Бартолоцци — Батон

Бартолоцци (Bartolozzi), Бруно (8.6.1911, Флоренция, — 12.12.1980, Фьезоле). Итальянский композитор и теоретик. Учился и преподавал во Флорентийской консерватории. Известен не столько своими музыкальными произведениями, сколько переведенной на многие языки книгой об исполнении созвучий (мультифоников) и о др. необычных способах игры на деревянных духовых инструментах (1967).

Бартош (Bartoš), Ян Зденек (4.6.1908, Двур Кралове, — 1.6.1981, Прага). Чешский композитор и скрипач. Учился в Пражской консерватории; с 1958 преподавал там же. Автор опер, балетов, концертов для разных инструментов, 6 симфоний (1949—78) и др. произведений, продолжающих традиции Дворжака и Сука.

Баршай, Рудольф Борисович (р. 28.9.1924, станица Лабинская). Русский и израильский альтист и дирижер. Учился в Московской консерватории у Вадима Борисовского (альт). В 1956 основал Московский камерный оркестр (в настоящее время — Государственный камерный оркестр России). Под руководством Б. оркестр освоил огромный репертуар, по большей части новый для советской публики 1950—60-х; специально для оркестра писали многие советские композиторы, в т. ч. Шостакович, Свиридов, К. Караев, Б. Чайковский. В 1977 Б. эмигрировал в Израиль. Возглавлял Израильский камерный оркестр. Выступает и как симфонический дирижер (в 1982—88 был главным дирижером Борнмутского СО, в 1985—88 возглавлял Ванкуверский СО).

Бас (лат. bassus, итал. basso — «низкий»). (1) Нижний голос многоголосной композиции, нижний тон аккорда. Термин «Б.» в этом значении используется с середины XV в., когда партию нижнего из двух контратеноров (1) в четырехголосном складе стали называть contratenor bassus.

(2) Низкий мужской голос. Обычный диапазон Б. — F—e΄. Голос этого типа утвердился в полифонических композициях начиная с XV—XVI вв. В ранних операх Б. поручались главным образом роли богов и потусторонних существ, несколько позднее также старцев и монархов. В XVIII в. Б. ассоциировался преимущественно с аффектами ярости и гнева; с другой стороны, для Б. предназначалась партия Иисуса Христа в пассионах и ораториях. В середине и особенно во 2-й половине столетия большое распространение получил комический, или характерный, Б. (basso buffo), партии для которого писали Перголези, Моцарт, Россини и др. В операх XIX в. Б. служил главным образом для воплощения отрицательных или демонических персонажей (Писарро, Каспар, Альберих, Фафнер, Хаген, Мефистофель; многие партии этого амплуа предназначены для «глубокого Б.» [basso profondo]) и носителей власти (Филипп II, Великий инквизитор, король Марк, Борис Годунов и др. партии для так наз. «благородного Б.» [франц. basse noble] или «певучего Б.» [итал. basso cantante]). В русской церковной музыке встречается глубокий Б. («октава») с диапазоном от B1 или даже от A1.

(3) Термином «Б.» иногда обозначают инструменты басового регистра, прежде всего контрабас (в симфоническом или камерном оркестре и джазовом ансамбле) и тубу (в духовом оркестре), а также низкие инструменты отдельных семейств. Басовая флейта in C, бас-кларнет in B и басовая труба звучат на октаву ниже обычных (сопрановых) разновидностей этих инструментов, басовый саксофон in B — на октаву ниже тенор-саксофона, басовый тромбон in G или in F — на малую терцию или кварту ниже тенорового. «Басовая туба» — синоним просто тубы. В семействе виол функцию Б. выполняет басовая виола или виола да гамба. В конце XVII в. во Франции получила распространение басовая скрипка (basse de violon) — инструмент, настроенный на тон ниже виолончели (т. е. B1—F—c—g).

Бас-баритон. Мужской голос с диапазоном ок. As—f΄. Для голоса этого типа предназначены, в частности, некоторые партии в операх Вагнера (Голландец, Вотан, Ганс Закс).

Бас-гитара. Большая электрическая гитара, обычно с 4 толстыми струнами, изобретена в 1951. Стандартная настройка: E΄—A΄—D—G.

Бас-данс (франц. basse danse, букв. «низкий танец»; итал. бассаданца [bassadanza]). Придворный танец в умеренном темпе и, как правило, в четырехдольном размере, распространенный во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной XIV и серединой XVI в. В Б.-д. не было быстрых па и высоких прыжков, характерных для «высокого танца» (итал. alta danza) или сальтарелло. Музыка для Б.-д. обычно импровизировалась на основе cantus firmus.

Басийи (Bacilly), Бенинь де (ок. 1625, Нормандия[?], — 27.9.1690, Париж). Французский вокальный педагог и композитор. Большую часть жизни прожил в Париже. Автор нескольких сборников шансон, светских и духовных арий, а также трактата Remarques curieuses sur l’art de bien chanter («Замечания об искусстве хорошо петь», 1668). Эта книга — важнейший источник сведений о французском вокальном исполнительстве XVII в.

Бас-кларнет (итал. clarinetto basso, англ. bass clarinet, франц. clarinette basse, нем. Baßklarinette). Кларнет в строе B, звучащий на октаву ниже обычного кларнета in B (см. рис. к статье Деревянные духовые инструменты). Нижний звук — Es (у французских и английских инструментов) или D (у немецких инструментов). Самые ранние сохранившиеся образцы были произведены в 1793 и предназначались, по-видимому, для замены фаготов в военных оркестрах. В симфоническом оркестре используется с середины XIX в. (один из ранних случаев — «Гугеноты» Мейербера, 1836).

Бассаданца (bassadanza, от итал. bassa danza — «низкий танец»). Итальянская разновидность французского придворного танца бас-данс.

Бассани (Bassani), Джованни Баттиста (ок. 1657, Падуя, — 1.10.1716, Бергамо). Итальянский композитор, скрипач и органист. Возможно, учился у Кариссими. Работал главным образом в Ферраре и Бергамо, где с 1686 занимал пост капельмейстера. Был плодовитым композитором, написал 9 опер и 15 ораторий, однако самой известной частью его наследия остаются трио-сонаты для струнных. Между тем многое в церковных и светских кантатах Б. заслуживает внимания, а среди его месс и мотетов есть значительные образцы стиля кончертато. Церковная музыка Б. представляет интерес как связующее звено между духовными произведениями Монтеверди и творчеством Вивальди, Дуранте, Перголези.

Бассано (Bassano), Джованни (ок. 1558, ?, — лето[?] 1617, Венеция). Итальянский корнетист и композитор. Играл в инструментальном ансамбле венецианского собора св. Марка, позднее возглавил его; был также учителем пения в семинарии при соборе. Автор учебных пособий, в т. ч. по орнаментике, оказавших влияние на венецианских композиторов (в частности, на Дж. Габриэли). Среди произведений — канцонетты и многохорные мотеты.

«Бассариды» («Вакханки», The Bassarids). Опера с интермеццо Хенце на либретто Одена и Честера Колмана (Kallman) по Еврипиду (1966, Зальцбург).

Бассетгорн (нем. Bassetthorn, итал. corno di bassetto — «басовый рог»). Духовой инструмент семейства кларнетов в строе F (редко G или Es). Нижний звук диапазона (по письму) — c. Был распространен в XVIII в., особенно после 1770. Использовался Моцартом (в Серенаде для 12 духовых и контрабаса K 361, 1781, масонских пьесах, «Волшебной флейте», Реквиеме).

Бассет-кларнет. Современное название сопрановой разновидности кларнета с нижней частью диапазона, расширенной, как у бассетгорна, до c (по письму). Партии для Б.-к., сконструированного А. Штадлером, фигурируют в некоторых партитурах Моцарта.

Бассетт (Bassett), Лесли (р. 22.1.1923, Хансфорд, Калифорния). Американский композитор и педагог. Учился в Мичиганском университете у Финни, чьим влиянием отмечено все его творчество. С 1952 — преподаватель того же университета (в 1970 возглавил кафедру композиции). Пишет главным образом камерную и духовную хоровую музыку. Его Вариации для оркестра (1963) удостоились Пулитцеровской премии.

Басси (Bassi), Луиджи (5.9.1766, Пезаро, — 13.9.1825, Дрезден). Итальянский певец (баритон). На пражской премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786) выступил в роли Фигаро, а год спустя стал первым исполнителем заглавной партии в опере «Дон Жуан». В 1815 возглавил итальянскую оперную труппу в Дрездене.

Basso continuo ассо континуо) — см. Цифрованный бас.

Basso ostinato ассо остинато, итал. «упорный бас»). Короткая, многократно повторяющаяся фигура в басовом голосе; составляет фон для непрерывно обновляемых верхних голосов (см. также Граунд). На B. o. построены многие итальянские и испанские танцевальные и песенные формы Возрождения и барокко, в т. ч. романеска, руджеро, малагенья, фолия. Стандартные гармонические последования, характерные для этих форм, проникли в оперу («бас малагеньи» I—VII—VI—V в финальном дуэте из оперы «Коронация Поппеи» с музыкой Б. Феррари) и инструментальную музыку высоких жанров в качестве основы для вариаций. Важнейшие барочные вариационные формы на B. o. — чакона и пассакалья; их основа обычно мыслится не как простое гармоническое последование, а как целостная мелодическая идея (таковы знаменитые пьесы Баха — Чакона из Партиты BWV 1004 для скрипки соло и Пассакалья BWV 582 для органа). Иногда остинатная басовая фигура повторяется на протяжении всей пьесы без изменений; в иных случаях она варьируется, реже транспонируется в другую тональность. В чаконах Люлли и Рамо остинатный бас трактуется весьма свободно, а в чаконах более поздних авторов, в т. ч. Глюка и Моцарта (K 367), он сохраняется лишь в рудиментарной форме. В XIX в. форма вариаций на B. o. применялась редко (32 вариации для фп. Бетховена, интерлюдия из 3-го акта оперы Вагнера «Парсифаль», финал 4-й симфонии Брамса). Она вновь получила широкое распространение в XX в., в т. ч. у мастеров новой венской школы (Пассакалья для оркестра Веберна, 8-я часть «Лунного Пьеро» Шёнберга, 4-я сцена 1-го акта оперы Берга «Воццек»), Шостаковича (интерлюдия из 2-го акта оперы «Леди Макбет Мценского уезда», отдельные части ряда симфоний, квартетов и др.), Стравинского (кода финала Симфонии псалмов, где фигура B. o. состоит из четырех половинных нот в размере 3/2, т. е. ее положение относительно тактовой черты постоянно меняется), Бриттена, Хиндемита и др.

Бастианс (Bastiaans), Йоханнес Гейсбертус (31.10.1812, Вильп, — 16.2.1875, Харлем). Нидерландский органист и композитор. Учился в Лейпциге у К. Ф. Беккера и Мендельсона. С 1838 работал церковным органистом в Девентере, Амстердаме и Харлеме. Автор четырехголосных хоралов и многочисленных произведений для органа, обнаруживающих влияние Мендельсона. Написал также руководство по гармонии (1867). Активно пропагандировал в Голландии музыку И. С. Баха.

«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne). Одноактный зингшпиль Моцарта K 50 на либретто Ф. В. Вайскерна (Weiskern) и И. А. Шахтнера (Schachtner) по «Деревенскому колдуну» Руссо (1768, Вена).

Батай (Bataille), Габриэль (ок. 1575, Бри[?], — 17.12.1630, Париж). Французский композитор, лютнист и поэт. С 1619 служил при королевском дворе. Между 1608 и 1615 выпустил 6 сборников полифонических придворных арий ведущих композиторов в собственной аранжировке для голоса и лютни. Сочинял песни, в т. ч. для придворного балета, и псалмы, в которых следовал правилам «размеренного пения», установленным Баифом.

Бати (Bati), Лука (ок. 1550, Флоренция, — 17.10.1608, там же). Итальянский композитор. Служил соборным капельмейстером в Пизе (1596), затем — при дворе Медичи; с 1598 или 1599 — соборный капельмейстер во Флоренции. Созданная им театральная музыка для придворных свадеб и флорентийских карнавалов утеряна. Что касается его сохранившихся мадригалов (1594, 1598) и произведений для церкви, то они отличаются высокими достоинствами, хотя и сравнительно консервативны по стилю.

Батифон (bathyphone, от греч. «глубокий», «сильный» и «звук»). Контрабасовый кларнет в строе C с диапазоном E1—c΄. Изобретен Вильгельмом Вибрехтом (Wiebrecht), производился с 1839.

Батлер (Butler), Чарлз (ок. 1560, Уайкомб, — 28 или 29.3.1647, Вутон-Сент-Лоуренс). Английский музыкант, священник. Получил гуманитарное образование в Оксфорде. Ценным документом эпохи является труд Б. Principles of Musik («Основы музыки», 1636), в котором рассматривается роль музыки в церковной и светской жизни.

Батон (Bâton), Шарль (начало XVIII в., Версаль, — после 1754, Париж). Французский композитор и исполнитель на колесной лире. Во многом благодаря его отцу Анри (ум. 1728) простонародные волынка (см. Мюзетт [1]) и колесная лира вошли в моду среди высших слоев общества. Б. продолжил дело своего отца, сочинив сюиты и сонаты для обоих инструментов.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011