«Билли Бадд» — Бициний

«Билли Бадд» (Billy Budd). (1) Опера Бриттена соч. 50 на либретто Эрика Крозье (Crozier) и Э. М. Форстера (Forster) по одноименной повести Германа Мелвилла. Первоначальная версия оперы (4 акта) была поставлена в 1951 в Лондоне. В настоящее время ставится двухактная редакция оперы (впервые — 1960, передавалась по Би-Би-Си).

(2) Опера Гедини на либретто Сальваторе Квазимодо (Quasimodo) по той же повести (1949, Венеция).

Биллингс (Billings), Уильям (7.10.1746, Бостон, — 26.9.1800, там же). Американский композитор, общепризнанный «отец новоанглийской музыки». По профессии дубильщик. Специального музыкального образования не получил. С 1769 преподавал хоровое пение в Бостоне. Сочинил свыше 340 пьес для четырехголосного хора a cappella, главным образом псалмов, гимнов, антемов, а также фугированных напевов, содержащих элементы имитационной техники. Большинство произведений Б. собрано в его 6 песенниках, опубликованных между 1770 и 1794. Самый ранний из них — The New-England Psalm-Singer («Новоанглийский псалмопевец») — вошел в историю как первое нотное издание, включающее только американскую музыку и посвященное только одному американскому композитору; несмотря на неровное качество музыкального материала, он определил развитие американского хорового искусства на несколько десятилетий вперед. Эта книга содержит некоторые из самых известных напевов Б., в т. ч. Amherst, Brookfield, Chester, Lebanon. Второй сборник Б., The Singing Master’s Assistant («В помощь учителю пения», 1778), пользовался исключительной популярностью благодаря высокому художественному уровню и разнообразию музыки, юмористическим и злободневным патриотическим текстам. Последующие сборники Б. не имели особого успеха. Среди произведений Б., не попавших в песенники, выделяется Пасхальный антем (An Anthem for the Easter).

Биллингтон (Billington), урожд. Уайкселл (Weichsell), Элизабет (между 1765 и 1768[?], Лондон, — 25.8.1818, Венеция). Английская певица (сопрано). Обучалась у Иог. Кристиана Баха, затем у Джеймса Биллингтона, женой которого стала в 1783. Тогда же дебютировала в Дублине (Полли). В 1794, после появления клеветнических публикаций о ее личной жизни, уехала в Италию, где пела в оперных театрах различных городов. В 1801 вернулась в Англию и продолжила успешную карьеру. Одна из лучших певиц своего времени, обладала обширным репертуаром и безупречным вкусом.

Билсон (Bilson), Малколм (р. 24.10.1935, Лос-Анджелес). Американский пианист, специализируется на аутентичном исполнении произведений венских классиков и Шуберта. Учился в Берлине и Париже. С 1968 — профессор Корнеллского университета, с 1992 — Истменской школы музыки. В 1974 организовал фортепианное трио Амаде (Amadé Trio). Часто выступает с др. видными мастерами аутентичного исполнения; среди партнеров — пианисты Бадура-Скода, Р. Левин, дирижеры Гардинер, Хогвуд, виолончелист Аннер Билсма (Bylsma).

Бин — см. Вина.

Бинг (Bing), сэр Рудольф (9.1.1902, Вена, — 3.9.1997, Нью-Йорк). Британский оперный импресарио австрийского происхождения. До 1933 работал в Берлине и Дармштадте. После прихода нацистов к власти эмигрировал в Великобританию. В 1935—48 — генеральный директор Фестивальной оперы в Глайндбёрне. После войны участвовал в организации Эдинбургского фестиваля и в 1947—49 был его художественным руководителем. В 1950—72 занимал пост генерального менеджера Метрополитен-опера; прославился своей исключительной требовательностью к художественному качеству спектаклей. Некоторые перипетии карьеры Б. изложены в его автобиографии 5000 Nights at the Opera («5000 вечеров в опере», 1972).

Бингем (Bingham), Сет (16.4.1882, Блумфилд, шт. Нью-Йорк, — 21.6.1972, Нью-Йорк). Американский композитор и органист. Учился в Йельском университете у Паркера и в Париже у д’Энди, Видора и др. В 1919—54 преподавал в Йельском и Колумбийском университетах (среди учеников — Сигмейстер); работал музыкальным директором пресвитерианской церкви на Мэдисон-авеню. Автор множества произведений духовной музыки, концертов, сонат и др., выдержанных в консервативном лирическом стиле.

Биндер (Binder), Карл (29.11.1816, Вена, — 5.11.1860, там же). Австрийский композитор и дирижер. Сочинял музыку для театров венских предместий (в т. ч. для постановок пьес Нестроя), оркестровал оперетты Оффенбаха; является фактическим автором увертюры к оперетте последнего «Орфей в аду».

Бине (Binet), Жан (17.10.1893, Женева, — 24.2.1960, Трелекс). Швейцарский композитор. Учился в Женеве, затем у Блоха в Нью-Йорке; в 1923—29 преподавал метод Жак-Далькроза в Брюсселе. Среди произведений Б., большинство которых стилистически родственно французскому импрессионизму, наиболее примечательны балеты, в т. ч. «Весна» (Le printemps, 1950).

Бини (Bini), Паскуале (21.6.1716, Пезаро, — апрель 1770, там же). Итальянский скрипач и композитор, любимый ученик Тартини. Работал в Риме, Пезаро (1747—54), при вюртембергском дворе (1754 — ок. 1759), затем снова в Пезаро. Автор произведений для скрипки, в т. ч. концертов и сонат.

Бинички (Binički), Станислав (27.7.1872, Ясика, — 15.2.1942, Белград). Сербский композитор и дирижер. Один из основателей первой в Белграде музыкальной школы; дирижировал военным оркестром, различными хоровыми коллективами, спектаклями Нац. оперного театра. Автор первой сербской оперы «На рассвете» (Na uranku, 1903), песен и хоров в фольклорном духе, маршей.

Бирай (Бирей, Bierey), Готлоб Бенедикт (25.7.1772, Дрезден, — 5.5.1840, Бреслау, ныне Вроцлав). Немецкий композитор, автор популярных в свое время зингшпилей (всего ок. 30).

Бирд (Beard), Джон (ок. 1717, ?, — 5.2.1791, Гемптон). Английский певец (тенор). До 1734 был хористом Королевской капеллы, затем поступил в генделевскую труппу Ковент-Гарден. Пел в 10 операх Генделя и в большинстве его ораторий; исполнял также музыку др. композиторов. Оставил сцену в 1760. Исполнение Б. героических ролей — таких, как Самсон и Иевфай в одноименных ораториях Генделя, — способствовало популяризации тенорового голоса в эпоху, когда центральные мужские партии все еще часто поручались кастратам и женским голосам.

Биркеншток (Birkenstock), Иоганн Адам (19.2.1687, Альсфельд, — 26.2.1733, Айзенах). Немецкий скрипач и композитор. Работал придворным скрипачом (с 1725 — концертмейстером) в Касселе; с 1730 — придворный капельмейстер в Айзенахе. Примечательны скрипичные сонаты и трио-сонаты Б., в музыке которых дают о себе знать итальянские и французские влияния.

Бирмингемский городской симфонический оркестр (City of Birmingham Symphony Orchestra, сокр. CBSO). Основан в 1920. В первом концерте оркестра исполнялась музыка Элгара п/у автора. В 1924—30 во главе оркестра стоял Боулт. В 1969 оркестр возглавил французский дирижер Луи Фремо (Frémaux), в 1980 — Рэттл, в 1998 — финский дирижер Сакари Орамо (Oramo). С 1991 оркестр выступает в новом зале Symphony Hall.

Бирмингемский фестиваль (Великобритания). Основан в 1768 с целью сбора средств для строительства больницы General Hospital. В 1784—1912 проводился каждые 3 года (за это время периодичность дважды нарушалась). Возобновлен в 1968 (сентябрь). До 1799 основу репертуара составляла хоровая музыка Генделя. После открытия концертного зала Town Hall (1834) в программах фестиваля появились крупные вокально-симфонические опусы. На Б. ф. состоялись премьеры ораторий «Илия» Мендельсона (1846), «Искупление» Гуно (1882), «Сновидение Геронтия», «Апостолы», «Царствие» Элгара (1900, 1903, 1906).

Бисон (Beeson), Джек (Гамилтон) (р. 15.7.1921, Манси, Индиана). Американский композитор и педагог. В 1939—44 учился в Истменской школе музыки; в 1944 занимался у Бартока. С 1945 — преподаватель Колумбийского университета (среди учеников — Вуоринен, Соллбергер). В непритязательной лирической музыке Б. использован американский фольклор; его оперы (среди которых наиболее известна «Лиззи Борден» [Lizzie Borden], 1965) продолжают традицию Дугласа Мура.

Бисфем (Bispham), Дэвид (Скалл) (5.1.1857, Филадельфия, — 2.10.1921, Нью-Йорк). Американский певец (баритон). Начал серьезно заниматься музыкой в возрасте 30 лет; учился в Милане и Лондоне. На оперной сцене дебютировал в 1891 («Крючкотворы» [Basoche] Мессаже, Лондон). В следующем году спел на сцене Друри-Лейн партию Курвенала и дебютировал в Ковент-Гарден. В 1896 исполнил роль Бекмессера в Метрополитен-опера, где продолжал петь до 1903. Пользовался популярностью и как концертный певец. После ухода со сцены выступал как театральный актер и преподавал в Филадельфии.

Битва (итал. Battaglia или Battalia). В XVI—XVIII вв. — общее наименование программных пьес батального содержания. Среди Б. есть как вокальные («Война» [La guerre] Жанекена), так и инструментальные («Битва» [The Battell] Бёрда, «Битва» [Battalia] Бибера); в них обычны подражания ружейным выстрелам и др. подобные эффекты. Среди аналогичных произведений, созданных в XIX в., наиболее известны «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена и увертюра «1812 год» Чайковского; в обоих цитируются гимны разных стран.

«Битва гуннов» (Hunnenschlacht). Симфоническая поэма Листа по фреске В. фон Каульбаха (1857).

«Битва при Леньяно» (La battaglia di Legnano). Опера в 4 актах Верди на либретто Каммарано по Ж. Мери (Méry) (1849, Рим).

Битлз (The Beatles). Английская поп-группа. Образована в Ливерпуле в 1956. Ее ядро составили Джон Леннон (Lennon, 1940—1980), Пол Маккартни (McCartney, р. 1942) и Дж. Харрисон (Harrison, р. 1943); в 1962 к ним присоединился ударник Ринго Старр (Starr, наст. имя и фам. Ричард Старки [Starkey], р. 1940). Большинство песен группы написано Ленноном и Маккартни. Ранние песни Б. представляют собой смешение блюзовых ритмов и рок-н-ролла (Love Me Do, 1962; Please Please Me, 1963; She Loves You, 1963). Стиль песен середины и 2-й половины 1960-х более самобытен, включает элементы кельтского фольклора и английских баллад XVII—XVIII вв. Среди записей этого периода — альбом Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967), задуманный как целостный вокально-инструментальный цикл. Б. создали нескольких фильмов, в т. ч. анимационный фильм «Желтая подводная лодка» (Yellow Submarine, 1969). Группа Б. — безусловно, лучший и самый популярный ансамбль такого рода в мире — распалась в 1970.

Битнер (Bittner), Юлиус (9.4.1874, Вена, — 9 или 10.1.1939, там же). Австрийский композитор. По профессии юрист, систематического музыкального образования не получил. Творчество Б. способствовало оживлению интереса австрийской публики к операм и опереттам на сказочные сюжеты; Б. обладал большим влиянием также как музыкальный критик.

Битональность. Разновидность политональности: наложение двух тональностей. Битональные фрагменты есть в «Петрушке» Стравинского, «Мадагаскарских песнях» Равеля, «Сарказмах» Прокофьева и др.

Бихари (Bihari), Янош (крещен 21.10.1764, Надьябони, — 26.4.1827, Пешт). Венгерский скрипач и композитор-самоучка цыганского происхождения. Приобрел известность главным образом как исполнитель музыки стиля вербункош. Игра Б. снискала симпатии всех слоев населения; благодаря Листу, испытавшему влияние его искусства, вербункош стал достоянием широкой европейской аудитории. Возможно, Б. принадлежит авторство «Ракоци-марша» (ок. 1810).

Бициний (bicinium). В XVI в. — учебная пьеса для двух инструментов (в лютеранских странах). В настоящее время этим термином обозначается любая двухголосная композиция Возрождения или раннего барокко.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011