Боски — Брайерс

Боски (Boschi), Джузеппе Мария (выступал между 1698 и 1744). Итальянский певец (бас). В начале XVIII в. Б. и его жена, певица (контральто) Франческа Ванини (ум. 1744), пели в Венеции, а в 1710—11 — в Лондоне. После нескольких сезонов, проведенных в Дрездене, Б. в 1720 вернулся в Лондон и выступал там до 1728, преимущественно в партиях злодеев и тиранов в операх Генделя.

Боскович (Boskovich), Александер Урия (16.8.1907, Клуж, — 5.11.1964, Тель-Авив). Израильский композитор румынского происхождения. В 1920-х учился в Париже и Вене. До репатриации в Палестину (1938) работал в Клуже, выступал как дирижер и пианист. В своей музыке стремился осуществить синтез еврейской духовной и музыкальной традиции с современными методами композиции. С 1955 — музыкальный критик газеты «Ха-арец».

Босковски (Boskovsky), Вилли (16.6.1909, Вена, — 22.4.1991, Граубюнден). Австрийский скрипач и дирижер. Учился в Венской академии музыки. В 1932 поступил в Венский ФО; в 1939 стал одним из его концертмейстеров (другим был Шнайдерхан). Был также концертмейстером Венской гос. оперы. В 1969 возглавил венский Штраусовский оркестр. В 1954—79 дирижировал знаменитыми новогодними концертами Венского ФО.

Босса-нова (bossa-nova). Направление в бразильской легкой музыке, возникшее ок. 1959 и существенно изменившее облик классической городской самбы. Стиль Б.-н. основывается на равноправии мелодии, гармонии и ритма и на пении вполголоса.

Босси (Bossi), Марко Энрико (25.4.1861, Сало, — 20.2.1925, Атлантический океан). Итальянский композитор, органист и пианист. Учился у своего отца и у Понкьелли в Миланской консерватории (1873—81). В 1881 стал органистом собора в Комо. Преподавал игру на органе и композицию в Неаполе (1890—95), Венеции (1895—1902), Болонье (1902—11) и Риме (1916—23); среди его учеников — Малипьеро, Мортари. Концертировал в разных странах. Стремился к возрождению итальянской музыки «чистых», не театральных жанров; испытал влияние немецких романтиков, Франка, Регера. В обширном наследии Б. наибольший интерес представляют произведения для органа и для хора.

Его сын Ренцо (1883—1965) — композитор, оперный дирижер, педагог. Учился в Лейпциге. Автор произведений для оркестра и опер.

Боссинензис — см. Франциск Боснийский.

Бостон (boston, по названию города в США). Американский салонный танец, родственный медленному вальсу (другое название — вальс-бостон). Характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Возник в 1870-х, пользовался особой популярностью в 1920-х. Использован в фортепианной сюите «1922» Хиндемита. В 1996 Канчели написал «Вальс-бостон» для фп. и струнного оркестра.

Бостонская камерата (Boston Camerata). Американский ансамбль старинной музыки, включающий певцов и инструменталистов. Основан в 1954; в 1968 ансамбль возглавил Джоэл Коэн (Cohen).

Бостонский симфонический оркестр (Boston Symphony Orchestra). Американский оркестр, основан в 1881. С 1900 выступает в Симфони-холл (Symphony Hall). Оркестр возглавляли: Джордж Хеншель (Henschel) (1881—84), Герике (1884—89, 1898—1906), Никиш (1889—93), Паур (1893—98), Мук (1906—08, 1912—18; под его управлением в 1917 были сделаны первые записи оркестра), Макс Фидлер (Fiedler) (1908—12), Рабо (1818—19), Монтё (1919—24), Кусевицкий (1924—49; при нем стали проводиться ежегодные фестивали в Беркшире [ныне Тэнглвуд]), Мюнш (1949—62), Лайнсдорф (1962—69), Штайнберг (1969—72), Озава (с 1972). С 1885 существует оркестр легкой музыки Boston Pops, достигший своего расцвета под руководством Артура Фидлера.

Боте и Бок (Bote und Bock). Немецкое музыкальное издательство. Основано в Берлине в 1838, когда Эдуард Боте и Густав Бок купили издательскую фирму C. W. Froehlich & Co. В XIX в. специализировалось прежде всего на операх, после 1945 — на новой музыке.

Боттезини (Bottesini), Джованни (22.12.1821, Крема, — 7.7.1889, Парма). Итальянский контрабасист, дирижер и композитор. После окончания Миланской консерватории (1839) работал концертмейстером контрабасов в оркестре венецианского театра Сан-Бенедетто, гастролировал как солист в разных странах Европы и в Северной Америке. В концертах играл на трехструнном инструменте, настроенном на тон выше обычного. За виртуозную технику, чистоту и благородство тона получил прозвище «Паганини контрабаса». Выступал также как оперный дирижер в Париже, Палермо, Испании, Португалии, Лондоне. Дирижировал мировой премьерой «Аиды» Верди (1871, Каир). Под конец жизни возглавил консерваторию в Парме. Автор оперы «Геро и Леандр» (Ero e Leandro) на либретто Бойто (1879, Турин) и нескольких др. опер, оратории, камерно-инструментальных ансамблей (в т. ч. с участием контрабаса), виртуозных пьес для контрабаса, существенно расширивших технические и выразительные возможности инструмента.

Боттригари (Bottrigari), Эрколе (24.8.1531, Болонья, — 30.9.1612, Сант-Альберто). Итальянский музыкальный писатель. В 1576—86 состоял на службе при дворе герцогов Эсте в Ферраре, которая в то время была одним из крупнейших центров художественной жизни Италии. Его диалог Il desiderio (1594) посвящен обсуждению музыкальной жизни Феррары, а также актуальных теоретических проблем (в т. ч. вопроса о строе музыкальных инструментов). Придерживался прогрессивных взглядов на музыку; полемизировал с Артузи. По-видимому, сочинял мадригалы.

Боулз (Bowles), Пол (30.12.1910, Нью-Йорк, — 18.11.1999, Танжер). Американский композитор и писатель. В конце 1920-х — начале 1930-х учился у Копленда, Томсона и Буланже. Автор оперы «Ветер остается» (The Wind Remains) на либретто Уильяма Сарояна (1943), Концерта для 2 фп. с оркестром (1947), музыки к бродвейским театральным постановкам и фильмам, сонат, песен и др. В музыке Б. черты неоклассицизма французского типа, характерные для американских представителей школы Буланже, сочетаются с влиянием неевропейской (прежде всего арабской и латиноамериканской) музыки. В 1949 был опубликован роман Б. «Под защитой неба» (The Sheltering Sky), принесший ему широкую известность; с этого времени Б. оставил сочинение музыки и всецело посвятил себя беллетристике.

Боулт (Boult), сэр Адриан (Седрик) (8.4.1889, Честер, — 22.2.1983, Хемпстед). Английский дирижер. Учился в Оксфорде и в Лейпцигской консерватории, в т. ч. у Никиша. С 1914 — дирижер театра Ковент-Гарден. С 1918 активно пропагандировал современную английскую музыку, прежде всего Холста, Элгара, Воан-Уильямса. В 1924—30 возглавлял Бирмингемский городской СО, в 1930—50 — СО Би-Би-Си, который под его руководством выдвинулся в ряд лучших оркестров Европы. В 1951—57 был главным дирижером Лондонского ФО, после чего вернулся к руководству Бирмингемским оркестром (до 1960). Исполнительская манера Б. отличалась сдержанностью и безупречным чувством стиля; в его репертуаре помимо английской музыки и Генделя преобладали Бетховен и немецкие романтики. Автор 2 учебных пособий по искусству дирижирования.

Боуман (Боумен, Bowman), Джеймс (Томас) (р. 6.11.1941, Оксфорд). Английский певец (контратенор). Учился в Оксфорде. Выступал в составе ансамбля старинной музыки под руководством Манроу. В 1967 исполнил в Лондоне роль Оберона («Сон в летнюю ночь» Бриттена); специально для него Бриттен написал партию Голоса Аполлона («Смерть в Венеции»). В Ковент-Гарден пел также в операх П. М. Дэвиса и Типпетта. Обладатель гибкого и необычайно сильного голоса, широко известен как интерпретатор Пёрселла, Генделя, Баха, Глюка, др. композиторов барокко и раннего классицизма.

Боутон (Boughton), Ретленд (23.1.1878, Эйлсбери, — 25.1.1960, Лондон). Английский композитор, дирижер, литератор, музыкальный критик. Систематического музыкального образования не получил (недолго учился в КМК). В 1905—11 преподавал в Бирмингеме; тогда же испытал влияние Вагнера и социалистического учения Уильяма Морриса (Morris). По образцу фестивалей в Байройте учредил ежегодные оперные фестивали в Глэстонбери (1914—27); в отличие от Байройта на этих фестивалях звучали также произведения др. композиторов. Первый же фестиваль был отмечен успешной премьерой оперы Б. «Бессмертный час»; еще большим успехом пользовалась ее лондонская постановка (1922). Ни одно из последующих сценических произведений Б. не удостоилось столь же восторженного приема. После краха фестивалей в Глэстонбери Б. уединился на собственной ферме и в 1945 завершил цикл из 5 опер на основе легенд о короле Артуре. В музыке этих опер «вагнеризмы» уступают место простому мелодическому языку с народнопесенными интонациями.

Бошан (Бошам, Beauchamp), Пьер (1636—1705[?]). Французский танцовщик и хореограф. Сын танцовщика и музыканта Л. Бошана (1597 — ок. 1666). В течение 22 лет был учителем танцев Людовика XIV; как хореограф Королевской академии музыки (с 1671) сотрудничал с Люлли. Сыграл ключевую роль в разработке принципов французского сценического танца. Изобрел способ графической записи танцев, опубликованный Фёйе в 1700.

Боэли (Boëly), Александр Пьер Франсуа (19.4.1785, Версаль, — 27.12.1858, Париж). Французский композитор, органист и пианист. Систематического музыкального образования не получил. Почитатель Баха, Гайдна и Бетховена, автор 2 месс и многочисленных органных и фортепианных пьес, часто весьма виртуозных и смелых по языку, он был одинокой фигурой в музыкальной жизни Парижа (лишь в 1840 получил должность органиста церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа). Сравнительно недавно его музыка начала возвращаться в концертный обиход.

Боэльман (Boëllmann), Леон (25.9.1862, Энзисхайм, Эльзас, — 11.10.1897, Париж). Французский органист и композитор. Учился в парижской Школе классической и религиозной музыки; работал органистом парижской церкви Сен-Венсан-де-Поль. Автор органных произведений, среди которых наиболее известны 12 пьес соч. 16 (ок. 1890) и «Готическая сюита» (Suite gothique, 1895), а также камерно-инструментальных ансамблей (Фортепианный квартет соч. 10, Фортепианное трио соч. 19), симфонии и др. Был известен также как блестящий импровизатор.

Боэссе (Boësset), Антуан (де) (1586, Блуа, — 8.12.1643, Париж). Французский композитор. С 1613 состоял на службе при французском королевском дворе; между 1617 и 1642 было издано 9 сборников его придворных арий. Сочинял также вокальную музыку для придворного балета и духовную музыку.

Придворным музыкантом был и его сын Жан-Батист Б. (1614—1685).

Боэций (Böetius, Böethius), Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим, — ок. 524). Римский писатель, философ, государственный деятель (советник короля остготов Теодориха, был казнен по обвинению в измене). Последний значительный представитель западноримской культуры, автор трудов по математическим дисциплинам (арифметике, музыке, геометрии и астрономии), логике, богословию, философии. В своем трактате De institutione musica («О музыкальном установлении») ввел различение трех родов музыки: «мировой» (musica mundana), «человеческой» (musica humana) и «инструментальной» (musica instrumentalis). Первая — универсальный космический принцип, тождественный пифагорейской «гармонии сфер», вторая мыслится как начало, связывающее человеческие тело и душу, а также отдельные части тела, третья извлекается из неодушевленных тел. Стремился рационально обосновать идею консонанса и принципы деления монохорда, опираясь на теорию тетрахордов античной совершенной системы, пифагорейскую теорию консонанса, математику. Трактат Б. оказал влияние на средневековую теорию музыки, в т. ч. на основополагающий труд Хукбальда.

Брага (Braga), Гаэтано (9.6.1829, Джулианова, — 20.11.1907, Милан). Итальянский виолончелист и композитор. Ученик Меркаданте (композиция). Концертировал во многих странах Европы и в США, выступал в ансамблях. Автор нескольких опер, романсов, концерта и многочисленных пьес для виолончели, среди которых наиболее известна «Валашская легенда» (Leggenda valacca), или «Серенада ангелов».

Брага (Braga) (Антонью) Франсишку (15.4.1868, Рио-де-Жанейро, — 14.3.1945, там же). Бразильский композитор. Учился в Парижской консерватории у Массне. В 1896—1900 жил в Германии, где испытал воздействие Вагнера и его эпигонов. По возвращении в Рио-де-Жанейро работал как композитор, дирижер и педагог (в Нац. институте музыки, 1902—38; среди учеников — Сикейра). Автор оркестровых произведений, а также опер, церковной и камерной музыки.

«Бразильские бахианы» (Bachianas brasileiras). Девять пьес для различных составов Вила-Лобоса (1930—45). Элементы бразильского фольклора появляются в них в контексте, напоминающем о баховских традициях. Особенно популярны «Б. б.» № 1 (для 8 виолончелей) и № 5 (для сопрано и 8 виолончелей).

Брайен (Brian), Хавергал (29.1.1876, Дрезден, — 28.11.1972, Шорем). Английский композитор. Учился музыке в основном самостоятельно. В начале XX в. приобрел известность благодаря нескольким крупным хоровым и оркестровым произведениями, которые, впрочем, вскоре были забыты. Долгие годы Б. сочинял, не рассчитывая, что его музыка будет услышана; лишь в 1950-х ее мало-помалу вновь начали исполнять. Среди произведений Б. — опера «Тигры» (The Tigers, 1916—30), 32 симфонии, в т. ч. двухчасовая «Готическая» (Gothic Symphony) для солистов-певцов, 2 хоров и расширенного состава оркестра (1927), четырехчасовая опера «Прометей раскованный» (Prometheus Unbound, 1944). Большая часть симфоний Б. была написана в 1950—60-х.

Брайерс (Bryars), Гейвин (р. 16.1.1943, Гул). Английский композитор. Изучал философию в Шеффилдском университете; занимался музыкой частным образом. В 1960-х играл в джазовых ансамблях. С 1970 — преподаватель Лестерского политехнического института. Композитор экспериментального направления, последователь Кейджа и Сати, Б. поначалу сочинял для исполнительских групп неопределенного состава («Гибель Титаника» [The Sinking of the Titanic], 1969). Его более поздние произведения создавались под влиянием современных тенденций теории литературы. Композиционные идеи Б. отличаются остроумием; в техническом отношении его музыка иногда нарочито проста (складывается из сплошных повторов одних и тех же элементарных структур). Успехом пользовались оперы Б. «Медея» (Medea, 1984) и «Опыт доктора Окса» (Doctor Ox’s Experiment, по Жюлю Верну, 1998).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011