Бекуит — Бенджамин

Бекуит (Beckwith), Джон (р. 9.3.1927, Виктория, Британская Колумбия). Канадский композитор и педагог. Учился в Торонто и Париже (у Буланже, 1950—52); с 1961 — преподаватель университета в Торонто. Плодовитый композитор эклектического толка (среди произведений — «Танцевальная музыка» [Music for Dancing], 1948, опера «Шаривари» [The Shivaree], 1982, Торонто, псалмы для хора a cappella), автор ряда трудов по канадской музыке.

«Белая дама» (La dame blanche). Опера в 3 актах Буальдьё на либретто Скриба по Вальтеру Скотту (1825, Париж).

Белл (Bell), Джошуа (р. 9.12.1967, Индианаполис). Американский скрипач. В 14 лет дебютировал с Филадельфийским оркестром п/у Мути. В 1987 совершил турне по Германии (с Индианаполисским СО) и дебютировал в Лондоне (с Королевским ФО). В 1988 дал свой первый сольный концерт в Нью-Йорке. Выступает и записывается с крупнейшими дирижерами; первый исполнитель Скрипичного концерта Моу (1993).

Белла (Bella), Ян Левослав (4.9.1843, Липтовски Святы Микулаш, — 25.5.1936, Братислава). Словацкий композитор, церковный капельмейстер, священник. Учился в Германии и Праге, где сблизился со Сметаной. Автор романсов и песен на словацкие и немецкие тексты, симфонической поэмы «Судьба и идеал» (Schicksal und Ideal, 1874; в 1890 ею дирижировал Р. Штраус) и др. крупных сочинений для оркестра, оперы «Виланд-кузнец» (Wieland der Schmied, 1880—90, пост. 1924, Вена) и многочисленных произведений для церкви.

Белли (Belli), Джироламо (1552, Арджента, — ок. 1620, там же). Итальянский композитор, ученик Лудзаски. С 1583 пел при дворе герцога Мантуи; затем некоторое время работал в Риме, после чего возвратился в Ардженту. Автор не менее 14 сборников мадригалов, из которых сохранились только 6; все они свидетельствуют о сильном влиянии Лудзаски. Сохранились также 5 сборников церковной музыки Б.

Белли (Belli), Джулио (ок. 1560, Лонджано, — не ранее 1621, Имола). Итальянский композитор, францисканский монах. Служил капельмейстером в соборе г. Имола (1582—90, 1611—13, после 1621) и в др. городах Италии. Опубликовал 12 сборников месс, мотетов и псалмов. Некоторые из ранних произведений Б. предназначены для нескольких хоров и обнаруживают влияние Палестрины, более поздние — для меньшего числа исполнителей и basso continuo. Б. опубликовал также 5 сборников мадригалов и канцонетт.

Белли (Belli), Доменико (похоронен 5.5.1627, Флоренция). Итальянский композитор. По-видимому, был придворным музыкантом в Парме, затем (1610—13) — церковным музыкантом во Флоренции. С 1619 состоял на службе у герцогов Медичи. В 1616 вышли в свет 3 сборника музыки Б. Один из них включает интермедии (1) к пьесе Тассо «Аминта» (Aminta), объединенные под общим заглавием «Печальный Орфей» (Orfeo dolente). Другой сборник содержит арии с весьма развитой линией баса и необычайно смелыми гармониями; судя по музыке этих арий, Б. был одним из самых радикальных приверженцев нового монодического стиля. Третья публикация Б. — заупокойная служба (Officium defunctorum).

Беллини (Bellini), Винченцо (3.11.1801, Катания, — 23.9.1835, Пюто, близ Парижа). Итальянский композитор. Начальное музыкальное образование получил в семье: отец учил его игре на фп., а дед — основам композиции. Начал сочинять с 6 лет; вскоре его духовные произведения вошли в репертуар церквей Катании, а ариетты и инструментальные пьесы стали исполняться в салонах местной аристократии. В 1819 Б. поступил в консерваторию Сан-Себастьяно в Неаполе; с 1822 учился у Цингарелли. В 1825 в стенах консерватории состоялась успешная премьера оперы-семисериа Б. «Адельсон и Сальвини» (Adelson e Salvini); за ней последовали заказы из неаполитанского театра Сан-Карло и миланского театра Ла Скала.

Первая же опера Б., написанная для Милана, «Пират», принесла ему всеитальянскую известность и положила начало его сотрудничеству с либреттистом Романи и тенором Рубини. В 1827—33 Б. жил главным образом в Милане. Лучшие оперы этого периода, «Сомнамбула» и «Норма», упрочили его репутацию одного из ведущих мастеров бельканто. Центральные женские партии обеих опер (а также менее популярной ныне оперы «Беатриче ди Тенда») создавались в расчете на феноменальный дар Пасты.

В 1833 Б. посетил Лондон, где стал свидетелем огромного успеха четырех своих опер (ставились в Королевском театре [King’s Theatre] и в Друри-Лейн). Последние 2 года его жизни связаны с Парижем. По заказу парижской итальянской оперной труппы Б. сочинил оперу «Пуритане», премьера которой в январе 1835 стала его величайшим триумфом; после нее он был удостоен высшей французской награды — ордена Почетного легиона. В Париже Б. познакомился с Россини, Шопеном, др. видными музыкантами. Здесь он намеревался обосноваться и строил большие планы на будущее, однако внезапная смерть помешала их осуществлению. Согласно врачебному заключению, причиной смерти явилось «острое воспаление толстой кишки, осложненное абсцессом печени».

Б. остался в истории музыки как оперный композитор (его произведения др. жанров не представляют особого интереса). Стиль Б. сложился под влиянием сицилийских и неаполитанских народных песен, учебы у Цингарелли, музыки Россини. «Семирамида», которую Б. услышал в Неаполе в 1824, стала одним из важнейших музыкальных впечатлений его студенческих лет. Лирический стиль ранних опер Б. — не что иное, как более сентиментальный и патетический вариант россиниевского лиризма; в «Пирате» к нему добавились элементы драматизма, получившие развитие в более поздних произведениях.

В своих операх Б. не стремился к музыкальной обрисовке характеров. Его основное внимание было сосредоточено на точной декламации текста и на создании пластичных и выразительных мелодий. Образец мелодики Б. — знаменитая ария Нормы Casta diva, где широкая мелодическая линия строится из коротких (преимущественно двутактных) единиц и поддерживается простыми гармониями и скромной, но умело выполненной оркестровкой. В стремлении сгладить грань между ариями и речитативами Б. насыщает последние певучими, ариозными фразами; для итальянской оперы 1820—30-х подобная «мелодизация» речитативов была принципиально новым явлением. Ансамбли в операх Б. сравнительно малочисленны, а участвующие в них персонажи, как правило, наделяются идентичными темами (по мастерству ансамблевого письма Б. уступает не только Россини, но и Доницетти). Как бы то ни было, Б. оказал большое влияние на музыку первой половины XIX в.; у него многому научились не только мастера итальянской оперы, но и Шопен, Лист, Вагнер.

Оперы: всего 11, в т. ч. «Адельсон и Сальвини» (Adelson e Salvini, 1825), «Пират» (Il pirata, 1827), «Чужестранка» (La straniera, 1829), «Капулети и Монтекки» (I Capuleti e i Montecchi, 1830), «Сомнамбула» (La sonnambula, 1831), «Норма» (Norma, 1831), «Беатриче ди Тенда» (Beatrice di Tenda, 1833), «Пуритане» (I puritani, 1835).

Духовная муз.: Месса; Магнификат; 5 Tantum ergo; 2 Te Deum; гимны; мотеты (все — до 1825).

Др. произв.: ариетты; 6 симфоний; концерт для гоб. с орк.; пьесы для фп.

Беллинцани (Bellinzani), Паоло Бенедетто (ок. 1690, Мантуя или Феррара, — 25.2.1757, Реканати). Итальянский композитор. Был соборным капельмейстером в различных городах, в т. ч. в Урбино (1730—34) и Реканати (с 1737). Автор духовных произведений, 2 ораторий (утерянных), светских вокальных пьес, сонат в стиле Корелли и др. При жизни Б. его музыка пользовалась большой популярностью.

Беллинчони (Bellincioni), Джемма (Чезира Матильда) (18.8.1864, Комо, — 23.4.1950, Неаполь). Итальянская певица (сопрано). После сенсационного выступления в роли Сантуццы на мировой премьере «Сельской чести» Масканьи (1890) стала одной из самых модных исполнительниц веристского репертуара. Участвовала в первых постановках ряда итальянских опер, в т. ч. «Федоры» Джордано (1898). Блистала также в партии Кармен и была первой итальянской Саломеей (1906, Турин).

Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение»). Итальянский вокальный стиль XVII—XIX вв. Характеризуется изящной фразировкой, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, виртуозной техникой. Своего высшего развития стиль Б. достиг в операх-сериа XVIII в. и, особенно, в серьезных операх Россини, Доницетти и Беллини; уже у Верди «красивое пение» перестает играть доминирующую роль, а на первый план выходит стремление к более дифференцированной обрисовке характеров и к единству музыкальной и сценической драматургии.

Бельман (Bellman), Карл Микаэль (4.2.1740, Стокгольм, — 11.2.1795, там же). Шведский поэт. В 1760-х приобрел известность как юморист и сатирик. Автор многочисленных песен, музыку к которым подбирал главным образом из популярного (преимущественно французского) репертуара. Возможно, сочинил несколько оригинальных мелодий. Застольные, или так наз. клубные, песни Б. поются в Швеции до сих пор.

Беляев, Митрофан Петрович (22.2.1836, Санкт-Петербург, — 4.1.1904, там же). Русский промышленник, нотоиздатель, меценат. Под впечатлением от 1-й симфонии 16-летнего Глазунова, впервые исполненной в 1882, решил стать покровителем русской музыки. В 1884 учредил Глинкинские премии, в 1885 — общедоступные Русские симфонические концерты в Санкт-Петербурге, в 1891 — Русские квартетные вечера. В 1885 основал в Лейпциге нотное издательство Belaieff, специализацией которого была музыка русских композиторов. Субсидировал концертные поездки молодого Скрябина. В 1880—90-х в петербургском доме Б. устраивались музыкальные вечера (Беляевские пятницы), постоянными посетителями которых были Римский-Корсаков и представители его школы Глазунов, Лядов, Николай Черепнин, Витол и др. (Беляевский кружок).

Бём (Böhm), Георг (2.9.1661, Хоэнкирхен, — 18.5.1733, Люнебург). Немецкий композитор. С 1698 — органист церкви св. Иоанна в Люнебурге. Внес вклад в развитие жанра органной хоральной партиты (и хоральных вариаций); в рамках этого жанра использовал разнообразные композиционные приемы и объединил различные национальные стилистические идиомы. Всего создал 14 партит и ряд др. произведений для органа, самое известное из которых — Прелюдия, фуга и постлюдия g-moll; интенсивность тематического развития, характерная для стиля северогерманской школы, сочетается в этом цикле с изяществом во французском вкусе. Органная музыка Б. повлияла на становление стиля И. С. Баха. Сочинял также мотеты, кантаты, духовные песни; его «Страсти по Иоанну» (1704) долгое время приписывались Генделю.

Бём (Boehm, Böhm), Йозеф (4.3.1795, Пешт, — 28.3.1876, Вена). Венгерский скрипач и педагог. Недолго учился у Роде. В 1816 впервые выступил в Вене. В 1819 был назначен профессором только что открывшейся Венской консерватории. Основоположник венской скрипичной школы XIX в.; среди его учеников — Эрнст, Ременьи, Йоахим.

Бём (Böhm), Карл (28.8.1894, Грац, — 14.8.1981, Зальцбург). Австрийский дирижер. Учился в Граце и Вене, в т. ч. у Мандычевского. С 1917 — дирижер Грацского оперного театра; с 1921 работал в Мюнхенской опере под руководством Мука и Б. Вальтера; в 1927 занял пост музикдиректора в Дармштадте. В 1933 началось сотрудничество Б. с Венским ФО, продолжавшееся до конца его дней. В 1934—43 Б. возглавлял Дрезденскую гос. оперу, на сцене которой осуществил премьеры опер Р. Штрауса «Молчаливая женщина» и «Дафна». В 1943—45 и 1954—56 — музыкальный руководитель Венской гос. оперы. Регулярно участвовал в Зальцбургских фестивалях, дирижировал в Байройте; в качестве приглашенного дирижера выступал с Берлинским ФО, оркестром Консертгебау, Дрезденской гос. капеллой, ведущими оперными коллективами Европы и Америки. Его интерпретации австро-немецкой симфонической и оперной классики, от Гайдна до Берга, вошли в историю как эталон ясности замысла, чистоты стиля, эмоциональной сдержанности и уравновешенности.

Бём (Boehm, Böhm), Теобальд (9.4.1794, Мюнхен, — 25.11.1881, там же). Немецкий флейтист, ювелир, изготовитель металлических инструментов. До 1830-х выступал как флейтист-виртуоз. В 1828 основал в Мюнхене фабрику инструментов, на которой с 1832 производились металлические (преимущественно серебряные) флейты разработанной им конструкции. Флейта Б. первой модели имела более широкий, чем обычно, конический канал и систему взаимосвязанных металлических клапанов, закрывающих звуковые отверстия. В 1847 появилась флейта Б. усовершенствованного типа, с цилиндрическим каналом и измененным расположением отверстий; эта модель используется доныне. По сравнению с флейтами прежней конструкции инструмент Б. обладает большей силой и плотностью звучания и лучше сочетается с др. оркестровыми инструментами.

Бёмер (Boehmer), Конрад (р. 24.4.1941, Берлин). Немецкий композитор. В 1959—61 учился в Кёльне у Кёнига (композиция). В тот же период посещал летние курсы новой музыки в Дармштадте; сформировался под значительным влиянием Штокхаузена, Булеза, Пуссёра. Получил также музыкально-теоретическое и социологическое образование. С 1966 живет в Нидерландах; с 1972 — профессор Гаагской консерватории, с 1986 — директор Института сонологии. В своих произведениях широко использует средства электроники (Position для голосов, оркестра и электронных звучаний, 1963; Aspekt, 1966). Романом Т. Манна «Доктор Фаустус» вдохновлены одноименная опера (Doctor Faustus, 1983, пост. 1985, Париж) и «Апокалипсис с картинками» (Apocalypsis cum figuris) для магнитофона, ударных и 3 поп-певцов (1984). В своих многочисленных критических статьях Б. резко высказывается о ведущих тенденциях новой музыки.

Бемецридер (Bemetzrieder), Антон (1743 или 1748, Дауэндорф, — ок. 1817, Лондон). Эльзасский теоретик музыки и педагог. С 1781 жил в Лондоне. Основной труд Б. — Leçons de clavecin et principes de harmonie («Уроки игры на клавесине и основы гармонии») вышел в 1771 с предисловием Дидро.

Бемоль — см. Альтерации знаки.

Бенацки (Benatzky), Ральф (5.6.1884, Моравске-Будейовице, — 17.10.1957, Цюрих). Австрийский композитор. Учился у Мотля. До начала 1930-х работал в Мюнхене, Вене, Берлине; сочинял песни, оперетты, ревю (в т. ч. в соавторстве с др. композиторами). Среди его сценических произведений выделяются «Казанова» (Casanova) по И. Штраусу-сыну (1928) и «У Белого коня» (Im weißen Rössl, 1930). В 1933 эмигрировал в США, где стал одним из постоянных композиторов Голливуда.

«Бенвенуто Челлини» (Benvenuto Cellini). Опера в 2 актах Берлиоза на либретто Леона де Вайи (Wailly) и А. Барбье (Barbier) по мотивам автобиографии итальянского скульптора и ювелира XVI в. Челлини (1838, Париж). Вторая, трехактная редакция оперы (1852) не удовлетворила автора и была снята им с постановки. См. также «Римский карнавал».

Бенда (Benda), Георг, собств. Иржи Антонин (крещен 30.6.1722, Старе Бенатки, — 6.11.1795, Кёстриц). Богемский композитор. Как и его братья Франц (см. ниже), Иоганн и Йозеф, был скрипачом придворного оркестра Фридриха II (1742—50), затем занял пост придворного капельмейстера в Готе (1750—78). Сочинял духовные кантаты, концерты, камерно-инструментальные и клавирные произведения; в 1765 написал итальянскую оперу. Центральное место в наследии Б. занимают немецкие мелодрамы, в т. ч. «Ариадна на Наксосе» (Ariadne auf Naxos, 1775), «Медея» (Medea, 1775), «Пигмалион» (Pygmalion, 1779), и зингшпили, в т. ч. «Леса» (Wälder, 1776), «Ромео и Джульетта» (Romeo und Julie, 1776) и «Дровосек, или Три желания» (Der Holzhauer, oder Die drei Wünsche, 1778). Б. одним из первых стал писать зингшпили на серьезные сюжеты. Моцарт, восхищавшийся сценическими произведениями Б., сочинил по их образцу зингшпиль «Заида».

Бенда (Benda), Франц, собств. Франтишек (крещен 22.11.1709, Старе Бенатки, — 7.3.1786, Потсдам). Богемский скрипач и композитор. Сын деревенского музыканта; учился пению, затем игре на скрипке. В 1729—33 — в Варшаве. С 1733 — придворный музыкант прусского кронпринца, впоследствии короля Фридриха II. В 1771 стал концертмейстером королевского оркестра. Учился композиции у И. Г. и К. Г. Граунов. Автор концертов, симфоний, сонат и др. камерно-инструментальных произведений, большая часть которых при его жизни не публиковалась. Был известен главным образом как мастер выразительной и богато украшенной скрипичной игры.

Музыкантами, скрипачами прусского придворного оркестра были также трое младших братьев Франца Б.: Иоганн (Георг) (1713—1752), Георг (см. отдельную статью) и Йозеф (1724—1804). Последний стал преемником Франца Б. в должности концертмейстера (1786—97). Их сестра Анна Франциска (1728—1781) — певица (сопрано). Сын Йозефа (Иоганн) Фридрих Эрнст (1749—1785) — скрипач, клавесинист, композитор, служил при прусском королевском дворе, в 1770 организовал цикл абонементных концертов в Берлине. Дочь Франца Б. Мария Каролина (1743—1820) — певица, пианистка и композитор при веймарском дворе; жена Э. В. Вольфа. Сыновья Франца Б. Фридрих (Вильгельм Генрих) (1745—1814) и Карл Герман Генрих (1748—1836) — скрипачи при прусском королевском дворе. Первый из них сочинял концерты, симфонии, камерную и вокальную музыку; второй в 1802 стал концертмейстером королевского оркестра. Их сестра (Бернардина) Юлиана (1752—1783) — певица и композитор; в 1776 вышла замуж за Рейхардта.

Бенджамин (Benjamin), Артур (18.9.1893, Сидней, — 10.4.1960, Лондон). Австралийский композитор и пианист. С 1922 жил в Англии. Учился в КМК у Стэнфорда; там же преподавал с 1926 (среди учеников — Бриттен). Автор опер (главным образом комических), произведений для различных инструментов с оркестром, песен, камерно-инструментальных ансамблей, пьес для фп. и др. Популярностью пользовались легкие пьесы Б., часть которых основана на вест-индском музыкальном фольклоре («Ямайская румба» [Jamaican Rumba] для 2 фп., 1938). Среди поздних опусов Б. есть и более серьезные по стилю и суровые по настроению (Concerto quasi una fantasia для фп. с оркестром, 1949, и др.).

Бенджамин (Benjamin), Джордж (р. 31.1.1960, Лондон). Английский композитор, пианист, дирижер. В 1976 стал студентом Парижской консерватории по классу композиции Мессиана (был его последним учеником); продолжил обучение в Кембридже у А. Гёра. Творческое становление Б. проходило также под влиянием Лигети и Булеза. Первая же крупная оркестровая партитура Б., «Окруженный ровным горизонтом» (Ringed by the Flat Horizon, 1980), заставила говорить о нем как о зрелом и серьезном мастере, наделенном богатой творческой фантазией. Пишет мало, тщательно и подолгу оттачивая мельчайшие детали своих партитур. Среди произведений — A Mind of Winter для сопрано и оркестра (1981), At First Light для 14 инструменталистов (1982), Antara для 16 исполнителей и электронной аппаратуры (1987), Upon Silence для меццо-сопрано и 5 виол на слова У. Б. Йейтса (1990), Sudden Time для оркестра (1993), 3 инвенции для камерного оркестра (1994—95), Sometime Voices для баритона, хора и оркестра на текст из «Бури» Шекспира (1996), Viola, Viola для 2 альтов (1997), Palimpsest для оркестра (2000). Преподает в КМК.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011