Брахам — Бригель

Брахам — см. Брейем.

Бребис (Бреби, Brebis), Йоханнес (творил в конце XV в.). Французский певец и композитор. В 1471—78 пел в придворной капелле феррарского герцога Эрколе д’Эсте. Сочинил мотет в честь герцога и несколько двуххорных композиций в простом гомофонном стиле (одним из первых стал писать музыку этого рода).

Бреваль (Bréval), Жан-Батист Себастьян (6.11.1753, Париж, — 18.3.1823, Коллижи). Французский композитор и виолончелист. Учился у Ж.-Б. Кюпи де Камарго, преподавал игру на виолончели, выступал в Духовных концертах (с 1778), играл в оркестре Парижской оперы (ок. 1801—14). Несложная музыка Б. отвечала вкусам парижан. С другой стороны, в крупных произведениях Б. (струнных квартетах, виолончельных концертах и концертных симфониях) есть страницы, свидетельствующие о его большом таланте и серьезности его творческих устремлений. Написал руководство по игре на виолончели: Traité du violoncelle соч. 42 (1804).

Бревий (Bréville), Пьер (Эжен Онфруа) де (21.2.1861, Бар-ле-Дюк, — 24.9.1949, Париж). Французский композитор, ученик Франка. Автор оперы «Эрос-победитель» (Eros vainqueur, 1905), произведений для хора и для симфонического оркестра, романсов, часть которых отмечена влиянием Вагнера, а другая, более поздняя, — влиянием Форе и Дебюсси.

Бревис (лат. brevis — «короткий»). В современной нотации — нота, по длительности равная двум целым. В первоначальном значении — более краткая из двух длительностей ранней мензуральной музыки. См. Лонга; Нотация; Мензуральная нотация.

Брегенцский фестиваль (Австрия). Проводится ежегодно летом, начиная с 1946. В программах — концерты, балеты, оперные и опереточные спектакли на открытом воздухе.

Бре (Bree), Йоханнес Бернардус ван (29.1.1801, Амстердам, — 14.2.1857, там же). Нидерландский композитор и дирижер. В молодости выступал как скрипач, позднее как хормейстер и дирижер; основал струнный квартет. В исполнительской деятельности ориентировался на немецкий репертуар. Мессы Б. написаны под очевидным влиянием немецких образцов, тогда как его 2 оперы и оркестровые произведения выдержаны скорее во французском стиле, который пользовался в Амстердаме большей популярностью.

Брейд (Brade), Уильям (ок. 1560, ?, — 26.2.1630, Гамбург). Английский инструменталист и композитор. Большую часть творческой жизни провел при дворах немецких вельмож (в Берлине, Бюкебурге, Гамбурге) и при датском королевском дворе. Один из первых в истории скрипачей-виртуозов. Автор многочисленных танцевальных пьес, преимущественно гомофонного склада; с точки зрения музыкального языка они намного проще традиционных английских танцев того времени. Во многом благодаря Б. в музыкальном обиходе Германии появились бранль, маскерата, вольта, что сыграло определенную роль в становлении жанра инструментальной сюиты.

Брейем (Брахам, Braham), наст. фам. Абрахам (Abraham), Джон (20.3.1774, Лондон, — 17.2.1856, там же). Английский певец (тенор) и композитор. Мальчиком пел в хоре Ковент-Гарден; позднее учился у Рауццини. Континентальные гастроли Б. (в т. ч. с певицей Стораче) неизменно проходили с огромным успехом; специально для Б. Чимароза сочинил оперу «Артемизия» (Artemisia, 1801). Выступая в операх английских композиторов (Аттвуда, Бишопа и др.), Б. часто включал в них арии собственного сочинения. Большой популярностью пользовались его баллады, дуэты, патриотические песни, особенно «Гибель Нельсона» (The Death of Nelson, 1811). Современники часто упрекали Б. в дурном вкусе; с другой стороны, его искусство восхищало многих выдающихся музыкантов, в т. ч. Вебера, который написал для Б. партию Гюона в опере «Оберон».

Брейк (англ. break — «разрыв», «прорыв» и т. п.). В джазе — род короткой каденции, исполняемой солистом-певцом или инструменталистом без ритмического сопровождения.

Брейн (Brain), Деннис (17.5.1921, Лондон, — 1.9.1957, Хатфилд). Английский валторнист, сын валторниста Обри Б. (1893—1955) и его ученик в КАМ. Дебютировал в 1938. В 1946 стал первым валторнистом Королевского ФО, позднее — оркестра Филармония. Среди композиторов, сочинявших музыку для Б., — Бриттен (Серенада для тенора, валторны и струнных [1943] и др.), Хиндемит.

Брейткопф и Гертель — см. Брайткопф и Хертель.

Брема (Brema), Мари, наст. имя и фам. Минни Ферман (Fehrmann) (28.2.1856, Ливерпуль, — 22.3.1925, Манчестер). Английская певица (меццо-сопрано) немецко-американского происхождения. Специализировалась на вагнеровском репертуаре; в 1894 стала первой певицей из Англии, выступившей в Байройте (Ортруда). Исполнила партию Ангела на премьере оратории Элгара «Сновидение Геронтия» (1900).

Бреме (Brehme), Ганс (Людвиг Вильгельм) (10.3.1904, Потсдам, — 10.11.1957, Штутгарт). Немецкий композитор и пианист. Учился с Берлинской ВМШ (1922—26), занимался у Кемпфа; с 1928 преподавал в Штутгартской ВМШ. Произведения Б. в основном традиционны по языку и форме (3 оперы, 2 симфонии, 2 фортепианных концерта и др.); лишь в некоторых поздних пьесах использованы 12-тоновые серии.

Брендель (Brendel), Альфред (р. 5.1.1931, Визенберг). Австрийский пианист. Учился в Загребе, Софии, Венской академии музыки, занимался у Штойермана и Э. Фишера. Дебютировал в 1948 в Граце. С 1949 гастролирует по всему миру. С 1974 живет в Лондоне. Одухотворенный и технически безукоризненный исполнитель Гайдна, Моцарта, Бетховена (в 1960-х первым записал на пластинки все его фортепианные произведения), Шуберта, Листа; реже исполняет музыку XX в. Выступает в ансамблях.

Брендель (Brendel), Вольфганг (р. 20.10.1947, Мюнхен). Немецкий певец (баритон). Учился в Висбадене. В 1971 дебютировал в Мюнхенской опере (Папагено). Пел в Венской гос. опере, Ла Скала, Метрополитен-опера и др.; в 1985 дебютировал в Ковент-Гарден (ди Луна). Обладатель мягкого, подвижного голоса с насыщенным, «темным» нижним регистром, блестяще исполняет также партии Графа, Вольфрама, Фальке («Летучая мышь» И. Штрауса), Онегина, Мандрыки и др. Выступает в ораториальном и камерном репертуаре.

Брендель (Brendel), Карл Франц (26.11.1811, Штольберг, — 25.11.1868, Лейпциг). Немецкий историк музыки и музыкальный критик, ученик Вика. С 1845 редактировал основанный Шуманом журнал Neue Zeitschrift für Musik; выступал в поддержку новой немецкой школы. Преподавал в Лейпцигской консерватории. Автор фундаментального труда по истории европейской музыки (Geschichte der Musik […] von den ersten christlichen Zeiten, 1852).

Брендлер (Brendler), (Франс Фредрик) Эдуард (4.11.1800, Дрезден, — 16.8.1831, Стокгольм). Шведский флейтист и композитор, чьи немногочисленные произведения (Вариации для 3 фаготов с оркестром [1828], 2 мелодрамы и др.) написаны под влиянием Шпора.

Брене (Brenet), Мишель, наст. имя и фам. Мари Бобилье (Bobillier) (12.4.1858, Люневиль, — 4.11.1918, Париж). Французский музыковед. В круг научных интересов Б. входила музыка разных эпох, от Окегема до Берлиоза, однако наибольшей ценностью обладают ее труды по истории французской музыки: Les musiciens de la Sainte-Chapelle du Palais («Музыканты дворцовой Святой Капеллы», 1900); Les concerts en France sous l’ancien régime («Концерты во Франции до Великой революции», 1900); La librairie musicale en France de 1633 à 1780 («Музыкальные издания, вышедшие во Франции между 1633 и 1780», 1907).

Брентано (Brentano), Клеменс (Венцеслаус Мария) (9.9.1778, Эренбрайтштайн, — 28.7.1842, Ашаффенбург). Немецкий поэт-романтик. Вместе с Ахимом фон Арнимом (Achim von Arnim, 1781—1831) составил сборник народной поэзии «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn, 3 тома, 1805—08). Песни на тексты из этого сборника писали Вебер, Шуман, Мендельсон, Брамс, Вольф, Малер (свыше 20 песен, вокальные части 2, 3 и 4-й симфоний), Р. Штраус, Шёнберг, Веберн.

Бресген (Bresgen), Цезар (16.10.1913, Флоренция, — 7.4.1988, Зальцбург). Австрийский композитор немецкого происхождения. Учился в Мюнхенской академии музыки (1930—36); с 1939 преподавал в зальцбургском Моцартеуме. Был знаком с Веберном, чьей памяти посвятил Реквием (1945—72), однако в своем творчестве тяготел скорее к неоклассицизму. Обширное наследие Б. включает произведения для музыкального театра и музыку для детей и юношества.

Бретель (Brätel), Ульрих (ок. 1495, ?, — 1544 или 1545, Штутгарт). Немецкий композитор. Возможно, был учеником гуманиста Вадиана (Vadian). Служил музыкантом при дворах Австрии, Венгрии и Польши, а также при Хайдельбергском дворе. С 1534 — на службе у герцога Ульриха Вюртембергского в Штутгарте; его основной обязанностью было создание нового репертуара для протестантской церкви. Сочинял также инструментальную и светскую вокальную музыку. Как духовные, так и светские произведения Б. выдержаны в глубоко консервативном духе.

Бретон (Бретон-и-Эрнандес, Bretón y Hernández), Томас (29.12.1850, Саламанка, — 2.12.1923, Мадрид). Испанский композитор. Учился в Мадриде и за границей, работал в Мадриде как дирижер и педагог (с 1901 — дирижер консерватории). Один из ведущих мастеров жанра сарсуэлы; стремился обогатить его сложными современными формами и тем самым поднять до уровня настоящей лирической оперы. Из его сарсуэл наибольшим успехом пользовались фарс «Канун праздника Девы» (La Verbena de la Paloma, 1894), мелодии из которого до сих пор широко известны в Испании, и лирическая драма «Долорес» (La Dolores, 1895). Сочинял также произведения др. жанров, в т. ч. камерно-инструментальные ансамбли.

Брехт (Brecht), Бертольд (Ойген Фридрих) (10.2.1898, Аугсбург, — 14.8.1956, Восточный Берлин). Немецкий драматург и поэт, один из крупнейших в XX в. реформаторов театрального искусства. Теоретически обосновал и практически воплотил концепцию «театра представления», противопоставив его реалистическому «театру переживания». Разработал жанр «учебной пьесы» (см. Лерштюк). Был сторонником идеи социальной ангажированности художника, что в конце жизни привело его к сближению с коммунистическим режимом ГДР. В 1927—30 работал над произведениями для музыкального театра вместе с Вайлем, позднее — с Айслером и Дессау. Произведения на тексты Б. есть также у Айнема, Блахера, Денисова, Малдауни, Ноно, Сешнса, Хенце, Хиндемита, Черхи.

«Бриггская ярмарка» (Brigg Fair). Оркестровое произведение Дилиуса (1907) с подзаголовком «Английская рапсодия» (An English Rhapsody).

Бригель (Briegel), Вольфганг Карл (май 1626, Кёнигсберг, ныне Калининград, — 19.11.1712, Дармштадт). Немецкий композитор. С 1650 — кантор, затем придворный капельмейстер в Готе, с 1671 — капельмейстер при Гессен-Дармштадтском дворе. Автор произведений для музыкального театра (не сохранились), инструментальной музыки (в т. ч. юмористической пьесы Tafelkonfekt, 1672), сольных духовных песен и драматических диалогов, а также годового цикла духовных кантат, который способствовал возрождению традиции церковной музыки в Дармштадте.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011