Бертранд Авиньонский — Бизе

Бертранд Авиньонский — см. Ферагют.

Бёртуисл (Бёртуистл, Бётуисл, Birtwistle), сэр Харрисон (р. 15.7.1934, Эккрингтон, близ Манчестера). Английский композитор. В 1952—55 учился у Холла в Манчестерском королевском музыкальном колледже; вместе со своими соучениками П. М. Дэвисом и А. Гёром организовал Манчестерскую группу новой музыки. Посещал летние курсы новой музыки в Дармштадте. Играл на кларнете в Ливерпульском королевском ФО, преподавал в колледжах; в 1975—84 — музыкальный директор Нац. театра (National Theatre). Склонность Б. к своеобразной ритуальной условности и первобытной брутальности в музыке сближает его со Стравинским и с Варезом (характерна кровавая трагикомедия «Панч и Джуди», в сюжете и музыке которой запечатлены дикие, внесоциальные формы поведения). Среди др. источников творчества Б. — Веберн, Мессиан, средневековая музыка, особенно Гийом де Машо. В произведениях Б. 1970-х («Триумф времени» для оркестра и др.) «блоки», составляющие музыкальную форму, проходят долгий путь медленных и постепенных преобразований. В ряде партитур Б. развитие исходной идеи осуществляется на фоне сложной системы взаимосвязанных пульсаций и прерывается непредсказуемыми событиями (Silbury Air; …agm… и др.). Б. широко пользуется приемом варьированного остинато и манипуляциями со случайными числами. Одно из его самых значительных произведений, опера «Маска Орфея», представляет собой многослойную интерпретацию древнего мифа.

Оперы: «Панч и Джуди» (Punch and Judy, 1968); «Вниз по Гринвудской стороне» (Down by the Greenwood Side); «Маска Орфея» (The Mask of Orpheus, 1986); «Раз, два, три» (Yan Tan Tethera, 1986); «Сэр Гауэйн и Зеленый Рыцарь» (Sir Gawain and the Green Knight, 1991); «Вторая жена Конга» (The Second Mrs Cong, 1994); «Тайная Вечеря» (The Last Supper, 2000).

Для симф. и кам. орк.: Chorales (1963); Tragoedia (1965); Nomos (1968); «Строфы для ансамблей» (Verses for Ensembles, 1969); «Воображаемый пейзаж» (An Imaginary Landscape, 1971); «Триумф времени» (The Triumph of Time, 1972); Grimethorpe Aria, мед. дух. (1973); Melencolia I, клар., арфа, стр. (1976); Silbury Air (1977); Carmen Arcadiae Mechanicae Perpetuum (1977); «Тихое движение» (Still Movement, 1984); «Тайный театр» (Secret Theatre, 1984); «Танцы Земли» (Earth Dances, 1986); «Бесконечный парад» (Endless Parade), труба и орк. (1987); «Путешествие Гауэйна» (Gawain’s Journey, 1991); Antiphonies, фп. и орк. (1993); Panic, сакс., уд. и дух. (1995); Slow Frieze, фп. и анс. (1996); «Исход» (Exody, 1998).

Вок. муз.: «Монодия для Корпус Кристи» (Monody for Corpus Christi), сопр., фл., влт., скр. (1959); «Антракты и фрагменты на слова Сафо» (Entr’actes and Sappho Fragments), сопр. и 6 инстр. (1964); «Звони в беззвучные колокола» (Ring a Dumb Carillon), сопр., клар. и уд. (1965); Кантата, сопр. и 6 инстр. (1969); «Нения: смерть Орфея» (Nenia: the Death of Orpheus), сопр. и 5 инстр. (1970); «Меридиан» (Meridian), м.-сопр., хор сопр. и 13 инстр. (1971); «Поля скорби» (The Fields of Sorrow), 2 сопр., хор и 16 инстр. (1972); «Пляж» (La plage), сопр. и 5 инстр. (1972); …agm…, хор и малый орк. (1979); «На призрачном пороге ночи» (On the Sheer Threshold of the Night), 16 гол. (1980); «Четыре осенние песни» (4 Songs of Autumn), сопр. и кам. анс. (1987); Pulse Shadows, сопр., стр. квартет, инстр. анс. (1996); «Женщина и заяц» (The Woman and the Hare), сопр., чтец, инстр. анс. (1999).

Др. произв.: «Рефрены и хоры» (Refrains and Choruses), дух. квинтет (1957); Précis, фп. (1960); «Стихи» (Verses), клар. и фп. (1965); «Хронометр» (Chronometer), магн. (1972); For O, For O, the Hobby-Horse is Forgot, церемония для 6 ударников (1976); Квинтет для клар. и стр. (1980); Pulse Sampler для гоб. и клав. (1981); 9 пьес для стр. квартета (Nine Movements for String Quartet, 1991—96) и др.

Муз. для театра и кино.

Берхем (Бершем, Berchem), Жак(е) де (ок. 1505, Берхем, близ Антверпена, — до 2.3.1567, Монополи). Фламандский композитор. В 1530-х обосновался в Венеции; там же были опубликованы 3 книги его мадригалов (1546, 1555, 1561). С 1546 служил соборным хормейстером в Вероне; последние годы, возможно, провел в Ферраре. Мадригалы Б. принадлежат к примечательным ранним образцам жанра. Возможно, его «Каприччо» (Capriccio) на слова из поэмы Ариосто «Неистовый Роланд» — первый в истории мадригальный цикл (в нем использована 91 строфа поэмы). Ранние пятиголосные мадригалы Б. выдержаны в стиле традиционной нидерландской полифонии; в более поздних (преимущественно четырехголосных) пьесах широко используются силлабический стиль пения (1 звук на 1 слог текста), аккордовая фактура и ритмические фигуры мелкими длительностями. Более традиционны др. светские и церковные произведения Б. — шансон, мессы (2), мотеты (не менее 9).

Бёрченша (Бёрченшоу, Беркеншоу, Birchensha, Berchenshaw, Berkenshaw, Birkenshaw), Джон (начало XVII в., ?, — похоронен 14.5.1681, Лондон). Английский теоретик музыки и композитор. Преподавал в Лондоне игру на виоле и композицию. Придерживался рациональной, научной установки по отношению к музыке, о чем свидетельствуют его теоретический труд Templum musicum (1664) и предисловие к трактату Сэлмона An Essay to the Advancement of Musick (1672). Намеревался написать книгу о философских, математических и практических аспектах музыкального искусства. Его фантазии-сюиты — фрагментарные пьесы в декламационном стиле, сочиненные под явным влиянием У. Лоуса.

Бесконечная мелодия (нем. unendliche Melodie). Длительный, не расчленяемый цезурами и кадансами процесс развертывания музыкальной ткани, характерный в особенности для музыкальных драм Вагнера «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга», «Парсифаль». Гармоническую основу Б. м. составляют напряженные, неустойчивые созвучия, разрешение которых постоянно откладывается. Б. м. как формообразующий принцип явилась результатом преодоления номерной структуры традиционной оперы с ее замкнутыми формами — ариями, ансамблями, хорами, танцами и т. п.

Бесконечный канон (лат. canon perpetuus). Канон (1), в котором развитие темы приводит к ее началу, вследствие чего пьеса может исполняться неопределенное число раз. Два Б. к. есть в «Музыкальном приношении» Баха. Форма Б. к. часто использовалась в пьесах юмористического содержания. Синоним — круговой канон. См. также Кэтч; Раунд; Рота.

Беслер (Besler), Самуэль (15.12.1574, Бриг, ныне Бжег, — 19.7.1625, Бреслау, ныне Вроцлав). Немецкий композитор, ведущая фигура музыкальной жизни Бреслау начала XVII в. Служил кантором церкви св. Бернгарда. В его наследии сборники несложных рождественских гимнов и застольных молитв (1602—15) соседствуют с крупными двуххорными композициями, предназначенными для официальных торжеств. Пассионы Б. занимают срединное положение между «старым» и «новым» стилями; в хоровых сценах его «Страстей по Марку» и «Страстей по Луке» заметны элементы театрализации, что сближает их с пассионами Шютца.

Его брат Симон (1583—1633) — композитор, сочинял церковную музыку.

Бесселер (Besseler), Генрих (2.4.1900, Дортмунд-Хёрде, — 25.7.1969, Лейпциг). Немецкий музыковед. Ученик Вилибальда Гурлитта, Г. Адлера и др. Преподавал в университетах Фрайбурга, Хайдельберга, Йены, Лейпцига (в 1956—65). Автор фундаментального труда Die Musik des Mittelalters und der Renaissance («Музыка средневековья и Возрождения», 1931), в котором история музыки впервые рассматривается в контексте истории идей. Другие труды Б. посвящены творчеству Баха, истории инструментов и музыкального исполнительства, иконографии музыкальной (он был одним из редакторов серии Musikgeschichte in Bildern [«История музыки в картинах»], которая начала издаваться в 1961). Огромная и разносторонняя эрудиция и глубокое понимание этической функции искусства и музыкальной науки делают Б. одним из самых значительных музыковедов-мыслителей XX в.

«Бессмертный час» (The Immortal Hour). Музыкальная драма в 2 актах Боутона на собственное либретто по кельтским легендам в обработке Уильяма Шарпа (Sharp, псевдоним Фиона Маклеод [Macleod]) (1914, Глэстонбери).

Бессон (Besson). Франко-английская фирма по производству медных духовых инструментов. Основана в Париже ок. 1838 Гюставом Огюстом Бессоном (1820—1875); в 1851 открылся лондонский филиал. Г. О. Бессон усовершенствовал конструкцию инструментов и изобрел систему сердечников, позволившую наладить серийное производство одинаковых инструментов (1856). Ок. 1882 французское отделение фирмы стало называться Фонтен-Бессон (Fontaine-Besson). Им были произведены, в частности, первая малая труба in G (1885), «вагнеровская» басовая труба in C, ширококанальная труба in B (первая труба in B современного типа).

Бест (Best), Уильям Томас (13.8.1826, Карлайл, — 10.5.1897, Ливерпуль). Английский органист. Гастролировал по всей Великобритании; пользовался огромной популярностью как виртуоз-импровизатор, а также как исполнитель Баха.

Бетховен (Beethoven), Людвиг ван (крещен 17.12.1770, Бонн, — 26.3.1827, Вена). Немецкий композитор, представитель венской классической школы. Учился у своего отца, певчего Придворной капеллы в Бонне, и у придворного органиста Нефе (с 1780). В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе; тогда же вышла из печати его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера [Dreßler]). В 1787 посетил в Вене Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Б. в музыкальной столице Европы было коротким (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн). В 1789 Б. поступил на философский факультет Боннского университета, но проучился там недолго. Окончательный переезд Б. в Вену состоялся в 1792.

В Вене Б. совершенствовался в композиции сначала у Гайдна (с которым у него отношения не сложились), затем у Шенка, Альбрехтсбергера и Сальери. До 1794 он пользовался финансовой поддержкой курфюрста Кёльнского, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии. Вскоре Б. стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: 3 фортепианных трио соч. 1 и 3 сонаты для фп. соч. 2. По отзывам слушателей, в игре Б. бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фп. До 1802 Б. создал 20 фортепианных сонат, в т. ч. «Патетическую сонату» (1798) и так наз. «Лунную сонату» (1801). В ряде сонат Б. преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые 3 фортепианных концерта, 2 симфонии, 6 квартетов (соч. 18), 8 скрипичных и 2 виолончельные сонаты, множество др. камерно-ансамблевых сочинений. Смолоду Б. поражал и восхищал современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения, неутомимым стремлением к новому.

В конце 1790-х у Б. начала развиваться глухота; не позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802, находясь в деревне Хайлигенштадт под Веной, Б. составил для своих братьев документ крайне пессимистического содержания, известный как «Хайлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый — так наз. средний — период творческой биографии Б., начало которого принято относить к 1803, а конец к 1812, ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии — «Героическая»; первоначально Б. предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту. Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость, выдержанная в традициях французской оперы спасения, 5-й фортепианный концерт, увертюры «Кориолан» и «Эгмонт», «Крейцерова соната» для скрипки и фп. (особенно ее первая часть), фортепианная соната «Аппассионата», цикл 32 вариаций c-moll для фп.

Стиль Б. среднего периода характеризуется беспрецедентной интенсивностью мотивного развития, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, тональными, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803—12, которые не относятся к собственно «героической» линии: Четвертой, Шестой («Пасторальной С.»), Седьмой и Восьмой симфониям, 4-му концерту для фп. и Концерту для скрипки с оркестром, «Вальдштейновской сонате» для фп., трем струнным квартетам соч. 59, посвященным графу Разумовскому (по чьей просьбе Б. включил в первый и второй из них русские народные темы), «Эрцгерцог-трио» для фп., скрипки и виолончели и др.

К середине 1800-х Б. пользовался всеобщим признанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой, по существу, последний концерт в качестве пианиста (благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, т. к. к тому времени Б. был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда Б., трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за наполеоновских войн. Тем не менее Б. остался в Вене, где до конца жизни пользовался покровительством своего вельможного ученика и друга эрцгерцога Рудольфа.

В 1813—15 Б. сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством брачных планов. К тому же в 1815 на плечи Б. легла забота о племяннике (сыне умершего брата), который обладал весьма трудным характером; по вопросам осуществления опеки Б. был вынужден судиться с вдовой брата. Вскоре начался новый — условно говоря, поздний — период творчества Б. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат, Тридцать три вариации на вальс А. Диабелли, Торжественная месса, Девятая симфония и 6 струнных квартетов.

В музыке позднего Б. сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Б. акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия. Поздний Б. мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Б. будто бы воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что отчасти связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.

Один из самых смелых экспериментов Б. по обновлению формы — огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Б. осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей. Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX в. В Торжественной мессе, которую Б. считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.

В 1820-х слава Б. вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Санкт-Петербурге. Хотя творчество позднего Б. мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Б. умер (от цирроза печени), в последний путь его провожало ок. 10 000 человек.

Для орк.: симфонии № 1 соч. 21 C (1800), № 2 соч. 36 D (1802), № 3 соч. 55 Es («Героическая» [Eroica], 1803), № 4 соч. 60 B (1806), № 5 соч. 67 c (1808), № 6 соч. 68 F («Пасторальная» [Pastorale], 1808), № 7 соч. 92 A (1812), № 8 соч. 93 F (1812), № 9 соч. 125 d, с хор. финалом на текст оды Шиллера «К радости» (An die Freude) (1823); увертюры «Кориолан» (Coriolan) соч. 62 (1807), «Леонора» № 1 соч. 138 (1807), «Леонора» № 2 соч. 72 (1805), «Леонора» № 3 соч. 72a (1806), «Именинная» (Namensfeier) соч. 115 (1815), «Освящение дома» (Die Weihe des Hauses) соч. 124 (1822); «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» (Wellingtons Sieg oder Die Schlacht bei Vittoria) соч. 91 (1813); концерты для фп. с орк. № 1 соч. 15 C (1795), № 2 соч. 19 B (1798), № 3 соч. 37 c (ок. 1800), № 4 соч. 58 G (1806), № 5 соч. 73 Es («Император», 1809); Концерт для фп., скр. и влч. с орк. соч. 56 C (1804); Концерт для скр. с орк. соч. 61 D (1806); Фантазия для фп., хора и орк. соч. 80 c, сл. Куффнера[?] (1808); 2 романса для скр. с орк.: соч. 40 G (1802) и соч. 50 F (1798).

Кам. анс. без фп.: стр. квартеты соч. 18 № 1—6 F, G, D, c, A, B (1800), соч. 59 № 1—3 F, e, C («квартеты Разумовского», 1805—06), соч. 74 Es («Арфовый», 1809), соч. 95 f («Серьезный» [Quartetto serioso], 1810), соч. 127 Es (1825), соч. 130 B (1826), соч. 131 cis (1826), соч. 132 a (1825), соч. 133 B («Большая фуга» [Die große Fuge], 1826), соч. 135 F (1826); стр. квинтеты соч. 4 Es (1795, обр. Секстета для дух. соч. 103), соч. 29 C (1801), соч. 104 c (1817, обр. Фп. трио соч. 1 № 3); Фуга для стр. квинтета соч. 137 D (1826); стр. трио соч. 3 Es (до 1794), соч. 8, Серенада D (1797), соч. 9 № 1—3, G, D, c (1798); Трио для 2 гоб. и англ. рожка соч. 87 C (1795); Серенада для фл., скр. и альта соч. 25 D (1801); Секстет для 2 влт. и стр. соч. 81b Es (ок. 1795); Септет для клар., фаг., влт., скр., альта, влч. и кб. соч. 20 Es (1800); Октет и рондино для 2 гоб., 2 клар., 2 фаг., 2 влт. соч. 103 Es (ок. 1793).

Кам. анс. с фп.: квартеты для фп. и стр. Es, D, C (1785); Квинтет для фп., гоб., клар., фаг. и влт. соч. 16 Es (1796); трио для фп., скр. и влч. соч. 1 № 1—3 Es, G, c (1795), соч. 70 № 1 D и № 2 Es (1808), соч. 97 B («Эрцгерцог-трио», 1811); трио для фп., клар. и влч. соч. 11 B («Гассенхауэр», 1798), соч. 38 Es (обр. Септета соч. 20); сонаты для скр. и фп. соч. 12 № 1—3 D, A, Es (1798), соч. 23 a (1800), соч. 24 F («Весенняя», 1801), соч. 30 № 1—3 A, c, G (1802), соч. 47 A («Крейцерова», 1803), соч. 96 G (1812); сонаты для влч. и фп. соч. 5 № 1 F и № 2 g (1796), соч. 69 A (1808), соч. 102 № 1 C и № 2 D (1815); Соната для влт. и фп. соч. 17 F; Вариации для фп. трио (в т. ч. «Какаду-вариации» соч. 121а, 1803), скр. и фп., влч. и фп. и др.

Для фп.: сонаты соч. 2 № 1—3 f, A, C (1795), соч. 7 Es (1797), соч. 10 № 1—3 c, F, D (1795—98), соч. 13 c («Патетическая» [Pathétique], 1798), соч. 14 № 1 E и № 2 G (1798—99), соч. 22 B (1800), соч. 26 As (1801), «сонаты-фантазии» (Quasi una fantasia) соч. 27 № 1 Es и № 2 cis («Лунная», 1801), соч. 28 D («Пасторальная», 1801), соч. 31 № 1—3 G, d, Es (1802), соч. 49 («Легкие сонаты») № 1 g и № 2 G (1795—97), соч. 53 C («Вальдштейновская», 1804), соч. 54 F (1804), соч. 57 f («Аппассионата», 1805), соч. 78 Fis (1809), соч. 79 G (1809), соч. 81а Es («Прощание, разлука, возвращение» [Les adieux], 1810), соч. 90 e (1814), соч. 101 A (1816), соч. 106 B (Hammerklavier, 1818), соч. 109 E (1820), соч. 110 As (1822), соч. 111 c (1822); Соната для 2 фп. соч. 6 D (1797); вариации, в т. ч. 6 вариаций на собств. тему соч. 34 F (1802), 15 вариаций с фугой соч. 35 Es (1806), 32 вариации c (1806), 33 вариации на вальс А. Диабелли соч. 120 C (1823); 7 багателей соч. 33 (1802), 11 багателей соч. 119 (1822), 6 багателей соч. 125 (1824); рондо (в т. ч. 2 рондо соч. 51, 1797—1800, рондо Alla ingharese quasi un capriccio [«Ярость по поводу утерянного гроша»] соч. 129, 1795); танцы; пьесы для 2 фп. и др.

Театр. муз.: «Фиделио» (Fidelio), опера соч. 72 (в ред. 1805 и 1806 — «Леонора» [Leonore], окончат. ред. — 1814); «Творения Прометея» (Die Geschöpfe des Prometheus), балет соч. 43 (1801); увертюры и муз. номера к трагедии Гёте «Эгмонт» соч. 84 (1810) и пьесам Коцебу «Афинские развалины» (Die Ruinen von Athen) соч. 113 (1811) и «Король Стефан» (König Stephan) соч. 117 (1811, пост. 1812).

Для хора (в т. ч. с солистами) и орк.: Месса соч. 86 C (1807); Торжественная месса (Missa solemnis) соч. 123 D (1823); оратория «Христос на Масличной горе» (Christus am Ölberge) соч. 85, сл. Хубера (1803); Кантата на смерть императора Иосифа II, сл. Авердонка (1790); Кантата на воцарение императора Леопольда II, сл. его же (1790); кантата «Морская тишь и счастливое плавание» (Meeresstille und glückliche Fahrt) соч. 112, сл. Гёте (1815); кантата «Славное мгновение» (Der glorreiche Augenblick) соч. 136, сл. Вайсенбаха (1814); сцены и др.

Песни: всего ок. 50, в т. ч. «К надежде» (An die Hoffnung) соч. 32 (1805); «Аделаида» (Adelaide) соч. 46 (1795); 6 песен на сл. Геллерта соч. 48 (1802); «О, коварный!» (Ah! perfido), конц. ария для сопр. с орк. соч. 65 (1796); 8 песен соч. 52 (1790—96); 6 песен соч. 75 (1809); 4 ариетты и дуэт соч. 82 (ок. 1809); 3 песни на сл. Гёте соч. 83 (1810); «К далекой возлюбленной» (An die ferne Geliebte), вок. цикл соч. 98, сл. Ейтелеса (1816); отд. песни, каноны, муз. шутки и т. п.; ок. 170 обр. песен разных народов.

Бетховена, струнный квартет имени. Советский и российский ансамбль. Создан в 1923 как Квартет Московской консерватории, имя Бетховена носит с 1931, распущен в 1987. До 1977 1-й скрипкой был Дмитрий Михайлович Цыганов (1903—1992), его сменил Олег Васильевич Крыса (р. 1942); 2-й скрипкой до 1965 был В. Ширинский. Основу репертуара ансамбля составляли квартеты Бетховена и Шостаковича; ансамбль провел премьеры всех квартетов Шостаковича, за исключением первого и последнего, а также всех квартетов Мясковского, начиная с № 4.

Бетц (Betz), Франц (19.3.1835, Майнц, — 11.8.1900, Берлин). Немецкий певец (бас-баритон). Первый исполнитель партии Ганса Закса (1868). Исполнил роли Вотана и Странника на премьере «Кольца нибелунга» (1876, Байройт). Среди др. партий — Голландец, Дон Жуан, король Марк, Фальстаф.

Бехер (Becher), Альфред Юлиус (27.4.1803, Манчестер, — 23.11.1848, Вена). Немецкий критик и композитор. В разное время работал адвокатом, журналистом, преподавателем теории музыки (в Гааге), музыкальным критиком венских газет Allgemeine Wiener Musik-Zeitung и Sonntagsblätter. Сочинял песни и фортепианные пьесы, многие из которых пользовались популярностью. О Б. восторженно отзывались Мендельсон, Шуман, Берлиоз, Вагнер. Исповедовал радикальные политические взгляды и был казнен как участник революции 1848.

Бехштейн (Bechstein). Немецкая фирма по производству клавишных инструментов, основана в 1853 в Берлине Вильгельмом Карлом Бехштейном (1826—1900). Первую разработанную Бехштейном модель концертного рояля представил Бюлов, исполнив Сонату h-moll Листа (1856). В 1860-х фирма производила по 300 роялей в год; к 1914 производство выросло до 5000. Фирма имеет отделения в ряде стран (лондонское отделение открылось в 1879). Большой концертный рояль Б., несколько меньший рояль модели B и пианино модели 8 принадлежат к лучшим современным инструментам.

Беше (Bechet), Сидни (Джозеф) (14.5.1897[?], Новый Орлеан, — 14.5.1959, Париж). Американский джазовый кларнетист и исполнитель на сопрано-саксофоне. В 1919 дебютировал в Европе с оркестром У. М. Кука (Southern Syncopated Orchestra). В течение 1920-х много гастролировал в Европе и США; записывался с Луи Армстронгом, играл с Дюком Эллингтоном (1924—25) и снискал репутацию лучшего кларнетиста своего поколения. Новый пик популярности Б. пришелся на вторую половину 1930-х (период так наз. новоорлеанского возрождения). В 1949 вернулся в Европу (с 1951 жил во Франции).

Биалас (Bialas), Гюнтер (19.7.1907, Бильшовиц, — 8.7.1995, Глонн). Немецкий композитор. Учился в Бреслау (1925—27) и Берлине (1927—33). В 1930-х приобрел известность как композитор неоклассицистского толка. В 1941—45 был на военной службе, позднее преподавал в музыкальных академиях Детмольда (1950—59) и Мюнхена (1959—72). Среди учеников Б. — Антониу, Кельтерборн, Кёниг, Шёнбах. В послевоенном творчестве использовал додекафонию, часто в сочетании с элементами фольклора (в т. ч. африканского) и старинной музыки. Среди произведений — оперы (в т. ч. «Геро и Леандр» [Hero und Leander], 1966; «Кот в сапогах» [Der gestiefelte Kater], 1974), концерты, камерно-инструментальные ансамбли, романсы и вокальные циклы.

Бибер (Biber), Генрих Игнац Франц фон (крещен 12.8.1644, Либерец, — 3.5.1704, Зальцбург). Австрийский композитор и скрипач родом из Богемии. В середине 1660-х — музыкант на службе у князя-епископа Ольмюцского, владевшего великолепным оркестром. Ок. 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга (с 1684 — капельмейстер). Обладал феноменальной техникой, о чем свидетельствуют прежде всего его 8 сонат для скрипки и цифр. баса (Sonatae violino solo, 1681); во вступлениях, вариациях и масштабно разработанных финалах этих сонат встречаются многочисленные виртуозные пассажи (достигающие 6-й и 7-й позиций), двойные ноты, аккорды. В большинстве из 15 сонат сборника Б. «Розарий», или «Тайны (из жизни Девы Марии)» (Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten, ок. 1676), использован прием скордатуры. В сборник входит также Пассакалья g-moll для скрипки соло, включающая 65 остинатных проведений нисходящего тетрахорда; это самое выдающееся полифоническое произведение для скрипки соло, созданное до Чаконы из 3-й партиты Баха. Весьма примечательна и богатая звукоизобразительными эффектами «Битва» (Battalia) для скрипки, струнных и цифр. баса. Помимо произведений для скрипки Б. сочинял духовную музыку как в традиционном стиле a cappella, так и в стиле кончертато для солирующих голосов и ripieno, оперы (сохранилась только одна — «Упорный побеждает» [Chi la dura la vince] о битве Арминия с римлянами [пост. 1687]), инструментальные ансамбли (иногда необычного состава, в т. ч. с участием медных духовых). Особенно примечательны Реквием in f, Месса св. Генриха (Missa Sancti Henrici, 1701), 32-голосная Вечерня (Vesperae a 32, 1693), мотет Laetatus sum (1676) и Соната св. Поликарпа (Sonata Sancti Polycarpi) для 8 труб и литавр. По-видимому, Б. является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы» (Missa salisburgensis), которая долгое время приписывалась др. композиторам, в т. ч. Беневоли и Хоферу.

Би-Би-Си (Британская радиокорпорация, British Broadcasting Corporation, BBC). Основана в 1922. Первая музыкальная радиопередача состоялась 25 ноября, первая трансляция из оперного театра — в январе 1923 («Волшебная флейта» Моцарта, Ковент-Гарден, дирижер Питт), первые музыкальные телепередачи — в 1936. С 1927 Би-Би-Си является организатором Променад-концертов (BBC Proms). В 1930 был основан СО Би-Би-Си (BBC Symphony Orchestra) из 114 музыкантов во главе с Боултом; в разное время его возглавляли Сарджент, Дорати, Булез, К. Дэвис, Кемпе, Рождественский, Притчард, Э. Дэвис, а с 2000 им руководит Слаткин. С 1934 функционирует ФО Би-Би-Си (BBC Philharmonic Orchestra, первоначальное название BBC Northern Orchestra, в 1967—83 — BBC Northern Symphony Orchestra), с 1935 — оркестры Би-Би-Си в Шотландии и Уэльсе. Большое значение для музыки и музыкальной жизни Великобритании имела реформаторская организационная деятельность Глока, возглавлявшего музыкальный департамент Би-Би-Си с 1959 по 1972. Под эгидой Би-Би-Си действуют оркестры и ансамбли, специализирующиеся на исполнении разных родов и типов музыки; среди наиболее известных — профессиональный хор BBC Singers (руководитель Клеобёри) и любительский хор BBC Symphony Chorus. Издается ежемесячный журнал BBC Music Magazine. Одна из радиопрограмм Би-Би-Си (с 1946 — 3-я программа, с 1964 — Music Programme, с 1970 — Radio 3) всецело посвящена серьезной музыке.

Бибоп — см. Боп.

Бива. Японская лютня с короткой шейкой и грушевидным корпусом, обычно четырехструнная, реже пятиструнная. В составе оркестра гагаку выполняет функцию баса. Используется также для сопровождения речитации эпических сказаний и буддийских ритуальных текстов, ныне и как сольный инструмент. На Б. играют большим плектром, проводя по струнам arpeggiato. Вместе с др. инструментами гагаку Б. была завезена в Японию из Китая в VII в. (китайский прототип инструмента — пипа).

Биггс (Biggs), Э(дуард Джордж) Пауэр (29.3.1906, Уэстклифф, — 10.3.1977, Бостон). Американский органист английского происхождения. Учился в КАМ. В США — с 1930. С 1942 по 1958 давал еженедельные концерты в Гарвардском университете; благодаря трансляциям этих концертов по радио широкая аудитория смогла познакомиться с обширным, в т. ч. редко исполняемым репертуаром.

Бидермайер (бидермейер, Biedermeier). В странах немецкого языка — популярное обозначение атрибутов буржуазного образа жизни в период между наполеоновскими войнами и революцией 1848. Б. — фамилия пародийного персонажа, школьного учителя из произведений поэта-сатирика Людвига Айхродта (Eichrodt, 1827—1892), образована от фамилии Бидерман (Biedermann, букв. «честный малый»). В современном немецком языке слово Biedermeier обозначает мещанина, обывателя. Б. в музыке — сентиментальные пьесы, рассчитанные на консервативный обывательский вкус. В последнее время понятие «Б.» принято трактовать более широко и непредвзято; некоторые исследователи усматривают черты Б. в творчестве Гуммеля, Вебера, Шуберта, Мендельсона, Николаи, др. крупных художников.

Биения. Эффект пульсации (периодического изменения громкости), возникающий при неточной настройке унисона. Это акустическое явление обусловлено интерференцией (взаимодействием) двух звуковых волн, частоты которых различаются на небольшую величину. При унисоне Б. исчезает; соответственно, настройка инструментов осуществляется с учетом этого эффекта.

Бизе (Bizet), Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25.10.1838, Париж, — 3.6.1875, Буживаль). Французский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил в семье; неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П.-Ж.-Г. Циммермана и Гуно (контрапункт), Галеви (композиция), Мармонтеля (фп.). Исключительный талант Б. проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935). В 1857 Б. и его друг Лекок разделили премию, учрежденную Оффенбахом за создание одноактной оперетты «Доктор Миракль». В том же году Б. стал лауреатом Римской премии (за кантату «Кловис и Клотильда») и выехал в Италию, где прожил до 1860. Из произведений, написанных или начатых за эти 3 года, сохранились лишь 4, в т. ч. опера-буффа «Дон Прокопио» (не исполнялась до 1906).

Вернувшись в Париж, Б. отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции. Последним из произведений Б., написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера «Гусла эмира» (La guzla de l’emir). В 1863 она была принята к постановке в Опера-комик. Между тем дирекция главного оперного театра Парижа, Театр-лирик (Théâtre Lyrique), заказала ему «Искателей жемчуга». Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 000 франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Б. снял «Гуслу» с репетиций.

Работа над оперой «Искатели жемчуга» продлилась 4 месяца. Поставленная в сентябре 1863, опера не имела успеха. Музыкальный материал в ней не всегда отличается высоким качеством, а многие музыкальные характеристики довольно неуклюжи; с другой стороны, «экзотические» фрагменты выполнены весьма изобретательно. Ария Надира прочно заняла место в репертуаре лирических теноров. В последующие 3 года Б. занимался главным образом обработкой чужих сочинений и преподаванием игры на фп. Его очередная опера, «Пертская красавица» (по роману Вальтера Скотта), была поставлена в декабре 1867. В музыкальном отношении эта опера заметно превосходит предыдущую (впрочем, ее либретто не выдерживает никакой критики). На премьере «Пертская красавица» была принята хорошо, однако после 18 представлений сошла со сцены.

Год 1868 оказался для Б. тяжелым. Композитор то и дело начинал и откладывал работу над новыми сочинениями, испытал серьезный кризис веры и к тому же тяжело заболел гнойным тонзиллитом. В его отношении к искусству наметился сдвиг в сторону большей серьезности и глубины. В июне 1869 Б. женился на дочери своего учителя, Женевьеве Галеви. Франко-прусская война, разразившаяся в 1870, тяжело отразилась на жизни молодой семьи. Б. записался в Нац. гвардию и долго не имел возможности сочинять; лишь в 1871 появилась очаровательная сюита для 2 фп. «Детские игры» (ее неполная оркестровая версия известна как «Маленькая сюита»). Вскоре Б. закончил одноактную оперу «Джамиле» (по поэме А. де Мюссе «Намуна») и музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Премьеры обоих произведений, несмотря на высокие достоинства музыки Б., прошли неудачно.

Б. считал, что, начиная с «Джамиле», он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр «Кармен», созданный по одноименной новелле П. Мериме. Здесь Б. достигает новых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей. С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, — к жестокому и бессмысленному убийству. Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный гармоническими, ритмическими, инструментальными средствами, присущими испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый «мотив рока»). Музыкальные характеристики Микаэлы и Эскамильо не столь оригинальны, однако композитору удалось выразительно подчеркнуть доминирующие черты этих персонажей: скромное и невинное обаяние в первом случае, грубоватое жизнелюбие — во втором. Традиционные бытовые, песенно-танцевальные элементы сочетаются в «Кармен» с музыкой иного рода, рисующей трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе выводит «Кармен» далеко за рамки жанра комической оперы. Премьера, состоявшаяся в Опера-комик в 1875, была встречена публикой и критикой холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку — в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Неуспех «Кармен» тяжело подействовал на Б. и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным. Нереализованными остались замыслы оперы «Сид» (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа. Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Б., причем поначалу этому способствовало вмешательство Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами (лишь в последние десятилетия театры вновь стали обращаться к авторской версии).

Муз. театр: «Доктор Миракль» (Le docteur Miracle, 1857); «Дон Прокопио» (Don Procopio, 1858—59, пост. 1906); «Искатели жемчуга» (Les pêcheurs de perles, 1863); «Иван IV» (Ivan IV, 1862—65, пост. 1946); «Пертская красавица» (La jolie fille de Perth, 1867); «Джамиле» (Djamileh, 1872); «Кармен» (Carmen, 1875); «Арлезианка» (L’Arlésienne), муз. к спектаклю (1872; также 2 орк. сюиты).

Для орк.: Увертюра a—A (ок. 1855); Симфония C (1855); «Рим» (Roma), симфония C (1860—68, окончат. ред. 1871); «Маленькая сюита» (Petite suite, 1871); увертюра «Родина» (Patrie, 1873).

Вок. муз.: ок. 8 произв. для хора, в т. ч. кантата «Кловис и Клотильда» (Clovis et Clotilde, 1857); 47 романсов; 3 дуэта.

Для фп.: ок. 18 произв., в т. ч. «Три музыкальных эскиза» (Trois esquisses musicales, 1858), «Хроматические вариации» (Variations chromatiques, 1868), «Детские игры» (Jeux d’enfants) для фп. дуэта (1871).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011