Бернабеи — Бертран

Бернабеи (Bernabei), Эрколе (1622, Капрарола, — 5.12.1687, Мюнхен). Итальянский композитор, ученик Беневоли. Служил капельмейстером базилики Сан-Джованни ин Латерано и Капеллы Юлия в Риме, придворным капельмейстером в Мюнхене (с 1674). Сочинял духовную музыку; был приверженцем stile antico, однако не чуждался и стиля кончертато.

Его сыновья Джузеппе Антонио (1649[?] — 1732) и Винченцо (1660 — ок. 1735) — церковные композиторы. Старший написал также 13 опер.

Бернак (Bernac), наст. фам. Бертен (Bertin), Пьер (12.1.1899, Париж, — 17.10.1979, Вильнёв-дез-Авиньон). Французский певец (высокий баритон), педагог. Выступал с 1925. Был первым исполнителем большинства камерно-вокальных произведений Пуленка, начиная с «Веселых песен» (Chansons gaillardes, 1926). У Б. учились Сузе, Доббс, Амелинг.

Бернакки (Bernacchi), Антонио Мария (23.6.1685, Болонья, — 13.3.1756, там же). Итальянский певец-кастрат (альт). Славился виртуозной колоратурной техникой. Пел в различных городах Италии и за границей, в т. ч. для Генделя в Лондоне (впрочем, среди английской публики он не имел успеха). Оставив сцену в 1736, основал в Болонье певческую школу. Среди учеников Б. — Раафф.

Бернард, Матвей Иванович (1794, Митава, — 9.5.1871, Санкт-Петербург). Русский музыкальный издатель, пианист, композитор. Ок. 1829 занялся нотоиздательской деятельностью. С 1842 издавал журнал «Нувеллист», на страницах которого публиковались, в частности, романсы и инструментальные пьесы русских композиторов. Автор оперы «Ольга — дочь изгнанника» (1845), пьес для фп., романсов.

Бернарди (Bernardi), Марио (Эджидио) (р. 20.8.1930, Кёркленд-Лейк). Канадский дирижер. Учился игре на фп. и дирижированию в Венеции и Торонто. Как дирижер дебютировал в 1957 с Канадской оперной труппой. С 1963 дирижировал спектаклями лондонского оперного театра Сэдлерс-Уэллс (в 1966—68 был его художественным руководителем). В 1969 основал и возглавил оркестр Нац. центра искусств в Оттаве. С 1983 — главный дирижер оркестра Канадского радио в Ванкувере и почетный главный дирижер ФО г. Калгари.

Бернарди (Bernardi), Стефано (ок. 1585, Верона, — 1636, Зальцбург[?]). Итальянский композитор и теоретик музыки. Служил капельмейстером в Риме, Вероне и при дворе эрцгерцога Карла Иосифа; с 1624 — в Зальцбурге. Сочинял главным образом церковную музыку как в традиционном стиле a cappella, так и (после 1613) в более «прогрессивном» стиле кончертато. Примечательны его псалмы из сборника Salmi concertati для сопрано и четырехголосного ripieno (опубл. 1637), предвосхищающие жанр сольного концерта. Написал также несколько книг мадригалов и инструментальных пьес для 3—6 исполнителей. Опубликовал трактат по контрапункту (1615).

Бернарт де Вентадорн (Bernart de Ventadorn) (между 1130 и 1140, Вентадорн, — между 1190 и 1200, Дордонь[?]). Трубадур. Состоял на службе у виконта Вентадорнского, затем у герцогини Нормандской, Элеоноры Аквитанской и Раймонда V, графа Тулузского. Окончил свои дни монахом в Дордони. Ему приписываются 45 стихотворений; сохранились мелодии 18 из них (что превосходит наследие др. поэтов XII в.). По-видимому, повлиял на развитие искусства северофранцузских труверов.

Бернаскони (Bernasconi), Андреа (1706[?], Марсель[?], — 27[?].1.1784, Мюнхен). Итальянский композитор. С 1755 служил придворным капельмейстером в Мюнхене; писал музыку для театра (в т. ч. оперы-сериа) и симфонии. После 1772 сочинял только духовную музыку.

Его падчерица Антония Бернаскони (наст. фам. Вагеле [Wagele]) (ок. 1741 — 1803[?]) — немецкая певица (сопрано), первая исполнительница заглавной роли в опере Глюка «Альцеста» (1767, Вена).

Бернгард (Бернхард, Bernhard), Кристоф (1.1.1628, Кольберг, ныне Колобжег, — 14.11.1692, Дрезден). Немецкий теоретик, композитор, певец. Ученик Шютца. Дважды посещал Италию (возможно, учился у Кариссими). С 1655 работал в Дрездене; в 1663 занял пост кантора Школы св. Иоанна (Йоханнисшуле) и городского музикдиректора в Гамбурге. Вместе с Векманом участвовал в еженедельных концертах collegium musicum; по просьбе Шютца сочинил мотет для исполнения на его похоронах. В 1674 вернулся в Дрезден; в 1681 получил должность придворного капельмейстера. Сочинял церковную музыку на латинские и немецкие тексты; сборник его духовных концертов был опубликован в 1665 под названием «Духовные гармонии» (Geistliche Harmonien). Основной теоретический труд Б. — Tractatus compositionis augmentatus (лат. «Расширенный трактат по композиции»); в нем дается классификация музыки по трем стилям согласно соотношению слов и музыки, способам использования диссонансов и месту исполнения.

Бернерс (Berners), лорд (сэр Джералд Хью Тируитт-Уилсон, Барт) (18.9.1883, Арли Парк, — 19.4.1950, Ферингтон Хаус). Английский композитор, писатель, живописец. Профессионального музыкального образования не получил. В 1911—19 состоял на дипломатической службе в Риме, где познакомился со Стравинским и с Казеллой. В 1919 ушел в отставку и стал вести образ жизни богатого и эксцентричного британского джентльмена. Среди ранних произведений Б. преобладают ироничные песни и фортепианные пьесы в духе французской Шестерки. Позднее писал балеты; выделяются «Триумф Нептуна» (The Triumph of Neptune, 1926), «Луна-парк» (Luna Park, 1930), «Свадебный букет» (A Wedding Bouquet, 1936).

Бёрни (Burney), Чарлз (7.4.1726, Шрусбери, — 12.4.1814, Челси). Английский историк музыки. Обучался игре на органе и скрипке, а также композиции у Арна. Два года служил учителем музыки в аристократической семье, затем обосновался в Лондоне, где выступал как органист и клавесинист. Его первые сонаты и песни появились в 1748. В 1751 был назначен церковным органистом в Кингс-Линне. В 1760 вернулся в Лондон; вскоре приобрел известность как педагог и литератор. Вместе со своими дочерьми (одна из которых, Фанни, впоследствии стала известной писательницей) посетил Париж; по возвращении перевел на английский либретто «Деревенского колдуна» Руссо (1766). В 1770 и 1772 путешествовал по Европе, собирая материалы по истории музыки; встречался с ведущими музыкантами континентальной Европы. Впечатления от этих путешествий отражены в широко известных книгах: The Present State of Music in France and Italy («Современное состояние музыки во Франции и в Италии», 1771) и The Present State of Music in Germany, the Netherlands, and in the United Provinces («Современное состояние музыки в Германии и Нидерландах», 1773). Центральный труд Б. — A General History of Music («Всеобщая история музыки», 4 тома, 1776—89). Писал также литературно-критические обзоры и рецензии, статьи в словарях. Дружил с Дж. Б. Мартини, Гайдном, актером Д. Гарриком, писателем С. Джонсоном и др. выдающимися людьми своего времени. Музыкальные произведения Б. не представляют особого интереса.

Бернстайн (Bernstein), Леонард (25.8.1918, Лоуренс, Массачусетс, — 14.10.1990, Нью-Йорк). Американский дирижер, композитор и пианист. Учился в Гарвардском университете и в Институте Кёртиса; среди учителей — Пистон (композиция), Райнер, Кусевицкий (дирижирование). В 1943—44 работал ассистентом дирижера Нью-Йоркского ФО. Впервые публично выступил с этим оркестром в 1944 (заменив заболевшего Б. Вальтера), а в 1958—69 занимал пост его главного дирижера. Дирижировал лучшими оркестрами США и Европы в эффектной, темпераментной, ярко «экстравертной» манере. В обширном симфоническом и оперном репертуаре Б. центральное место занимала музыка венских классиков, Берлиоза, Верди (прежде всего Реквием), Малера (все симфонии, «Песнь о земле»), Айвза (все симфонии), Стравинского, Шостаковича. Провел первое исполнение «Турангалила-симфонии» Мессиана (1949, Бостон). Часто выступал одновременно как пианист и дирижер, исполняя концерты и концертные пьесы Моцарта, Бетховена, Гершвина. В своем композиторском творчестве стремился преодолеть границу между «серьезной» и «легкой» музыкой. Произведения Б. для музыкального театра, среди которых особой популярностью доныне пользуется «Вестсайдская история», выдержаны в обычной манере бродвейских мюзиклов, хотя и не лишены «оперного» размаха. Язык его более академических опусов восходит к позднему романтизму, но не чужд современным влияниям. Любопытный образец смешения стилей — театрализованная «Месса». Еще одна область деятельности Б. — популяризация классической музыки; он часто выступал с комментариями по ТВ и написал несколько книг для молодежи.

Оперы: «Волнения на Таити» (Trouble in Tahiti, 1952), «Спокойное местечко» (A Quiet Place, 1983, 2-я ред. 1984, включает «Волнения на Таити»).

Оперетты и мюзиклы: «В городе» (On the Town, 1944); «Чудесный город» (Wonderful Town, 1953); «Кандид» (Candide, 1956); «Вестсайдская история» (West Side Story, 1957).

Др. произв. для муз. театра: «Невлюбленный» (Fancy Free), балет (1944); «Факсимиле» (Facsimile), балет (1946); «На берегу» (On the Waterfront), муз. к фильму (1954); «Месса» (Mass), театрализованное представление (1971); «Диббук» (Dybbuk), балет (1974).

Орк. и хор. муз.: 1-я симфония «Иеремия» (Jeremiah, 1942); 2-я симфония «Век тревог» (The Age of Anxiety, 1949); «Прелюдия, фуга и риффы» (Prelude, Fugue and Riffs), клар. и джаз-бэнд (1949); Серенада (по «Пиру» Платона), скр., стр., арфа и уд. (1954); 3-я симфония «Каддиш» (Kaddish, 1963); «Чичестерские псалмы» (Chichester Psalms, 1965); «Слава!» (Slava!), увертюра (1977); «Песенный праздник» (Songfest, 1977); Дивертисмент (1980); «Халиль» (Halil, 1981).

Инстр. муз.: Соната для клар. и фп. (1942); «Семь юбилеев» (Seven Anniversaries) для фп. (1943); «Четыре юбилея» (Four Anniversaries) для фп. (1948); Brass Music (1948); «Пять юбилеев» (Five Anniversaries) для фп. (1954); «Прикосновения» (Touches) для фп. (1981).

Для гол.: «Ненавижу музыку» (I Hate Music, 1943); «Вкусная еда» (La bonne cuisine, 1947); «Две песни о любви» (Two Love Songs, 1949); Piccola serenata (1979).

Бернье (Bernier), Николя (5 или 6.6.1655, Мант-ла-Жоли, — 6.7.1734, Париж). Французский композитор. Работал главным образом в Париже; в 1704—26 был капельмейстером (maître de musique) часовни Сент-Шапель, сменив на этом посту М.-А. Шарпантье. С 1714 служил также в версальской королевской капелле. Автор мотетов и др. произведений для церкви, светских кантат и песен, а также трактата по композиции.

Берофф (Béroff), Мишель (р. 9.5.1950, Эпиналь). Французский пианист. Учился в Парижской консерватории у Лорио, занимался также у Мессиана. Известен главным образом как исполнитель музыки XX в., прежде всего произведений Бартока, Стравинского, Прокофьева, Мессиана.

Бёрресен (Børresen), (Аксель Эньяр) Хакон (2.6.1876, Копенгаген, — 6.10.1954, там же). Датский композитор. Ученик Свенсена. Среди произведений — опера «Королевский гость» (Den kongelige gæst, 1919) и 3 симфонии, в т. ч. весьма примечательные Вторая («Море», 1904) и Третья (1928).

Берри (Berry), Вальтер (8.4.1929, Вена, — 27.10.2000, там же). Австрийский певец (бас-баритон). Учился в Венской академии музыки. С 1950 — солист Венской гос. оперы, с 1960 — Немецкой оперы (Берлин). Выступал в Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, на Зальцбургских фестивалях и т. д. Среди партий — Фигаро (Моцарт), Лепорелло, Папагено, Курвенал, барон Окс, Барак, Воццек. В богатом концертном репертуаре Б. — партии в ораториях и романсы, преимущественно немецких композиторов.

Берстоу (Бейрстоу, Bairstow), сэр Эдуард Катберт (22.8.1874, Хаддерсфилд, — 1.5.1946, Йорк). Английский композитор, органист, дирижер. С 1913 служил соборным органистом в Йорке; с 1929 также преподавал в Даремском университете (среди учеников — Ф. Джексон). Испытал влияние Брамса, григорианской монодии и музыки английского Возрождения. Среди произведений — музыка к евхаристической службе (Communion Service, 1913), антем Let all mortal flesh keep silence (1925), Соната для органа (1937), светские вокальные композиции различных жанров.

Бёрт (Burt), Фрэнсис (р. 28.4.1926, Лондон). Английский композитор. Учился в КАМ у Фергюсона (1948—51) и в Западном Берлине у Блахера (1951—54). Самое известное произведение Б. — опера «Вольпоне» (Volpone) по одноименной пьесе Бена Джонсона (1960).

Бертали (Bertali), Антонио (март 1605, Верона, — 17.4.1669, Вена). Австрийский композитор и скрипач итальянского происхождения. С 1622 работал при дворе эрцгерцога Карла Иосифа, с 1624 — при императорском дворе в Вене (в 1649 — капельмейстер). Сочинял музыку для придворных празднеств и церемоний, оперы, оратории и др.; способствовал утверждению итальянских оперных традиций в Вене. Большая часть его музыки утеряна; среди сохранившихся образцов — 2 сборника инструментальных пьес (опубликованы в 1671—72).

Бертен (Bertin), Луиза(-Анжелика) (15.2.1805, Ле Рош, — 26.4.1877, Париж). Французский композитор, поэтесса. Автор 4 опер, самая интересная из которых — «Фауст» (Fausto, 1831) на собственное либретто Б. Примечательна также опера «Эсмеральда» (Esmeralda, 1836) на либретто В. Гюго.

Бертини (Bertini), Гари (р. 1.5.1927, Бричево, Бессарабия). Израильский дирижер и композитор. Учился в Милане и Париже (среди педагогов — Буланже, Онеггер, Мессиан). В 1955 дебютировал как дирижер с Израильским ФО. В 1965 впервые выступил с Английским камерным оркестром. Тогда же основал Израильский камерный оркестр, которым руководил до 1975. В 1978—86 возглавлял Иерусалимский СО, в 1983—91 — СО Кёльнского радио, в 1987—90 — Франкфуртский оперный театр. В 1990-х — руководитель Новой израильской оперы в Тель-Авиве, СО Метрополитен в Токио, Римской оперы.

Бертон (Berton), Анри-Монтан (17.9.1767, Париж, — 22.4.1844, там же). Французский композитор, теоретик и педагог, сын П.-М. Бертона. Ученик Саккини. Сочинял главным образом оперы (всего ок. 50); лучшие из них — такие, как «Монтано и Стефания» (Montano et Stéphanie) и «Исступление» (Le délire) (обе 1799), — обнаруживают высокое мастерство музыкальных характеристик и ансамблевого письма и изобилуют привлекательными лирическими мелодиями в итальянском стиле. Некоторые из своих поздних сценических произведений Б. написал в соавторстве с Буальдьё, Керубини и Крейцером. Сочинял также кантаты, симфонии, марши, романсы и др. Ок. 50 лет преподавал в Парижской консерватории (среди учеников — Галеви), написал трактат по гармонии (1815). Член Института Франции (с 1815).

Его сын Анри (1784—1832) — пианист и композитор, автор романсов.

Бёртон (Burton), Джон (1730, Йоркшир, — 3.9.1782, Портичи[?]). Английский клавесинист, органист, композитор. Сочинял музыку для клавишных инструментов и песни. Сборник 10 сонат Б. (1766) — первое в Англии издание, на титульном листе которого фигурирует термин «фортепиано».

Бертон (Berton), Пьер-Монтан (7.1.1727, Мобер-Фонтен, — 14.5.1780, Париж). Французский дирижер и композитор. Начинал свою карьеру как певец (тенор), затем возглавил Парижскую оперу, позднее стал также музыкальным суперинтендантом в Версале. Перерабатывал оперы композиторов прошлого (Кампра, Люлли, Рамо), адаптируя их к современным вкусам и часто дополняя их музыкой собственного сочинения. Поднял уровень оркестрового исполнительства в Парижской опере. Усилиями Б. удалось организовать одновременный приезд в Париж Глюка и Пиччинни.

Бертони (Bertoni), Фердинандо (Гаспаро) (15.8.1725, Сало, — 1.12.1813, Дезенцано). Итальянский композитор. Учился в Болонье у Дж. Б. Мартини. В 1740-х обосновался в Венеции. Первая же комическая опера Б., «Благоразумная вдова» (La vedova accorta, 1745), снискала шумный успех; столь же успешными оказались его первые 3 оперы-сериа (1746). Всего Б. сочинил свыше 40 опер (премьера последней состоялась в Венеции в 1791). Некоторые из них (например, «Рыболовы» [I pesciatrici], 1751) ставились за пределами Италии. Опера Б. «Орфей и Эвридика» (Orfeo ed Euridice, 1776) создана на либретто Кальцабиджи, ранее использованное Глюком (колоратурная ария Орфея авторства Б. включается в некоторые современные постановки оперы Глюка). В 1752 Б. стал первым органистом, а в 1785 — капельмейстером собора св. Марка; сочинял мессы, псалмы и духовные произведения др. жанров. Многие из его ораторий на латинские тексты (всего ок. 40) и сольных мотетов (не менее 80) создавались для женских голосов и оркестра венецианской консерватории Мендиканти. Среди др. произведений Б. выделяется светская кантата «Остров царицы Калипсо» (L’isola reggia di Calipso, 1769). В 1778—83 Б. дирижировал постановками своих опер в Лондоне.

Бертран (Bertrand), Антуан де (между 1530 и 1540, Фонтанж, — между 1580 и 1582, Тулуза). Французский композитор. Ок. 1560 обосновался в Тулузе, где сблизился с кружком поэтов, находившихся под влиянием Пьера Ронсара; позднее общался с иезуитами. От Б. сохранилось 84 шансон (3 сборника, 1576—78) и 27 композиций для церкви. Шансон Б. — преимущественно четырехголосные пьесы на стихи Ронсара; изящество формы сочетается в них с моментами символической изобразительности в итальянском духе. Его духовные пьесы — не более чем гомофонные гармонизации традиционного cantus planus.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011