«Богема» — «Болеро»

«Богема» (La bohème). Опера в 4 актах Пуччини на либретто Джакозы и Иллики по роману Анри Мюрже (Murger) «Сцены из жизни богемы» (1896, Турин, дирижер Тосканини).

На тот же сюжет написана опера в 4 актах Леонкавалло (1897, Венеция).

Богослужебные певческие книги. В католической церкви традиционно используются семь Б. п. к. Миссал (лат. Missale) содержит словесные тексты мессы без нотации; Градуал (Graduale, ранее также Antiphonale missarum) — песнопения проприя и ординария мессы; Бревиарий (Breviarium) — словесные тексты оффиция; Антифонарий (Antiphonale, или Antiphonarium) — песнопения оффиция, за исключением ночной службы часов; Мартиролог (Martyrologium) — жития святых; Понтификал (Pontificale) — чиновник епископского служения; Требник (Rituale) — чиновник для обычного священника. В настоящее время используются также Кириал (Kyriale), содержащий песнопения ординария мессы, Весперал (Vesperale), включающий песнопения вечерни (иногда также повечерия), и Обиход (Liber usualis). В монастырском обиходе используются Респонсориал (Liber responsorialis) с песнопениями (преимущественно респонсориями) ночной службы и Монастырский процессионал (Processionale monasticum) с песнопениями, исполняемыми во время процессии перед мессой. В Средние века бытовали Сакраментарий (собрание молитв для мессы), Лекционарий (собрание чтений для мессы), Евангелиарий (собрание евангельских чтений мессы), Ординал (описание последования службы), Кантарий (собрание песнопений аллилуйи и тракта мессы).

В богослужебной практике православной церкви сохранились древние типы византийских гимнографических сборников: (1) однородные или одножанровые — Кондакарь, Стихирарь, Ирмологий, древний Параклитик (включал только каноны [2]); (2) разножанровые (обусловленные порядком богослужения) — Октоих, Триодь постная и цветная (или Трипеснец; название подчеркивает, что Триодь включает каноны из трех песней), Минея (служебная и праздничная), с середины XVI в. появляются книги Праздники и Трезвоны, с конца XVI в. — Обиход (включающий неизменяемые песнопения литургии, вечерни и утрени). Одни и те же Б. п. к. могут быть как нотированными, так и ненотированными. Колокольные звоны православной церкви регламентируются Типиконом (Уставом), действующим в редакции конца XVII в.

Боденшатц (Bodenschatz), Эрхард (1576, Лихтенберг, — 1636, Гросс Остерхаузен). Немецкий композитор, священник. Учился в Дрездене, Лейпциге и Шульпфорте; работал кантором в разных городах. Известен прежде всего как составитель обширной антологии немецких и итальянских мотетов Florilegium Portense (1603—21). Автор пятиголосного Магнификата (1599), 90 бициниев (1615), др. духовных композиций.

Бодинус (Bodinus), Себастьян (ок. 1700 — ок. 1760). Немецкий композитор. Служил придворным музыкантом и концертмейстером в Карлсруэ. Сочинял концерты и симфонии, однако большинство его произведений составляют камерные ансамбли в позднебарочном стиле; среди них есть не только сонаты и трио-сонаты, но и квартеты.

Бодки (Bodky), Эрвин (7.3.1896, Неман, — 6.12.1958, Люцерн). Американский пианист, композитор, музыковед немецкого происхождения. Учился в Берлинской ВМШ, занимался у Бузони и Р. Штрауса, в 1920-х сочинял музыку. До своей эмиграции в США (1938) концертировал как пианист, затем исполнял старинную музыку на клавесине и клавикорде. Преподавал в Брандейсском университете; написал ценный труд об интерпретации клавирной музыки И. С. Баха.

Бодли (Bodley), Шёрш’е (Seóirse) (р. 4.4.1933, Дублин). Ирландский композитор. Учился в Дублине, затем у И. Н. Давида в Штутгарте (1957—59). С 1959 — преподаватель Дублинского университетского колледжа (композиция, ирландский музыкальный фольклор). В музыке Б. разнообразные авангардные приемы (серийная техника, алеаторика, сонористика, электронные тембры) сочетаются с элементами ирландского фольклора, порождая оригинальный язык, богатый выразительными возможностями. Среди произведений — 5 симфоний (1959—91), 2 камерные симфонии (1964, 1982), «Конфигурации» (Configurations) для оркестра (1967), «Торжественная музыка» (Celebration Music) для 3 труб и струнных (1983), «Церемониальная музыка» (Ceremonial Music) для медных духовых (1995), 2 струнных квартета (1968, 1992), Трио для флейты, скрипки и фп. (1986), «Концертная месса» (A Concert Mass) для солистов, хора и струнных (1984), «Госпожа Музыка» (Frau Musica) для меццо-сопрано, хора и струнных на слова Лютера и И. Вальтера-старшего (1996).

Бодо (Baudo), Серж (р. 16.7.1927, Марсель). Французский дирижер. Учился в Парижской консерватории. В 1950 дебютировал с парижским оркестром Концерты Ламурё; с 1959 возглавлял СО Ниццы и Лазурного Берега. В 1962 впервые выступил в миланском театре Ла Скала («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси). В 1962—65 дирижировал спектаклями Парижской оперы, в 1967—75 — Парижским оркестром. В 1970—88 руководил Лионским нац. оркестром. В 1979 учредил в Лионе фестиваль музыки Берлиоза. Выступает с симфоническими и оперными коллективами разных стран, преимущественно во французском классическом и современном репертуаре; первый исполнитель ряда произведений Мессиана, Мийо, Дютийё и др.

Бодрие (Baudrier), Ив (Мари) (11.2.1906, Париж, — 9.11.1988, там же). Французский композитор. Систематического музыкального образования не получил. Его творческое становление проходило под влиянием Мессиана, который впоследствии стал членом созданной по инициативе Б. группы Молодая Франция. Немногочисленные произведения Б. стилистически родственны музыке Онеггера (одно из самых известных — оркестровая кинематографическая поэма «Музыкант в городе» [Le musicien dans la cité], 1937).

Божественная литургия — см. Литургия.

«Божественная поэма» (франц. Le Divin Poème). 3-я симфония соч. 43 c-moll Скрябина (1904). Первое исполнение — Париж, 1905, дирижер Никиш. В основе симфонии — скрытая программа, отражающая мистико-философские убеждения композитора. Части симфонии: 1. «Борьба» (Luttes); 2. «Наслаждения» (Voluptés); 3. «Божественная игра» (Jeu divin).

Божуайё (Beaujoyeux), Бальтазар де (до 1535 — до 1587). Скрипач и балетмейстер итальянского происхождения. Ок. 1555 возглавил группу исполнителей на струнных инструментах, отправленную из Италии во Францию ко двору Екатерины де Медичи. Как инспектор придворных увеселений, руководил постановкой множества спектаклей, среди которых — придворный балет «Цирцея, или комедийный балет королевы» (Circé ou le Balet comique de la Royne, 1581) — первое в истории европейской музыки произведение, сочетающее танец, поэзию и музыку в рамках драматургически целостного сценария. Часть музыки к этому балету сочинил Сальмон.

Бозаи (Bozay), Аттила (р. 11.8.1939, Балатонфюзфё). Венгерский композитор. Учился в Будапештской академии музыки у Фаркаша и в Париже (1967). Приверженец додекафонии. Международную известность приобрел в 1964 благодаря 1-му струнному квартету. Одно из самых значительных произведений Б. — опера по «Гамлету» Шекспира (1984, Будапешт).

Боз-Ар-трио (Beaux Arts Trio, франц. «трио изящных искусств»). Американское фортепианное трио, основано в 1955. Бессменный пианист ансамбля — Менахем Преслер (Pressler, р. 1924), другие участники неоднократно менялись. Ансамбль прославился технически отшлифованными, стилистически выверенными интерпретациями классического репертуара, в особенности произведений Гайдна, Бетховена, Шуберта, Дворжака; первым исполнил произведения Рорема, Рочберга и др.

Бозза (Bozza), Эжен (4.4.1905, Ницца, — 28.9.1991, Валансьен). Французский композитор, дирижер, педагог. Учился в Парижской консерватории; в 1939—48 дирижировал спектаклями Опера-комик. Среди его произведений наибольшей известностью пользуются мелодичные пьесы для духовых инструментов.

Бойд (Boyd), Энн (Элизабет) (р. 18.4.1946, Сидней). Австралийский композитор. Училась в университетах Сиднея (у Скалторпа) и Йорка (у Меллерса и Рэндса). В 1981—90 — профессор Гонконгского университета, с 1990 преподает в Сиднейском университете. Среди произведений — оратория «Смерть капитана Кука» (The Death of Captain Cook, 1980), опера «Русалочка» (The Little Mermaid, 1986), «Черное солнце» (The Black Sun) для оркестра (1990), «Откровения божественной любви» (Revelations of Divine Love) для 6 певцов a cappella (1994). Во многих произведениях Б. отражен ее интерес к культурам Юго-Восточной Азии и островов Тихого Океана.

Бойделл (Boydell), Брайен (17.3.1917, Дублин, — 17.11.2000, там же). Ирландский композитор. Учился в Кембридже, в КМК (1938—39) и в Дублине, где преподавал с 1962. Музыка Б. тональна, обнаруживает влияние Хиндемита; примечательны его Скрипичный концерт (1953) и крупные вокально-симфонические партитуры Mors et vita («Смерть и жизнь», 1961) и «Страшная родилась красота» (A Terrible Beauty is Born, 1965).

Бойкен (Boykan), Мартин (р. 12.4.1931, Нью-Йорк). Американский композитор. Учился у Пистона в Гарвардском университете и у Хиндемита в Цюрихе и Йельском университете. Сочиняет главным образом камерную музыку в крупных формах и в 12-тоновой технике. Помимо элементов стиля, почерпнутых у Веберна и позднего Стравинского, в музыке Б. заметна характерная для американских композиторов склонность к протяженным мелодическим линиям.

Бойс (Boyce), Уильям (крещен 11.9.1711, Лондон, — 7.2.1779, Кенсингтон). Английский композитор. В детстве пел в хоре лондонского собора св. Павла. Учился у Грина, а также у Пепуша. С 1734 служил церковным органистом в Лондоне, с 1736 писал богослужебную музыку (в т. ч. антемы) для Королевской капеллы. В 1736 сочинил ораторию «Плач Давида над Саулом и Ионафаном», за которой последовал ряд произведений для музыкального театра, в т. ч. маска «Пелей и Фетида» (ок. 1740), «Светская маска» (1746) и обаятельная пастораль «Ожерелье» (1749) — первая из серии работ Б., предназначенных для Друри-Лейн. Прогрессирующая глухота вынудила Б. в 1759 оставить театральную музыку, однако он продолжал работать в др. вокальных жанрах. После назначения на должность Королевского магистра музыки (1755) Б. сочинил ок. 40 дворцовых од. Среди его инструментальных произведений — 12 трио-сонат (1747), 8 симфоний (составлены из увертюр к одам и операм, 1735—41, опубликованы в 1760), 12 увертюр (1770). В 1760—73 Б. осуществил фундаментальное издание соборной музыки английских композиторов прошлого — О. Гиббонса, Пёрселла и др. (вышло под названием Cathedral Music). Один из самых значительных английских композиторов своего времени, Б. пользовался большим уважением современников, хотя свойственная ему барочная манера письма вышла из моды еще при его жизни.

Церк. муз.: 5 богослужебных циклов; ок. 60 антемов; гимны; многоголосные духовные песни.

Муз. театр: «Пелей и Фетида» (Peleus and Thetis), маска (ок. 1740); «Светская маска» (The Secular Masque, 1746); «Ожерелье» (The Chaplet), пастораль (1749); «Пастушья лотерея» (The Shepherd’s Lottery, 1751) и др.

Др. вок. произв.: «Плач Давида над Саулом и Ионафаном» (David’s Lamentation over Saul and Jonathan, 1736); «Соломон» (Solomon), серената (1742); свыше 50 юбилейных и новогодних од; кантаты, песни.

Инстр. муз.: 8 симфоний (1760); 12 увертюр (1770); концерты; 12 трио-сонат (1747); церк. интерлюдии для клавишных инстр.

Бойто (Boito), Арриго, собств. Энрико (24.2.1842, Падуя, — 10.6.1918, Милан). Итальянский композитор, либреттист, поэт. Учился в Миланской консерватории, в т. ч. у Маццукато (композиция). В молодости примыкал к радикальному направлению в итальянской литературе, известному под названием скапильятура (scapigliatura, букв. «взлохмаченность»); сочинял ироническую поэзию (печатался под псевдонимом Тобиа Горрио [Gorrio]), много выступал как литературный критик. Единственное законченное крупное музыкальное произведение Б. — опера «Мефистофель» (по мотивам «Фауста» Гёте). Премьера 1-й редакции оперы под управлением автора (1868, Милан) провалилась; более счастливой оказалась судьба 2-й редакции, которая была поставлена сначала в Болонье, затем в Венеции, а в 1881 — в Ла Скала. В 1879, благодаря инициативе Джулио Рикорди, началось сотрудничество Б. с Верди. Б. написал для Верди либретто двух его последних опер — «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893); оба текста выполнены в блестящем литературном стиле и весьма точно следуют Шекспиру. Перу Б. принадлежат также либретто оперы Фаччо «Гамлет» (1865), оперы Понкьелли «Джоконда» (1876), оперы Боттезини «Геро и Леандр» (1879), текст окончательной редакции оперы Верди «Симон Бокканегра» (1881). В 1890-х Верди всячески поддерживал Б. в его намерении довести до конца работу над оперой «Нерон», которая тем не менее осталась незавершенной. В своих музыкально-критических статьях 1860-х Б. с восхищением отзывался о творчестве Мендельсона и Мейербера, уважительно — о Верди и Вагнере. Впоследствии отношение Б. к Вагнеру стало более сдержанным, а Р. Штрауса он воспринял с неодобрением.

Бокемайер (Bokemeyer), Генрих (март 1679, Иммензен, — 7.12.1751, Вольфенбюттель). Немецкий композитор и теоретик. Служил в Хузуме и Шлезвиге; с 1720 — кантор при герцогском дворе в Вольфенбюттеле. Автор музыкальных произведений в разных жанрах и 3 теоретических трактатов весьма консервативного содержания. Собрал внушительную коллекцию книг и нот (сохранилась до нашего времени).

Боккерини (Boccherini), (Ридольфо) Луиджи (19.2.1743, Лукка, — 28.5.1805, Мадрид). Итальянский композитор и виолончелист. Родился в семье музыканта (виолончелиста или контрабасиста). Свой первый сольный концерт дал в возрасте 13 лет. Учился в Риме; в 1757—64 (с перерывами) состоял на придворной службе в Вене. В 1760 начал составлять каталог своих произведений (не включая в него виолончельных сонат, вокальных и некоторых др. произведений). В 1764—66 работал в Лукке, где сочинял вокальную музыку и основал первый в истории струнный квартет, выступавший с публичными концертами. В 1767—68 гастролировал в Париже со скрипачом Филиппо Манфреди (Manfredi); тогда же были опубликованы его 6 струнных квартетов соч. 1 и 6 струнных трио соч. 2. В 1769 дуэт прибыл в Мадрид, где Б. вскоре получил пост композитора и виолончелиста при дворе инфанта дона Луиса. До 1785 (года смерти Луиса) Б. сочинял для придворных концертов камерную музыку, в т. ч. струнные квинтеты для 2 скрипок, альта и 2 виолончелей. В 1786 был назначен камерным композитором при дворе кронпринца (впоследствии короля) Пруссии Фридриха Вильгельма; регулярно отсылал в Пруссию квартеты, однако, по-видимому, ни разу не выезжал туда сам. Лишившись высокопоставленных покровителей, последние годы жизни провел в бедности.

Как композитор инструментальной музыки, Б. не имел соперников среди романских музыкантов своего времени. Если не считать обилия мелодических украшений и частого использования высокого регистра виолончели, его ранние произведения мало отличаются от стандартной итальянской камерно-инструментальной продукции середины XVIII в. Позднее, когда Б. оказался в относительной изоляции на культурной периферии Европы, его стиль приобрел большее своеобразие; фактура музыки Б. стала богаче, детали — изысканнее, формы — масштабнее. Творчество Б. оказало неоценимое влияние на развитие виолончельного искусства.

Кам.-инстр. муз.: свыше 120 стр. квартетов; ок. 100 стр. квинтетов с 2 влч. (знаменитый «Менуэт Б.» — из Квинтета E соч. 13 № 5); 48 стр. трио; свыше 100 др. произв., в т. ч. сонаты и дуэты для разл. составов, флейтовые и гитарные квинтеты.

Орк. муз.: свыше 20 симфоний; 11 концертов для влч. с орк.

Духовная вок. муз.: 2 оратории (ок. 1765); Stabat mater (1781); вильянсико и др.

Светская вок. муз.: исп. опера «Клементина» (Clementina, 1786), арии, кантата.

Бокса (Bochsa), (Робер) Николя Шарль (9.8.1789, Монмеди, — 6.1.1856, Сидней). Французский арфист и композитор чешского происхождения. Учился в Парижской консерватории у Кателя и Мегюля (композиция). Был придворным арфистом Наполеона I, позднее Людовика XVIII. Сочинил 7 опер для театра Опера-комик и огромный Реквием на перезахоронение останков Людовика XVI. В 1817, спасаясь от обвинения в подлоге, бежал из Парижа в Лондон, где вскоре прославился как блистательный виртуоз. Некоторое время преподавал в КАМ и возглавлял Королевский театр. Концертировал во многих странах (в т. ч. с английской певицей Анной Бишоп). В своих многочисленных произведениях для арфы значительно расширил технические и выразительные возможности этого инструмента.

Болд (Bauld), Алисон (Маргарет) (р. 7.5.1944, Сидней). Австралийский композитор. Училась в Сиднее, затем в Англии, где среди ее учителей были Латьенс и Келлер; выступала как актриса и певица. Работает преимущественно в области музыкального театра, часто пишет на собственные либретто. Среди произведений — «В мертвой бурой стране» (In a Dead Brown Land, 1971): мрачная драма, действие которой разворачивается в австралийской глубинке; миниатюрная монодрама для сопрано и арфы «Дорогая Эмили» (Dear Emily, 1973); театрализованный монолог «Одна жемчужина» (One Pearl, 1973).

Болдуин (Baldwin). Американская фирма по производству музыкальных инструментов, преимущественно фп. и органов. Основана в 1865; основатель — Дуайт Гамилтон Болдуин, торговец фп. и органами в г. Цинциннати, Огайо. С 1889 фирма производила язычковые органы, с 1891 — недорогие пианино. В 1947 началось производство электрических органов Б. (двухмануальных), которые в настоящее время используются преимущественно в домашнем обиходе. Известный большой концертный рояль Б. производится дочерним предприятием Baldwin Piano and Organ Co. с 1965.

Болеро (bolero). (1) Испанский танец в умеренном темпе и трехдольном размере. Для ритма Б. характерно разбиение второй половины первой доли такта на мелкие длительности (часто — триоли), что сближает Б. с полонезом. Возник в конце XVIII в.; обычно исполнялся под аккомпанемент кастаньет. Испанская песня в характере Б. «Белая голубка» (Una paloma blanca) была обработана для голоса и фортепианного трио Бетховеном (WoO 158a/19). Пьесы в характере Б. есть у Шопена, Берлиоза, Глинки (романсы «О дева чудная моя», «Победитель»), Шумана (романс «Идальго» [Der Hidalgo] соч. 30 № 3), Верди (Б. Елены из оперы «Сицилийская вечерня», песня Эболи с хором из оперы «Дон Карлос»), Альбениса, Равеля и др.

(2) Кубинский танец в умеренном темпе и двудольном размере, с характерными афро-кубинскими синкопированными ритмами, возник в конце XIX в.

«Болеро» (Boléro). Одноактный балет Равеля (1928, Париж).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011