Бахман — Бейбл

Бахман (Bachmann), Зикст (18.7.1754, Кеттерхаузен, — 18.10.1825, Ройтлингендорф). Немецкий композитор. В возрасте 12 лет состязался в игре на органе с 10-летним Моцартом. Впоследствии стал священником в Обермархтале, где занимался преподаванием и сочинял полифоническую музыку для церкви, фортепианную и органную музыку и др.

Бахофен (Bachofen), Иоганн Каспар (26.12.1695, Цюрих, — 23.6.1755, там же). Швейцарский композитор и педагог. Преподавал пение в Цюрихе; с 1739 служил капельмейстером в Немецкой школе; в 1742 стал кантором в Гроссмюнстере. Наследие Б. включает кантаты, пассионы и многочисленные духовные песни, главным образом для 3 голосов с органом. Его сборник Musicalisches Hallelujah (1727) долго пользовался популярностью.

Бацевич (Bacewicz), Гражина (5.5.1913, Лодзь, — 17.1.1969, Варшава). Польский композитор, скрипачка. Композиции училась у Сикорского в Варшаве и у Буланже в Париже. Будучи концертирующей скрипачкой, написала ряд произведений для своего инструмента, в т. ч. 7 концертов (1938—65). Значительная часть творчества Б. отмечена печатью неоклассицизма; тем не менее в начале 1960-х Б. не осталась в стороне от волны стилистического обновления, которая охватила тогда всю польскую музыку (весьма примечательны по-импрессионистски утонченные Pensieri notturni [«Ночные думы»] для оркестра, 1961). Авангардные тенденции особенно ярко проявились в оркестровых произведениях Б., созданных после 1965 (Musica sinfonica, 1965; In una parte, 1967; Contradizione для камерного оркестра и магнитофона, 1968).

Баццини (Bazzini), Антонио (11.3.1818, Брешиа, — 10.2.1897, Милан). Итальянский скрипач, композитор и педагог. В 1841—45 жил в Германии, поддерживал дружеские отношения с Шуманом и Мендельсоном. После 1864, завершив успешную карьеру скрипача-виртуоза, сосредоточился на композиции; сочинял главным образом в классических формах немецкой камерной музыки. Долгое время среди скрипачей пользовался популярностью его «Хоровод эльфов» (франц. La ronde des lutins) для скрипки и фп. С 1873 — профессор (впоследствии директор) Миланской консерватории; среди его учеников — Каталани, Пуччини, Масканьи.

Башенная музыка (нем. Turmmusik). Музыка, звучащая с башни ратуши или церкви. С конца XVI до начала XVIII в. Б. м., исполняемая ансамблем духовых, была непременной принадлежностью немецкой городской жизни. Репертуар Б. м. состоял в основном из хоральных обработок, но иногда включал и более развернутые композиции. Наиболее значительный композитор Б. м. — Пецель.

Башмет, Юрий Абрамович (р. 24.1.1953, Ростов). Русский альтист. Учился в Московской консерватории у Вадима Борисовского и Федора Дружинина. Разносторонний виртуоз и обладатель необычайно красивого тона, завоевал международную известность еще в 1970-х; внес значительный вклад в популяризацию альта как сольного инструмента. Славится прежде всего как интерпретатор музыки XX в.; первым сыграл ряд опусов современных композиторов, в т. ч. Денисова, Шнитке, Канчели, Губайдулиной. Выступал в ансамблях с Кремером, Ростроповичем, С. Рихтером и др. В 1986 основал камерный оркестр Солисты Москвы. С 1997 — художественный руководитель фестиваля камерной музыки Декабрьские вечера.

Баэрман — см. Берман (Bärmann, Baermann).

Баян. Русский клавишно-пневматический инструмент: аккордеон с 2 кнопочными клавиатурами. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя. Производится с начала XX в. На правой клавиатуре имеет хроматический звукоряд (с диапазоном в 4—5 октав), на левой — басы и аккорды (мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорды, на некоторых разновидностях также уменьшенные септаккорды).

BWV (сокращение от Bach-Werke-Verzeichnis). Обозначение, предваряющее номера произведений И. С. Баха по каталогу Шмидера.

Беарнский тамбурин (струнный тамбурин, франц. tambourin de Béarn или tambourin à cordes). Разновидность цимбал, используемая главным образом на юге Франции для ритмического басового сопровождения игры на так наз. галубе (galoubet) — маленькой продольной флейте с 3 пальцевыми отверстиями. Сочетание Б. т. и галубе было популярно в танцевальной музыке эпохи Возрождения; в XVIII в. это же сочетание вошло в моду при французском королевском дворе. Б. т. имеет 6 жильных струн, протянутых поперек деревянного резонатора длиной ок. 90 см.

«Беатриче ди Тенда» (Beatrice di Tenda). Опера в 2 актах Беллини на либретто Романи (1833, Венеция).

«Беатриче и Бенедикт» (Béatrice et Bénédict). Опера в 2 актах Берлиоза на собственное либретто по комедии Шекспира «Много шума из ничего» (1863, Баден-Баден).

Беббитт — см. Бэббитт.

Бебунг (нем. Bebung — «дрожание»). Вибрато, которое можно получить на клавикорде, периодически уменьшая и увеличивая давление пальца на клавишу и тем самым варьируя давление тангента на струну. Обозначается залигованными точками над нотой.

Бевин (Bevin), Элуэй (ок. 1554, ?, — похоронен 19.10.1638, Бристоль). Валлийский композитор. Возможно, учился у Таллиса. С 1585 — хормейстер, с 1589 — органист Бристольского собора. С 1605 — член лондонской Королевской капеллы. Сочинял церковную музыку и инструментальные пьесы. Сборник Б. Briefe and Short Instruction in the Art of Musicke («Краткое и сжатое поучение об искусстве музыки», 1631) содержит мастерски выполненные каноны.

Бегларян (Beglarian), Грант (р. 1.12.1927, Тифлис). Американский композитор. В США с 1947. Учился в Мичиганском университете у Финни; испытал влияние Копленда. Занимал административные посты в Лос-Анджелесском университете и в Нац. фонде содействия искусствам. Среди произведений — «И отозвались все холмы» (And all the Hills Echoed) для баритона, хора, литавр и органа.

Бёддекер (Böddecker), Филипп Фридрих (5.8.1607, Хагенау, — 8.10.1683, Штутгарт). Немецкий композитор, фаготист, органист. Служил придворным музыкантом в Дармштадте и Дурлахе, органистом собора в Страсбурге (с 1642) и коллегиальной церкви в Штутгарте (с 1652). Среди его произведений особенно интересны Te Deum для большого состава и сборник Sacra partitura, включающий вокальные произведения, отмеченные влиянием нового итальянского монодического стиля. Две сонаты Б. (одна для скрипки, другая — для фагота) принадлежат к числу самых ранних образцов жанра, созданных в Германии.

Бедингем (Бидингем, Бодигем, Bedyngham, Bodigham и др. варианты), Йоханнес (ум. между 3.5.1459 и 22.5.1460, Вестминстер). Английский композитор. Был членом Лондонской гильдии приходских священников, к концу жизни служил в вестминстерской церкви св. Стефана. Возможно, Б. — то же лицо, что и Джон Бодденхем (Boddenham), о котором известно, что он родился в 1422 в Оксфорде, там же учился и пел в хоре. Б. — автор 2 необычайно свободных по форме месс (одна из которых представляет собой пародию баллады Беншуа Dueil angoisseux) и 3 мотетов, наделенных весьма сложной ритмической структурой. Возможно, ему же принадлежат 8 песен, которые воспроизведены в ряде рукописных источников, часто с различными текстами на разных языках; некоторые из этих песен иногда приписываются и др. композиторам (например, популярная O rosa bella — Данстейблу). Судя по тому, что музыка Б. часто переписывалась, он пользовался известностью.

Бедо де Селль (Bédos de Celles), Франсуа (24.1.1709, Ко, — 25.11.1779, Сен-Дени). Французский органный мастер и автор ценного труда L’art du facteur d’orgues («Искусство изготовления органов», Париж, 1766—78), где подробно описываются конструктивные особенности французских классических органов и рассматриваются вопросы исполнительской практики.

Бедфорд (Bedford), Дэвид (Викерман) (р. 4.8.1937, Лондон). Английский композитор. Учился в КАМ у Беркли и в Венеции у Ноно. Выступал как исполнитель и аранжировщик поп-музыки. Стиль Б. развивался от экспериментальной простоты («Музыка для лунной ночи на Альбионе» [Music for Albion Moonlight] для сопрано и секстета, 1965) к минимализму в духе некоторых ведущих современных композиторов США («Конец звезды» [Star’s End] для рок-группы и оркестра, 1978). Много сочиняет для детей и юношества.

Бедфорд (Bedford), Стюарт (Джон Рудолф) (р. 31.7.1939, Лондон). Английский дирижер, брат Д. Бедфорда. Учился в КАМ (где преподает с 1965) и в Оксфорде; с конца 1960-х — дирижер Фестивальной оперы в Глайндбёрне и Английской оперной группы. Провел сценические премьеры опер Бриттена «Оуэн Уингрейв» (1973, Ковент-Гарден) и «Смерть в Венеции» (1973, Олдбро; 1974, Метрополитен-опера). Выступает также как пианист-ансамблист.

Безар (Besard), Жан-Батист (ок. 1567, Безансон, — после 1617, ?). Французский лютнист и композитор. Обучался праву и медицине во Франции и в Италии; позднее обосновался в Германии. Составленный им сборник Thesaurus harmonicus (1603) включает 403 пьесы для лютни (некоторые из них — с вокальной партией), принадлежащие 21 композитору, в т. ч. самому Б. В сборнике представлены почти все известные в то время формы инструментальной музыки; многие пьесы впоследствии воспроизводились в др. сборниках. Менее объемистое издание аналогичного рода, Novus partus, вышло в свет в 1617. Оба сборника включают руководство по игре на лютне.

Бёзендорфер (Bösendorfer). Австрийская фирма по производству роялей и пианино. Основана в 1828 в Вене Игнацем Б. (1796—1859). Рояль фирмы Б. удостоился высокой оценки Листа, что значительно повысило спрос на ее продукцию. Первоначально фирма производила только инструменты с венским молоточковым механизмом, к концу XIX в. перешла на английский механизм с репетицией. В 1828—1975 фирмой были созданы 33 модели инструментов. Производительность фирмы Б. сравнительно невелика, однако ее инструменты, прежде всего большие концертные рояли, ценятся чрезвычайно высоко. В 1966 фирма перешла во владение американской компании Кимбелл.

Безоцци (Besozzi). Семья итальянских музыкантов. Алессандро (старший) (творил в 1680—1700 в Милане) — оперный певец и композитор. Его брат Кристофоро (1661—1725) — гобоист и фаготист при дворе герцога Пармы. Сыновья Кристофоро, Джузеппе (1686—1760), Алессандро (младший) (1702—1793) и Паоло Джироламо (1704—1778) — гобоисты. Первоначально все они работали в Парме; впоследствии Джузеппе играл при неаполитанском дворе, а Паоло Джироламо (игравший также на фаготе) и Алессандро служили при туринском дворе и гастролировали в Париже. Алессандро был плодовитым автором сонат.

Сыновья Джузеппе, Антонио (1714—1781) и Гаэтано (1727—1798), — гобоисты, много гастролировали по Европе; первый работал преимущественно в Дрездене, а второй — в Париже. Сын Антонио, Карло (1738 — после 1798), также работал гобоистом в Дрездене. Правнук Гаэтано, Луи-Дезире (1814—1879) — французский пианист и композитор.

«Без солнца». Вокальный цикл Мусоргского для голоса и фп., 6 романсов на слова Арсения Голенищева-Кутузова (1874). Инструментован Денисовым для баса и оркестра (1982).

Бейбл (Бабель, Babell), Уильям (ок. 1690, Лондон[?], — 23.9.1723, Айслингтон). Английский клавесинист, органист и композитор французского происхождения. Ученик Пепуша. Выступал в Лондоне с 1711. Прославился как клавесинист-виртуоз и автор эффектных переложений арий из опер Генделя и др. композиторов. Сочинял сольные сонаты и концерты. Одним из первых стал подробно выписывать мелодические украшения; его орнаментика (в т. ч. в сонатах для гобоя) дает яркое представление об исполнительской практике начала XVIII в.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011