Булл — «Буря на море»

Булл (Bull), Джон (1562 или 1563, Олд-Рэднор, — 12 или 13.3.1628, Антверпен). Английский композитор и исполнитель на клавишных инструментах (вёрджинеле и органе). С 1573 певчий хора, с 1582 органист, с 1583 хормейстер собора в Херефорде. С 1586 — член Королевской капеллы в Лондоне. В 1597—1607 — профессор музыки Грэшемского колледжа (Лондон), откуда ушел из-за конфликтов с властями. Много путешествовал в качестве органного мастера и консультанта, однако до 1613 сохранял за собой пост королевского органиста. В 1613, будучи обвинен в прелюбодеянии, бежал в Нидерланды; свое бегство объяснял политическими преследованиями. До 1614 служил в Брюсселе у эрцгерцога Альберта, однако по причинам дипломатического свойства был вынужден подать в отставку. Последние 13 лет жизни провел в Антверпене, где с 1617 работал соборным органистом.

Поспешное бегство Б. из Англии привело к тому, что часть его музыки была утеряна. Сохранилось ок. 120 канонов, свыше 10 антемов и множество пьес для клавишных инструментов (именно им Б. обязан своей славой). Некоторые пьесы еще при жизни Б. были напечатаны в сборнике «Парфения» (1613). Его изысканные композиции на cantus planus и мастерски выполненные фантазии в форме вариаций на гексахорды предназначены скорее для органа; в них ощущается сильное влияние континентальной музыки. Для вёрджинела Б. сочинил вариации (в т. ч. на напев Walsingham), двухчастные циклы, состоящие из паваны и гальярды (в т. ч. Quadran) и богато орнаментированные характерные пьесы. С точки зрения требований, предъявляемых исполнителю, они значительно превосходят все, что было создано др. композиторами-вёрджинелистами — современниками Б. Примечательны его каноны на традиционный напев Miserere (в т. ч. шестиголосный канон Sphera mundi). Сохранившиеся антемы Б. просты и благозвучны.

Для клавишных инстр.: свыше 30 In Nomine; фантазии и др. пьесы для органа; ок. 90 произв. для вёрджинела, в т. ч. вариации, паваны и гальярды, танцы, характерные пьесы.

Др. инстр. муз.: 116 канонов на Miserere; др. каноны; анс. пьесы.

Духовная вок. муз.: англ. антемы; лат. мотет.

Булландт — см. Бюллан.

Буллер (Buller), Джон (р. 7.2.1927, Лондон). Английский композитор. Учился у Милнера (1959—64). До начала 1970-х работал как архитектор. Обратил на себя внимание серией пьес в духе Л. Берио по мотивам романа Дж. Джойса «Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake); среди них — Finnegans Floras (1972) и The Mime of Mick, Nick and the Maggies для певцов-солистов, хора, 12 инструментов и магнитофона (1977). Среди более поздних произведений Б. — Proença (1977), The Theatre of Memory (1981), Illusions (1997) для оркестра, опера «Вакханки» на древнегреческий текст (1992).

Буллис (Bullis), Томас (1657, Или, — похоронен 24.8.1712, там же). Английский композитор. С 1677 — соборный хорист и органист в Или, работал под началом Джона Феррабоско. Мастер контрапункта, автор антемов и др. произведений для церкви.

Его отец Томас (1627—1708) — композитор, также работавший в Или.

Буллрорер — см. Гуделка.

Булль (Bull), Уле (Борнеман) (5.2.1810, Берген, — 17.8.1880, Люсё). Норвежский скрипач и композитор. Под влиянием многолетнего общения с деревенскими музыкантами стал энтузиастом норвежского фольклора; включал в свои импровизации народные мелодии и модифицировал инструмент по образцу крестьянского фиделя (хардингфеле), используя более плоскую подставку и более длинный и тяжелый смычок. Слава пришла к Б. после сенсационного выступления в Болонье (1833), где он исполнил свой Концерт A-dur. Вскоре последовал концерт в Неаполе с еще более сенсационным Квартетом для скрипки соло, в котором Б. продемонстрировал феноменальное искусство полифонической игры. Благодаря успехам в Европе и США Б. стал восприниматься на родине как национальный герой. В 1840—50-х он много сделал для того, чтобы обратить внимание внешнего мира на культуру своего народа и способствовать развитию норвежского искусства: основал театр в Бергене (1850), поддерживал драматургов Генрика Ибсена и Бьёрнстерне Бьёрнсона, а также молодого Грига, пытался основать норвежскую колонию в шт. Пенсильвания, США. Искусство Б. высоко ценили Уильям Теккерей, Марк Твен, Лист, Шуман, который считал его равным Паганини. Произведения Б. критиковались за недостатки формы, однако в них находили мелодические достоинства; некоторые его пьесы и песни (например, «В одинокий час» [I ensomme stunde]) не забыты до сих пор.

«Бульвар Одиночество» (Boulevard Solitude). Опера в 7 сценах Хенце, либретто Г. Вайль (Weil) по мотивам романа аббата А. Ф. Прево «Манон Леско» (1952, Ганновер).

Бунгерт (Bungert), (Фридрих) Август (14.3.1845 или 1846, Мюльхайм ан дер Рур, — 26.10.1915, Лойтесдорф-ам-Райн). Немецкий композитор. Учился в Кёльнской консерватории, Париже, Берлине. Среди его ранних произведений известностью пользовался Фортепианный квартет Es-dur соч. 18. Помимо песен, хоров, комической оперы, программных произведений для оркестра сочинил оперную тетралогию «Одиссея» (Die Odyssee, 1896—1903), образцом для которой послужило «Кольцо нибелунга» Вагнера. Вместе с неосуществленной тетралогией «Илиада» (Die Ilias) она должна была составить цикл «Гомеровский мир» (Homerische Welt), для постановки которого Б. предполагал построить специальный театр на берегу Рейна.

Буонаменте (Buonamente), Джованни Баттиста (конец XVI в., Мантуя, — 29.8.1642, Ассизи). Итальянский композитор. В молодости служил при дворе герцогов Гонзага в Мантуе, в конце 1620-х был камерным музыкантом при австрийском императорском дворе в Вене, затем некоторое время работал в Бергамо и Парме, после чего занял пост капельмейстера собора св. Франциска в Ассизи. Одним из первых стал сочинять технически сложную музыку для скрипки; во многом благодаря деятельности Б. новый итальянский скрипичный стиль привился в странах центральной Европы. Автор 7 сборников инструментальной музыки (1626—37), из которых сохранились последние 4. Они включают симфонии, канцоны, танцы и сонаты (в жанре sonata da camera), главным образом трехголосные. Сочинял также духовную музыку, большая часть которой утеряна.

Бургмюллер (Burgmüller), (Август Йозеф) Норберт (8.2.1810, Дюссельдорф, — 7.5.1836, Ахен). Немецкий композитор и пианист. Ученик Гауптмана и Шпора. Автор песен, струнных квартетов, сонат для фп., концерта для фп. с оркестром и 2 симфоний. Творчеством Б. восхищались Мендельсон и Шуман, оркестровавший 3-ю часть его 2-й симфонии. По мнению Шумана, ранняя смерть Б. была для музыки такой же трагедией, как и смерть Шуберта.

Его отец Иоганн Август Франц Б. был основателем Нижнерейнского музыкального фестиваля (1818).

Бурго-Дюкудре (Bourgault-Ducoudray), Луи (Альбер) (2.2.1840, Нант, — 4.7.1910, Вернуйе). Французский музыковед, композитор, педагог. Учился в Парижской консерватории (лауреат Римской премии 1862). Автор трудов о полифонии эпохи Возрождения, творчестве Шуберта и др.; записал и опубликовал многочисленные образцы музыкального фольклора разных стран и регионов, в т. ч. Бретани, Греции, России, стран Востока. Ориентальные мотивы широко представлены в собственной музыке Б.-Д. Преподавал в Парижской консерватории (среди учеников — Дебюсси, Ла Лоранси); выступал как сторонник расширения выразительных средств музыки.

Бургундская школа. Музыканты, работавшие при дворе бургундских герцогов между 1384 (когда была основана придворная капелла) и 1477 (когда герцогство Бургундское было присоединено к Франции). В течение этого времени двор находился либо в столице Бургундии Дижоне, либо в одном из крупных городов северной части герцогства (Брюсселе, Брюгге, Лилле). Среди композиторов Б. ш. — Таписье, Гренон, Фонтен, Беншуа, Мортон, Хайне ван Гизегем, Бюнуа; возможно, с бургундским двором был связан также Дюфаи. Мастера Б. ш. известны своей духовной музыкой и произведениями жанра шансон. См. также Нидерландская школа.

Бургхаузер (Burghauser), Ярмил (20.10.1921, Писек, — 19.2.1997, Прага). Чешский композитор и музыковед. Учился композиции и дирижированию в Праге (1933—46); среди учителей — Еремиаш. Стиль Б. эволюционировал от национального романтизма в духе Дворжака и В. Новака к неоклассицизму (балет «Слуга двух господ» [Sluha dvou pánů], 1957), а затем и к особой разновидности серийной техники, которую сам Б. назвал «гармоническим сериализмом». Среди многочисленных трудов Б.-музыковеда — тематический каталог произведений Дворжака и редакция ПСС Яначека.

Бурдон (франц. bourdon, англ. burden). Простейшая форма органного пункта: самые низкие, непрерывно звучащие 1—2 звука на волынке; свободно вибрирующие (расположенные обычно вне грифа) открытые басовые струны у большой лютни (например, теорбо) или у некоторых смычковых инструментов (например, лиры да браччо).

Буржуа (Bourgeois), Луи (между 1510 и 1515, Париж, — не ранее 1560, ?). Французский композитор и теоретик. С 1545 — хормейстер в церквах Женевы. Осуществил гармонизацию традиционных напевов и сочинил новые мелодии для Женевской Псалтири Кальвина (1551). За свою деятельность по «модернизации» музыки псалмов был посажен на короткое время в тюрьму, а затем выслан из Женевы; обосновался вначале в Лионе, затем в Париже. В 1547 вышли в свет 2 сборника его четырехголосных обработок псалмов; первый из них включает простые гомофонные образцы, тогда как второй — более развитые песнопения с вокальными и инструментальными партиями. Его трактат Le droict chemin («Верный путь», 1550) — первое руководство по пению и чтению с листа на французском языке.

Буржуа (Bourgeois), Тома-Луи (24.10.1676, Фонтен-л’Эвек, — 1750 или 1751, Париж). Французский композитор. Работал в Страсбурге и Туле (Toul), в 1708—11 пел в Парижской опере, в 1715—21 состоял на службе у герцога де Бурбона. Автор ок. 40 кантат, содержащих немало обаятельных лирических страниц; писал также для музыкального театра.

Буриан (Burian), Эмиль Франтишек (11.6.1904, Пльзень, — 9.8.1959, Прага). Чешский композитор, режиссер, актер, писатель. Воспитывался в театральной среде (его отец и дядя были известными оперными певцами); учился в Пражской консерватории у Фёрстера. Еще до окончания консерватории (1927) приобрел известность как представитель музыкально-театрального авангарда, автор экстравагантных опусов, отмеченных влиянием джаза, французской Шестерки и дадаистов. Среди его произведений 1930-х выделяются «Война» (Vojna, 1935) — театральная пьеса в народном духе с песнями и танцами, стилистически родственная некоторым операм Яначека и музыке Стравинского периода «Свадебки», — и кантата «Май» (Máj, 1936) для вокального ансамбля, поющего без слов (этот ансамбль, организованный самим Б., впервые выступил в 1928). После войны Б. стал писать в духе социалистического реализма.

Бурк (Burck), Йоахим а, наст. имя и фам. Йоахим Моллер (Moller) (1546, Бург, — 24.5.1610, Мюльхаузен). Немецкий композитор. Учился в Магдебурге и др. городах. С 1563 — кантор в Мюльхаузене, с 1566 — органист церкви Блазиускирхе там же. Занимал также посты в городской администрации Мюльхаузена. В молодости опубликовал сборник полифонических мотетов; позднее приобрел известность как плодовитый автор духовных песен и од в новейшем гомофонном стиле. Среди др. произведений — несколько пассионов, гимны, псалмы, пьесы, приуроченные к различным событиям.

Буркхард (Burkhard), Вилли (17.4.1900, Эвиляр-сюр-Бьенн, — 18.6.1955, Цюрих). Швейцарский композитор. Учился в Берне, Лейпциге, Мюнхене и Париже, преподавал в консерваториях Берна и Цюриха (среди учеников — К. Хубер). В своем творчестве склонялся к неоклассицизму, иногда «необахианского» толка; испытал влияние Хиндемита и Бартока. Среди важнейших произведений — оратории «Видение Исаии» (Das Gesicht Jesajas, 1935) и «Год» (Das Jahr, 1942), Месса для солистов, хора и оркестра (1951).

Бурлеска (бурлетта, франц. burlesque, нем. Burleske, итал. burlesca или burletta от burla — «шутка», «насмешка»). (1) Музыкальная пьеса юмористического, часто гротескного или пародийного характера. Бах назвал «бурлеской» пятую часть своей клавирной Партиты BWV 827 a-moll. Другие образцы: Бурлеска (Burleske) для фп. с оркестром Р. Штрауса, 3-я часть (Rondo Burleske) 9-й симфонии Малера, 3-я часть (Burletta) 6-го струнного квартета Бартока, финал 1-го концерта для скрипки с оркестром Шостаковича.

(2) Разновидность английской комической оперы конца XVIII — начала XIX в. Возникла как сатира на оперу-сериа. Жанр Б. привился в США. Начиная с 1860-х термин «Б.» применяется к развлекательным шоу.

Бурмейстер (Бурмайстер, Burmeister), Йоахим (1564, Люнебург, — 5.3.1629, Росток). Немецкий теоретик. Учился в Люнебурге и в Ростокском университете; преподавал и служил кантором в Ростоке. Разработал доктрину музыкально-риторических фигур, имеющую важнейшее значение для понимания музыки барокко (см. Риторика и музыка). Наиболее обширный из теоретических трудов Б. — Musica autoschedastikě (1601). Гармонизовал напевы традиционных духовных гимнов (всего 91 пьеса, 1601), сочинил 4 мотета по образцу произведений Лассо.

Бурнонвиль (Bournonville), Жан де (ок. 1585, Нуайон, — 27.5.1632, Париж). Французский композитор. С 1612 работал хормейстером (последние месяцы жизни — в парижской часовне Сент-Шапель). Сочинял главным образом церковную музыку (псалмы, магнификаты и др.) a cappella. Мелодические линии, составляющие полифоническую ткань его произведений, часто выдержаны в характере изящных шансон.

Его сын Валантен (ок. 1610 — ок. 1663) — композитор (его произведения не сохранились). Другой прямой потомок Б., Жак (ок. 1675 — после 1753), — клавесинист, педагог, автор произведений для церкви.

Бурре (франц. bourrée, от bourrer — «набивать», «колотить»). Французский (овернский) крестьянский танец, возникший в середине XVI в. В XVII—XVIII вв. — быстрый придворный танец в размере 2/2, с обязательным затактом; часто встречается синкопа на третьей или седьмой доле музыкальной фразы. В барочных инструментальных сюитах Б. часто следует за сарабандой.

«Буря» (The Tempest). Пьеса Шекспира (1612), послужившая основой для маски Хамфри (1674), семи-оперы Пёрселла (1695), оперы Франка Мартена (нем. Der Sturm, 1956, Вена), опер Хойби (1986), Уэстергарда (1994) и др., симфонической фантазии Чайковского (соч. 18, 1873), симфонической поэмы Фибиха (1880). Музыку к спектаклям по пьесе «Б.» писали Уэлдон (ок. 1712), Сибелиус (соч. 109, 1925), Типпетт (1962) и др.

Буря и натиск (нем. Sturm und Drang). Движение в немецкой литературе 2-й половины XVIII в., повлиявшее и на др. искусства и достигшее своей кульминации в творчестве молодых Гёте и Шиллера. Свою основную цель представители Б. и н. видели в том, чтобы ошеломить, изумить, потрясти; в их искусстве подчеркивалось иррациональное, субъективное начало. Важнейшие проявления духа Б. и н. в музыке — балет Глюка «Дон Жуан» (1761) и «Танец фурий» из его же оперы «Орфей и Эвридика» (1762), минорные симфонии Гайдна начала 1770-х, мелодрамы Г. Бенды (1774—75), оперы Моцарта «Идоменей» (1781) и «Дон Жуан» (1787).

«Буря на море» (La tempesta di mare). Название концертов Вивальди для скрипки с оркестром соч. 8 № 5 Es-dur Rv 253 и для флейты с оркестром соч. 10 № 1 F-dur Rv 433 (др. версии — Rv 98 и 570).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011