Асконе у Фогеля (1949—50). По возвращении в Финляндию работал как музыкальный критик, преподавал (с 1963 — в Хельсинкской академии музыки). Под влиянием Фогеля отошел от тональной позднеромантической манеры письма и обратился к серийной технике; его Espressivo для фп. (1952) и «Три фантазии» для кларнета и фп. (1954) — первые додекафонные произведения в финской музыке. С конца 1960-х ведущее место в творчестве Б. заняла более свободная техника с элементами импровизации и ограниченной алеаторики. В музыке Б. многообразно отразился его интерес к ритуально-магической стороне неевропейских музыкальных культур. Значительная часть его произведений предназначена для хора (преимущественно мужского) a cappella или в сопровождении оркестра, а также для камерных ансамблей, главным образом с участием духовых и ударных; среди оркестровых сочинений — Simbolo (1960), Colori ed improvvisazioni (1973), насыщенные драматическими перипетиями концерты 1980-х. Творческий опыт Б. обобщен в его главном произведении — опере «Поющее дерево» (швед. Det sjungande trädet, 1988, пост. 1995, Хельсинки).

Бёргон (Burgon), Джеффри (р. 16.7.1941, Хемблдон). Английский композитор. После окончания Гилдхоллской школы по классу композиции Беркли выступал как джазовый трубач. В своей музыке использует разнообразные современные техники и методы композиции. Автор ряда хоровых партитур, отмеченных влиянием старинной английской духовной музыки (Think on Dredful Domesday, 1969; Veni Spiritus, 1979; Laudate Dominum, 1980; But Have Been Found Again, 1983). Среди др. произведений — опера «Трудные времена» (Hard Times, по Диккенсу, 1991), Фортепианный концерт (1997). Сочиняет для кино и ТВ.

Бергонци (Bergonzi), Карло (1683[?], Кремона[?], — 1747, там же). Итальянский мастер смычковых инструментов. Многие его скрипки выдерживают сравнение с творениями его современников Страдивари и Джузеппе Гуарнери (дель Джезу). После 1720, по-видимому, работал один. Лучшие инструменты Б. с характерными изящными симметричными завитками и обильным лаковым покрытием изготовлены в 1730-х. Его сын Микеланджело (ок. 1722 — после 1758) работал в манере отца, однако использованный им лак по качеству хуже отцовского.

Бергонци (Bergonzi), Карло (р. 13.7.1923, Полизене). Итальянский певец (тенор). Учился в Парме и в миланской Консерватории им. Бойто. Начинал карьеру как баритон (дебютировал в 1948 в Лечче ролью Фигаро [Россини]); теноровые партии исполнял с 1951 (Андре Шенье в Бари). В 1953 дебютировал в Ла Скала, в 1956 — в Ковент-Гарден и Метрополитен-опера. Своими успехами в центральных партиях из опер Верди и Пуччини (Герцог, Манрико, Альваро, Ричард, Радамес, Каварадосси, Пинкертон) обязан не только красивому голосу и природной музыкальности, но и высокой интеллектуальной культуре и утонченному вкусу. В 1991 завершил исполнительскую деятельность.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011