Бендикс — Бер

Бендикс (Bendix), Виктор (Эмануэль) (17.5.1851, Копенгаген, — 5.1.1926, там же). Датский композитор и дирижер. Основал (1897) и возглавлял Копенгагенские филармонические концерты. Автор фортепианных пьес и симфоний, среди которых выделяется 2-я, соч. 20 — «Лето в южной России» (Sommerklange fra Sydrusland, 1888).

Бендинелли (Bendinelli), Чезаре (?, Верона, — 1617, Мюнхен[?]). Итальянский трубач. С 1567 — в Вене; с 1580 — главный придворный трубач в Мюнхене. Автор первой в истории школы игры на трубе (Tutta l’arte della trombetta, ок. 1614), в которую включены самые ранние известные пьесы для регистра кларино, датированные 1584—88.

Бендль (Bendl), Карел (16.4.1838, Прага, — 20.9.1897, там же). Чешский композитор и дирижер. Учился в Пражской органной школе. С 1865 — дирижер пражского хорового общества Глагол (Hlahol). Работал органистом и хормейстером в пражских церквах, дирижировал в Праге (в т. ч. в оперных театрах) и др. городах, преподавал композицию в Пражской консерватории (1894—97). Автор ок. 300 хоровых произведений (выделяется кантата «Шванда-волынщик» [Švanda dudák], 1881) и ок. 140 песен, стилистически родственных музыке Мендельсона и Сметаны. Сочинил также 11 опер (среди которых — большие оперы в мейерберовском духе «Лейла» [Lejla, 1868] и «Черногорцы» [Černohorci, 1881] и трагическая опера «Дитя Табора» [Dítě Tábora, 1886—88]), балет, ряд пьес для различных инструментов.

Беневентанское пение. Традиция одноголосного церковного пения, существовавшая на юге Италии в X—XIII вв.; вероятно, предшествовала распространению в этом регионе григорианского пения. Рукописи сосредоточены главным образом в г. Беневенто. Рубрики, тексты и напевы фигурируют в них вместе с соответствующими вариантами из григорианского (римского) богослужения VII в., что свидетельствует о самостоятельности Б. п. (или старобеневентанского пения). Напевы Б. п. статичны и содержат много повторов; их звукоряд обычно не выходит за рамки 4—5 ступеней.

Беневоли (Benevoli), Орацио (19.4.1605, Рим, — 17.6.1672, там же). Итальянский композитор. Служил капельмейстером в различных церквах Рима; в 1644—45 работал в Вене, после чего вернулся в Рим и вскоре возглавил Капеллу Юлия. Наследие Б. состоит из полифонической духовной вокальной музыки. Некоторые его произведения выдержаны в традициях Палестрины; другие, в соответствии с духом времени, предназначены для нескольких хоров (cori spezzati, см. Антифонное пение), а их язык тяготеет к мажороминорной тональности. Долгое время Б. ошибочно считался автором 53-голосной «Зальцбургской мессы» (Missa salisburgensis), которую, по-видимому, написал Бибер (ок. 1682).

Бенедетти (Benedetti), Пьетро (ок. 1585, Флоренция, — после 14.7.1649, там же). Итальянский композитор, священник. Был придворным капелланом во Флоренции, а после 1630 — каноником флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Сольные вокальные пьесы Б., обнародованные в виде 3 книг под общим заглавием Musiche (1611—17), могут служить иллюстрацией крайностей музыкального маньеризма начала XVII в.: их стиль характеризуется обилием острых, часто неприготовленных диссонансов и необычных гармонических последований, частыми нарушениями ритмической регулярности и внезапными переходами от пения к декламации.

Бенедетти (Benedetti), Франческо Мария (1683, Ассизи, — 1746, там же). Итальянский композитор, монах-францисканец. В 1713—16 и после 1729 был соборным капельмейстером в Ассизи; служил также в Турине и Аосте. Автор многочисленных, часто весьма масштабных литургических композиций, стилистически родственных церковной музыке Вивальди.

Бенедетти Микеланджели (Benedetti Michelangeli), Артуро (5.1.1920, Брешиа, — 12.6.1995, Лугано). Итальянский пианист. Учился в Миланской консерватории. В 1939 стал победителем международного конкурса в Женеве. В 1946 дебютировал в Лондоне, 2 года спустя — в США. Игра Б. М. характеризовалась исключительным богатством пианистических красок и сочетанием романтического темперамента с классической уравновешенностью; он славился прежде всего как интерпретатор Д. Скарлатти, Бетховена, Шопена, Брамса, Дебюсси. Преподавал в Болонье, Венеции, вел классы высшего исполнительского мастерства; среди его учеников — Демус, Клин, Поллини, Аргерих.

Бенедикт (Benedict), сэр Джулиус (27.11.1804, Штутгарт, — 5.6.1885, Лондон). Английский композитор и дирижер немецкого происхождения. Среди его учителей — Гуммель, Вебер (1821—24) и Барбайя. Прежде чем обосноваться в Лондоне (1835), работал оперным дирижером в Неаполе. В 1838—48 дирижировал спектаклями театра Друри-Лейн, после 1852 — Театра Ее Величества. В 1845—78 регулярно выступал с концертами на фестивалях в Норуиче. Автор итальянских и английских опер, эпигон Россини. Огромной популярностью среди британской публики пользовалась опера Б. «Лилия из Килларни» (The Lily of Killarney, 1862). Среди др. произведений — кантата «Легенда о св. Цецилии» (The Legend of St Cecilia, 1866), оратория, 2 симфонии, 2 фортепианных концерта, инструментальные пьесы.

Benedictus (бенедиктус, лат. «благословен»). Фрагмент Sanctus — 4-й части ординария католической мессы, — исполняемый между первым и вторым возглашениями «Осанна в вышних!» (Hosanna in excelsis). Поется на текст: Benedictus qui venit in nomine Domini («Благословен Грядущий во имя Господне», Мф. 21:9). Известен с VII в.; в многоголосных мессах, начиная с эпохи Возрождения, обычно представляет собой самостоятельный раздел, часто для неполного исполнительского состава.

В православном богослужении «Благословен» входит в состав евхаристического канона. Со слова «благословен» начинаются также четыре библейские песни — Давида, Азарии, Трех отроков и Захарии.

Benedicite (бенедиците, лат. «благословите»). Библейская песнь трех отроков («Благословите, все дела Господни, Господа…», Дан. 3:57 и далее). В католической церкви исполняется как респонсорное песнопение во время субботней мессы в дни Рождественского и Великого постов и на воскресной утрене, в англиканской церкви — ежедневно в дни Великого поста.

Бёнер (Böhner), (Иоганн) Людвиг (8.1.1787, Тоттельштедт, — 28.3.1860, Гота). Немецкий пианист, дирижер, композитор, педагог. Учился в Эрфурте, занимался у Шпора. Автор многочисленных виртуозных фортепианных пьес, произведений для оркестра (в т. ч. эффектных концертных увертюр) и опер, в музыке которых широко использован фольклор (в этом отношении Б. явился предшественником Вебера). После 1830 не сочинял. Колоритная фигура Б. — прототип капельмейстера Крейслера, одного из центральных персонажей прозы Э. Т. А. Гофмана.

Бенет (Benet), Джон (творил между 1420 и 1450[?]). Английский композитор. По-видимому, после 1443 служил хормейстером в лондонской церкви св. Антония и был членом Лондонской гильдии приходских священников. От него сохранились 3 полные мессы (одна из них приписывается также Данстейблу и Леонелу Пауэру, авторство второй вызывает сомнения), отдельные части месс, 3 изоритмических мотета. В ранних произведениях Б. есть технические погрешности, однако в поздних ему удается добиться гармонической ясности и ритмической плавности, присущих зрелому стилю Данстейбла.

Бенинкори (Benincori), Анджело Мария (28.3.1779, Брешиа, — 30.12.1821, Бельвиль). Итальянский композитор. Ученик Чимарозы. Пытался сделать карьеру оперного композитора в Париже, однако лишь одна из его 7 опер, «Аладин» (Aladin, 1821), имела успех. Большей ценностью обладают его камерно-инструментальные произведения, написанные под влиянием Гайдна.

Беннетт (Bennett), Джон (между 1575 и 1580 — не ранее 1614). Английский композитор. Вероятно, происходил из графства Ланкашир. Судя по единственной публикации Б., сборнику четырехголосных мадригалов (Madrigalls to Foure Voyces, 1599), был выдающимся мастером; среди его мадригалов есть как легкие полифонические канцонетты, родственные пьесам Морли, так и пьесы более возвышенного стиля, напоминающие музыку Дауленда (к последнему типу относится самый известный мадригал Б. O sleep, fond fancie).

Беннетт (Bennett), сэр Ричард Родни (р. 29.3.1936, Бродстейрс). Английский композитор и пианист. К 16 годам был автором додекафонных сочинений. В 1953—57 учился в КМК (среди учителей — Беркли); продолжил обучение в Париже у Булеза (1957—59). В 1960-х отошел от серийной техники и обратился к более традиционным манерам письма. В некоторых произведениях тяготеет к позднему романтизму или к экспрессионизму в духе Берга (оперы «Серные рудники» [The Mines of Sulphur, 1965], «Пенни за песенку» [A Penny for a Song, 1967], «Победа» [Victory, 1970]), в других отдает дань джазу. Автор произведений для оркестра, концертов для различных инструментов, вокальных циклов, музыки для детей и др. Много работает в области киномузыки. Выступает как джазовый пианист.

Беннетт (Bennett), Роберт Расселл (15.6.1894, Канзас Сити, — 18.8.1981, Нью-Йорк). Американский аранжировщик популярной музыки, композитор, дирижер. В конце 1920-х учился в Париже у Буланже. Работал аранжировщиком в театрах Бродвея (за 40 лет оркестровал ок. 300 мюзиклов). Сочинял музыку для кино и «симфонические картины» на основе произведений Керна, Гершвина и др. Оригинальные композиции Б. (среди которых есть и симфонии) примечательны не столько качеством музыкального материала, сколько мастерством инструментовки. Его опера «Мария Малибран» (о жизни великой певицы XIX в.) ставилась в Нью-Йорке в 1935.

Беннетт (Bennett), сэр Уильям Стерндейл (13.4.1816, Шеффилд, — 1.2.1875, Лондон). Английский композитор, самая крупная фигура в британской музыке XIX в. Учился в КАМ (скрипка, фп., композиция). Его 1-й концерт для фп. с оркестром (1832) удостоился высокой оценки Мендельсона и др. видных музыкантов. В 1835 и 1836 исполнил в Филармоническом обществе концерты № 2 и 3. В те же годы дважды выезжал в Германию; в лейпцигском Гевандхаузе сыграл свой 3-й концерт и продирижировал увертюрами «Наяды» (The Naiads, 1836) и «Паризина» (Parisina, 1835). Шуман откликнулся на выступления Б. восторженной рецензией и посвятил ему «Симфонические этюды». С 1837 Б. преподавал в КАМ. Продолжал выступать как пианист (в т. ч. в ежегодных сезонах камерной музыки, которые он организовал в 1842). В 1849 основал Английское баховское общество; в 1854 провел первое в Англии исполнение «Страстей по Матфею» Баха. В 1855 сменил Вагнера в качестве дирижера Филармонического общества. В 1856 стал профессором музыки Кембриджского университета. В 1866 возглавил КАМ; в 1871 был возведен в рыцарское достоинство.

Эстетическим идеалом для Б. была музыка Моцарта, в которой он видел воплощение классической уравновешенности; из композиторов-романтиков он предпочитал Мендельсона. В его наследии наиболее интересны очаровательные юношеские фортепианные концерты (всего 5, 1832—38) и концертные увертюры. Песни Б. (в т. ч. популярный «Ласкающий ветерок» [Gentle Zephyr]) стилистически родственны вокальным миниатюрам лейпцигских романтиков. Среди др. произведений — 6 симфоний (1832—64), оратория, кантата, хоры. Б. весьма сильно повлиял на целое поколение воспитанников КАМ, ориентируя их в консервативном направлении. У Б. учился Салливен.

Бентсон (Bentzon), Нильс Вигго (24.8.1919, Копенгаген, — 25.4.2000, Фредериксберг). Датский композитор, пианист. Учился в Датской королевской консерватории (Копенгаген), там же преподавал с 1950 по 1988 (среди учеников — Абрахамсен, Ф. Мортенсен). Плодовитый композитор, автор оперы «Фауст-3» (Faust III, 1964), нескольких балетов, многочисленных симфоний, концертов, фортепианных сонат, прелюдий и фуг, струнных квартетов. Стиль Б. складывался под влиянием Нильсена и раннего Хиндемита; в более позднем творчестве он использует серийную технику и элементы джаза. Написал первый учебник додекафонии на датском языке (1953). Был известен также как художник, поэт, прозаик и публицист.

Бенуа (Benoit), Петер (Леонард Леопольд) (17.8.1834, Харлебеке, — 8.3.1901, Антверпен). Бельгийский композитор, дирижер, педагог. Учился в Брюссельской консерватории у Фетиса. Некоторое время жил и работал в Германии и Париже; в 1860-х обосновался в Антверпене. В 1867 основал Фламандскую школу музыки (с 1898 — Фламандская королевская консерватория); участвовал в организации Фламандской оперы. Среди произведений Б. преобладают кантаты, оратории и духовные хоры. Будучи поборником фламандского национального духа, в своем творчестве опирался на фольклор.

Бенуа (Benoist), Франсуа (10.9.1794, Нант, — 6.5.1878, Париж). Французский органист и педагог. Учился в Парижской консерватории (лауреат Римской премии 1815). В 1819—75 преподавал там же игру на органе; среди его учеников — Алькан, Франк, Бизе, Сен-Санс.

Бенуччи (Benucci), Франческо (ок. 1745, ?, — 5.4.1824, Флоренция). Итальянский певец (бас). С 1783 пел в Вене; зарекомендовал себя как ведущий исполнитель буффонных ролей. В премьерном спектакле оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786) спел заглавную партию, в первой венской постановке его же оперы «Дон Жуан» (1788) — роль Лепорелло.

Бен-Хаим (Ben-Haim), наст. имя и фам. Франкенбургер (Frankenburger), Пауль (5.6.1897, Мюнхен, — 14.1.1984, Тель-Авив). Израильский композитор. В 1915—20 учился в Мюнхенской академии музыки; в 1924—31 работал дирижером в Аугсбурге. В 1933 поселился в Палестине. В произведениях, написанных после репатриации, стремился к синтезу традиционной ближневосточной и западной музыки. Среди произведений — 2 симфонии военных лет, симфония «Сладкогласный псалмопевец Израиля» (The Sweet Psalmist of Israel, 1953), концерты для скрипки (1960) и виолончели (1962) с оркестром, струнный квартет (1937), хоры, обработки еврейских народных мелодий и др. Среди учеников Б.-Х. — Авни, Оргад, Шерифф.

Бенчини (Bencini), Пьетро Паоло (ок. 1670, ?, — 6.6.1755, Рим). Итальянский композитор. Служил церковным капельмейстером в Риме (с 1743 — в Капелле Юлия). Автор нескольких ораторий и множества произведений в др. жанрах церковной музыки.

Его родственниками были римский композитор Антонио Б. (творил в 1730—42) и флорентийский композитор Джузеппе Б. (творил в 1723—27).

Беншуа (Binchois), собств. Жиль де Бен (Gilles de Bins) (ок. 1400, Монс[?], — 20.9.1460, Суаньи). Франко-фламандский композитор, один из трех ведущих музыкантов 1-й половины XV в. (двое других — Дюфаи и Данстейбл). С 1419 — церковный органист в Монсе. В 1423 получил разрешение выехать в Лилль; вскоре после этого, по-видимому, поступил на службу к Уильяму Поулу (Pole), графу Саффолкскому. Со 2-й половины 1420-х — в придворной капелле герцога Бургундского. Ок. 1437 стал секретарем двора. Владел пребендами в Брюгге, Монсе, Касселе и Суаньи. В 1452 был назначен настоятелем собора св. Винцента в Суаньи; до конца жизни продолжал получать пансион от бургундского двора.

В настоящее время Б. обычно воспринимается лишь как современник Дюфаи; между тем он пользовался репутацией независимого творца, а его музыка была почти так же популярна, как и произведения Дюфаи. Шесть песен Б. сохранились в переложении для клавира; теноровые партии двух или трех из них использовались для «низких танцев» (бас-данс). В середине и 2-й половине XV в. произведения Б. неоднократно служили основой для пародий, среди которых выделяются месса Окегема De plus en plus, месса Бидингема Dueil angoisseux и анонимный мотет Esclave puist il devenir. Многие композиции Б. известны по единичным источникам, происходящим главным образом не из Бургундии, а из Южной Европы, что косвенно свидетельствует либо об утрате значительной части наследия Б., либо о том, что она существует анонимно. Песни Б. (преимущественно рондо [1]) продолжают изысканную куртуазную традицию. Их словесный текст исполняется верхним голосом на фоне выдержанных длительностей в партиях тенора и контратенора, которые располагаются ниже основного голоса в пределах квинты. Для стиля песен Б. характерны изящные мелодии, несложные ритмы и тщательно уравновешенные фразы. Его духовная музыка стилистически более консервативна. Не сохранилось ни одной полной мессы Б.; некоторые из дошедших до нас частей месс можно объединить попарно по сходству музыкального материала. Б. сочинил лишь один изоритмический мотет, а значение некоторых его небольших духовных пьес ограничивается их богослужебной функцией.

Духовная муз.: 3 пары Gloria—Credo; 5 пар Sanctus—Agnus Dei; 12 отд. частей месс; свыше 30 др. произв.

Светская муз.: ок. 50 рондо; несколько танц. пьес; Fille à marier, мотет.

Бер (Beer), Иоганн (28.2.1655, Санкт-Георг, — 6.8.1700, Вайсенфельс). Австро-немецкий композитор и теоретик. Был певцом, позднее концертмейстером при герцогских дворах в Галле и Вайсенфельсе. Музыка Б. ничем не примечательна, однако он заслуживает внимания как плодовитый композитор и автор любопытных трактатов о музыке и музыкальном исполнительстве (Musicalische Discurse и др.).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011